Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:56, реферат
Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. Общее понятие и содержание предм философии……………………..5.
2. Природа и специфика философских проблем. ………………………….10
3.Основные разделы философского знания…………………………………...20
4 Место философии в системе культуры. Философия и мир повседневности…………………………………………………………………22
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….27
6. Список использованной литературы……………………………………..….28
7. Контрольные задания к теме №1……………………………………..............29
Итак, многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:
В середине ХIХ века в предисловии к "К критике политической экономии" К. Маркс писал: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Так он сформулировал суть закона определяющей роли материального производства в жизни общества.
К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие производительные силы. Человек, трудящийся, является непосредственным субъектом труда. Прежде всего человек выступает так рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем сформированности культуры. Однако подобная трактовка наследия К.Маркса в старых учебниках достаточно схематична. Большой знаток марксизма В.С. Барулин подытоживает теоретические построения К.Маркса о производительных силах: "К.Маркс в качество человека как производительной силы включил все богатство его развития как общественного субъекта, как личности"
Большая
часть философов были сторонниками
частной собственности. Советская философия
унаследовала традиции К.Маркса и Ф.Энгельса,
вслед за представителями утопического
коммунизма, бескомпромиссно отрицавших
частную собственность. Для российской
философии это сыграло роковую роль:
проблема собственности в советский период
ее истории просто не ставилась.
4 Место
философии в системе
культуры. Философия
и мир повседневности.
Для философии культура является предметом изучения и осмысливания. Этим философия отличается от других форм культуры. Действительно, для науки предмет познания - не она сама, а природа; для искусства предмет творческой деятельности - не оно само по себе, а творимый им особый художественно-предметный мир; для политики цель ее устремления - не она сама, а власть и государство; для религии предмет познания и поклонения - опять же не она сама, а Бог. Поскольку задача науки и искусства, политики и религии не состоит в направлении рефлексии на самих себя, в их рамках не ставится вопрос о достижении полного сознания самих себя. Иначе говоря, они уясняют свою сущность, свое место в обществе и культуре лишь в той мере, в какой это необходимо для решения стоящих перед ними задач. Поэтому, только будучи постигнуты философски, отдельные формы культуры (наука, искусство, политика, система образования и воспитания, религия и др.) могут стать органическими частями единого целого культуры.
Очевидно,
что смысл и предназначение культуры
в том, чтобы возвышать и
На определенном этапе культура начинает распадаться на множество не связанных или почти не связанных между собой направлений и форм. Целое культуры утрачивается. Вот как характеризовал сложившееся положение П. Флоренский: «Уже давно, вероятно с XVI в., мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь... Да, уже давно попытка обогатиться духовно, покупается жертвою цельной личности. Жизнь разошлась в разных направлениях, и идти по ним не дано: необходимо выбирать. А далее, каждое направление жизни расщепилось на специальности отдельных культурных деятелей, вслед за чем произошло раздробление и их на отдельные дисциплины и узкие отрасли. Но и эти последние, естественно, должны были подвергнуться дальнейшему делению. Отдельные вопросы науки, отдельные понятии в области теоретической вполне соответствуют той же крайней специализации в искусстве, в технике, в общественности. И если нередко слышится негодование на механизацию фабричного труда, где каждому работнику достается лишь ничтожная часть какого-нибудь механизма, конструкции, и может быть, назначения которого он не понимает... то сравнительно с этой специализацией рук, насколько более вредной и духовно разрушительной должна быть оцениваема специализация ума и вообще душевной деятельности?»
В советское время в нашей стране задача обеспечения единства культуры решалась главным образом за счет насаждения единой государственной идеологии - марксизма-ленинизма. Это было определенным решением проблемы. Однако, как показали последующие события, идеологический путь обеспечения единства культуры неэффективен: единство оказалось формальным, поэтому непрочным. В постсоветское время остро переживается процесс распадения целостного культурного организма России и других стран постсоветского пространства. Распадение культуры вследствие дифференциации и соответствующей специализации сопровождается распадением ее вследствие количественного преобладания массовой и откровенно коммерческой культуры. В произведениях этих типов культуры ставятся задачи достижения быстрого эффекта популярности или коммерческого эффекта. Проблема развития и сохранения духовной целостности человеческого бытия перед создателями массово-коммерческой культуры просто не возникает. Если сравнивать в рассматриваемом аспекте положение в постсоветском пространстве с положением в западных странах, то в последних оно выглядит более благополучным, хотя и далеким от совершенства, так как там преодолены лишь экстремальные (самые крайние) отрицательные последствия расчленения культуры. Задачу синтеза культуры и сохранения ее единства нельзя решить раз и навсегда. Она требует постоянно возобновляемой работы духа. По существу своему это задача философская.
