Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:14, контрольная работа
Определения философии и ее предмета остаются постоянным объектом дискуссии. До середины 80-х годов XX столетия соответствующие представления в советской философской мысли отличались явным уклоном в сторону гносеологизма и сциентизма. Правда, этот уклон никогда не был столь же последовательным, как, например, в аналитической (неопозитивистской) философии, поскольку мировоззренческая природа философии в большей или меньшей степени всегда признавалась. Вместе с тем мировоззренческая компонента философского знания нередко уходила на второй план из-за переоценки «научной» составной. Так, уже в 90-х годах нашего столетия в учебных пособиях, монографиях читаем: «Философия - это наука»; «Наиболее перспективным представляется понимание философии как науки...» Соответственно «наиболее общим определением является формула: «философия есть наука о формах всеобщего».
Введение с. 3-4
Предмет и объект философии как науки с. 5-9
Специфические черты философии с. 9-10
Заключение с. 11
Список литературы с. 12
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И АГРАРНОГО
РЫНКА
Контрольная
работа
На тему: «Предмет и объект философии как науки.
Специфические черты философии»
По предмету:
«Философия»
Студентки 2 курса
Группы ЭУ421
Кирдияновой Ольги Сергеевны
Преподаватель:
Болотникова Е. Н.
Самара, 2011
Содержание
Введение
Предмет
и объект философии как науки
Специфические
черты философии
Заключение
Список
литературы
Введение
Определения философии и ее предмета остаются постоянным объектом дискуссии. До середины 80-х годов XX столетия соответствующие представления в советской философской мысли отличались явным уклоном в сторону гносеологизма и сциентизма. Правда, этот уклон никогда не был столь же последовательным, как, например, в аналитической (неопозитивистской) философии, поскольку мировоззренческая природа философии в большей или меньшей степени всегда признавалась. Вместе с тем мировоззренческая компонента философского знания нередко уходила на второй план из-за переоценки «научной» составной. Так, уже в 90-х годах нашего столетия в учебных пособиях, монографиях читаем: «Философия - это наука»; «Наиболее перспективным представляется понимание философии как науки...» Соответственно «наиболее общим определением является формула: «философия есть наука о формах всеобщего».
Сегодня
постепенно утверждается тенденция истолкования
предмета философии как органически сочетающего
в себе и гносеологические, и аксиологические
стороны. Магистральное развитие идей
относительно того, что такое философия,
пошло в направлении понимания мировоззрения
как более объемного фактора (понятия)
по сравнению с философией. В результате
история мировоззрения стала выглядеть
как поступательный процесс смены мифа
религией, а затем философией. И, следовательно,
философия является высшей из форм мировоззрения.
Правомерно стала выделяться и отличительная
черта этой высшей формы. В частности,
сущность философии была квалифицирована
как теоретическая. Эта черта философии
отличает ее, прежде всего от мифа, в котором,
хотя и можно порой найти какую-то общую
(объяснительную) схему, однако она не
носит здесь теоретического характера.
В большей степени, нежели миф, доктринально-объяснительный
характер присущ религии (особенно ее
мировым разновидностям), но она, в отличие
от философской теории, опирается, по преимуществу,
не на науку, разум или знания, а на веру,
иррациональные и сложные социально-психологические
состояния (тревога, страх и т. п.).
Предмет и объект философии как науки
Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.
Структура философии заключает в себе 3 основных уровня:
1) Всеобщий (Философия всеобщего уровня) создаются всеобщие философские теории (теория движения, теория систем и др.). Это является теоретическим базисом философии и всех остальных наук.
2) Философия среднего уровня изучает всеобщие законы основных систем действительности, например натур философия — философия природы, социальная философия — всеобщая философия общества.
3) Прикладная философия, в рамках которой изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (Философия экономики).
Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии. Функции философии:
1) Общенаучная функция. То, что в рамках философии создаются базисные (всеобщие теоретические концепции). Философия — есть наука о всеобщем.
2) Методологическая функция. То, что Философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук.
3) Социальная функция. То, что в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества (как целостной системы).
4) Нормативная функция. В рамках философии создаются этические теории, т.е. Философия является и этикой.
5) Мировоззренческая функция. Философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения.
Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу мировоззрения и науке, можно выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную, воспитательную, т. е. духовно-гуманистическую, и критическую функции философии. Формируя представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т. д., Философия выполняет мировоззренческую функцию. Велика роль философии в качестве методологической функции. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Среди разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой. Эти методы называют частнонаучными. Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что Философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. В силу этого Философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания. Выполняя познавательную функцию, Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий. Эти понятия приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая Философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала философию с учением о категориях. Философия как наука имеет большую практическую значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей. Эти знания базируются на основаниях, пришедших из глубины веков, из них состоит фундамент современной науки. Философия показывает и сокращает путь к истине.
Понятие объекта философии всегда связано с объективной реальностью, которая существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает осваиваться субъектом, т.е. объект - это форма человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания)
Предмет философии - это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.
Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:
1) материальными - вещи, явления,
2) идеальными - понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.
Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой.
Предмет философии - это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости от объекта.
Предмет - это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта.
Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет материален.
Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы философии человека, общества и мира.
Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию:
1) мира - философская антология и космология,
2) человека - философская антропология, персонализм и экзистенциализм,
3) общества - социальная философия.
Но в
качестве предмета философии выступает
и природа, понимаемая в качестве
проявления сущего (вселенная, материя,
дух и т.д.) именно это использовали
философские школы
Среди всех предметов философии есть определяющие, к которым относятся проблемы человека, смысла и цели истории и человеческого существования, религиозно-нравственные вопросы.
К определяемым относятся проблемы мира, знания, языка.
К сопутствующим - проблемы натурфилософии.
Все они в совокупности и обеспечивают ту философскую матрицу, которая недоступна ни одной из других областей знания. Не правы те, кто считает, что основным вопросом философии является отношение мышления к бытию. Эта проблема значима в аспекте разграничения двух философских направлений: материализма и идеализма.
Специфические черты философии
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное
отличие философии от всех иных наук
заключается в том, что философия является
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
Информация о работе Предмет и объект философии как науки. Специфические черты философии