Предмет и структура философского знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 17:50, реферат

Описание работы

Философия -- это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии.

Определение предмета философии предполагает ответ на вопрос "Что изучает философия?", т.е. уточнение той совокупности явлений, объектов и процессов реальности, которые подлежат духовному освоению средствами философии и отражены в системе философского знания.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 31.23 Кб (Скачать)

Принято считать, что  философская антропология как самостоятельная  отрасль философского знания возникает  в трудах европейских мыслителей XVIII в. Однако элементы философско-антропологических  знаний легко обнаруживаются уже  у древних философов. Особое развитие философская антропология получила в XX в.

Социальная философия — раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы. Общество — это совместное бытие людей. В чем состоят основы этого бытия? При каких условиях общество сохраняет свою целостность и жизнеспособность? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни? Как соотносится общество и личность? — таковы основные вопросы социальной философии.

Социальную философию  следует отличать от конкретных наук об обществе. Особенно близка к социальной философии социология. Однако при  всей близости эти дисциплины не совпадают  между собой. Социология исследует  общество как объективную структуру, из которой мысленно исключаются  отдельные личности, воля и мотивы поступков отдельных людей. Предметом  социологии являются по преимуществу большие массы людей, классы, социальные институты и иные общности людей. В отличие от социологии социальная философия не исключает личность. Напротив, соотношение общества и  личности является одной из ее важнейших  тем.

Длительное время  в нашей стране функции социальной философии и социологии, а также  философии истории выполнял так  называемый «исторический материализм». Это была идеологическая дисциплина, целиком подчиненная политическим задачам правящей партии. Она рассматривала  социально-философские проблемы односторонне и тенденциозно.

Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.

Этика — учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.

Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.

История философии рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущего.

История философии  является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.

Мы ограничились предельно  краткой характеристикой основных разделов философии. Такая краткость  оправдана только для введения в  философию. Необходимо помнить, что  в действительности каждый из названных  разделов представляет собой исключительно  сложный и многообразный комплекс проблем и предполагает наличие  множества различных подходов к  их решению.

Специфика философии как науки

Второй важной тенденцией в трактовке философии  является ее понимание в качестве науки. В истории философии, как особой сферы научного знания, обнаруживается три главных значения понятия философии: староантичное, традиционное и современное. У своих истоков философия была синкретическим знанием о природе, бытии, космосе. Она только начинала отделяться от обыденного знания и мифологии, но еще не разошлась с зарождающимся научным познанием мира. Поэтому первое понимание философии было связано с историческим отделением совокупного философско-научного знания или «протознания» от мифологии в античном мире и от богословия в эпоху Возрождения. Такого понимания философии придерживались Аристотель, а позднее Бэкон и Декарт. Распространенность этого взгляда, вплоть до начала XIX века, сказывалась в том, что философией назывались специальные науки. Так, сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», а книга Ж.-Б. Ламарка по биологии - «Философия биологии».

Традиционное понимание  философии как учения о всеобщем встречается еще у Аристотеля, хотя и не имеет соответствующего обоснования. Его «первая философия», противостоящая частным наукам, получила впоследствии название «метафизика», то есть стоящая после физики. Это понимание философии как науки довольно сильно выражено в немецкой философской традиции. Если Кант лишь ставил вопрос о том, как возможна метафизика в качестве науки, то Гегель обстоятельно доказывал, что философия является наукой, более того «наукой наук». Позже Энгельс рассматривал философию прежде всего с точки зрения диалектики как науки.

К современному понятию  философии ближе не «протознание», а понятие «метафизика», хотя оно и не сводится к нему. Формирование нового понимания философии обусловлено не только окончательным размежеванием философии и частных наук в теоретической сфере, но и с обретением ими собственного предмета, проблематики и категориального аппарата. Современная философия уже не может претендовать на роль «науки наук», включающей в себя все знание. Тем не менее связь философии с наукой не только не прерывается, но все более усиливается, хотя и на новой, более адекватной им основе.

Философия, претендующая на научность, испытывает сильное воздействие  на нее крупных научных открытий, что способствует ее развитию. Этому  содействовали успехи естествознания в Новое время и в конце XIX - начале ХХ вв. Сегодня этому служат достижения в таких междисциплинарных  интегративных научных направлениях как кибернетика, системный подход, синергетика. Существует и обратное мировоззренческое и методологическое влияние философии на частные  науки, способствующее их интенсивному развитию.

В современном обществе, в связи с провозглашением  отдельными мыслителями беспредельного мировоззренческого плюрализма, возникает  опасность победы суеверия над научным  мировоззрением. Опасные социальные последствия этого могут оказаться  весьма тяжелыми. Историческими примерами  такого рода последствий могут служить  инквизиция, религиозный фанатизм и  фундаментализм, фашизм, а также  гонения на кибернетику, генетику и  т.д. В связи с этим перед представителями  научной философии стоит задача распространения научного мировоззрения, всемерное отстаивание своих  мировоззренческих позиций. 

Информация о работе Предмет и структура философского знания