В процессе
осмысления культуры как целого философия
рассматривает ее не как готовый
безжизненный продукт чего-то другого,
а с точки зрения производства
культуры. По словам Э. Кассирера (1874—
1945), философское постижение культуры
«не удовлетворяется конечным продуктом,
но желает понять и тот особый способ
производства, который производит данный
продукт. Ведь от этой производительной
активности, отделявшейся постоянно
возобновляемой работы духа ,и зависит,
в конечном счете, не только язык, но и
миф, и религия, и искусство. Понять и прояснить
это для каждой отдельной отрасли духовной
деятельности человека, понять во всей
ее индивидуальности и особенности, во
всей неповторимости формы и способа существования
должна философия»'. Тем самым философия
направляет свои усилия на уяснение условий
существования культуры и ее форм Она
стремится понять искусство, науку, технику,
политику, религию, мифологию и т.д. не
только в их фактической данности, но и
обнаружить их истоки. В философии уясняется,
в частности, какой потребностью и творческой
силой человеческого духа порождается
та или иная форма культуры. Это дает основание
философскому анализу не останавливаться
на фиксации современного положения в
сфере культурного творчества, но и ставить
вопросы относительно того, какой культура
должна быть.
Заключение
В философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на жизненные вопросы.
Вместе
с тем надо иметь в виду, что
отдельные специализированные сферы
философского знания косвенно способны
приносить значительные .практические
результаты. Например, философия и методология
науки помогают отдельным наукам в решении
стоящих перед ними задач. Тем самым философия
способствует научному и техническому
прогрессу. Социальная философия участвует
в решении общественно-политических, экономических
и др. проблем. Можно с полным правом утверждать,
что во всех достижениях человечества
присутствует значительный, хотя и косвенный
вклад философии.
Список использованной литературы:
1. Белоусов
Н.А., Инговатов В.Ю. Основы
2. Введение в философию: В 2-х ч. Ч. 1. - М.: Политиздат, 1989. - С.20-40, 48-60, 74-76.
3. Голубинцев
В.О., Данцев А.А., Любченко В.С.
Философия для технических
4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С.12-22.
5. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - Гл. 1.- С. 6-25.
6.Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 1998. — 520 с.
7.А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина «Философия. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников по темам: «Предмет философии», «Античная философия». М., 2000
8.Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.
9.Смирнова
Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.:
ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 1
Задание № 1 Древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.) утверждал: «Ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются. Занимаются её те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами».
Согласны ли Вы с данным утверждением? Кто, на Ваш взгляд, действительно, способен к философскому творчеству? Дайте письменно развернутую характеристику приведенного высказывания.
Ответ:
Да согласна. Платон был первым философом,
который попытался осмыслить понятия
«философия» и «философ». Кто же такой
философ? В диалоге «Пир» говорится,
что есть две категории существ, которые
не занимаются философией; 1) боги и мудрецы,
потому что они уже мудрецы; 2) невежды,
потому что они считают себя мудрецами.
Занимаются философией те, кто находится
посредине между мудрецами и невеждами.
Философ тот, кто знает о своем незнании
и стремится его преодолеть. Он стремится
к мудрости, красоте и благу. Итак, философ
предстает как человек, который стремится
к мудрости и приоткрывает высший, божественный
мир. С точки зрения Платона, это мир
идей, вечных, божественных сущностей.
Идея – вечна. Идеи не видны, скрыты, их
надо открыть с помощью разума. Это и есть
работа философии: открывать вечное и
неизменное, единое во многом.
Задание № 2 Онтология, как один из основных разделов философского знания, изучает следующие проблемы:
1) духовную сферу жизни общества;
2) взаимоотношение материи и сознания;
3) сущность и природу человека;
4) общественно-экономические формации;
5) сущность и происхождение бытия;
6) границы и безграничность познания;
7) структуру бессознательного в человеке;
8) субстанциональность бытия и её формы;
9) категории сущего;
10) теорию истины.
Выберите четыре варианта ответов, которые считаете наиболее верными.
Ответ:
Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией?
3) сущность и природу человека;
5) сущность и происхождение бытия;
8) субстанциональность бытия и её формы;
2) взаимоотношение
материи и сознания
Информация о работе Предмет философии и её роль в жизни общества