Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Данная контрольная работа посвящена рассмотрению темы «Что такое правовое государство?». Эта тема очень актуальна в наше время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности, и миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, оно есть в настоящем, и будет в будущем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Правовое государство…………………….…………………………………….4
1.1. Возникновение и развитие идеи правового государства………………...4
1.2. Основы правового государства……………………………………………5
1.3. Понятие правового государства…………………………………………..6
2. Признаки правового государства………………………………………………7
2.1. Верховенство закона права и закона во всех сферах жизни общества…8
2.2. Реальное разделение властей…………………………………………….....9
2.3. Гарантированность прав и свобод граждан……………………………….11
2.4. Взаимная ответственность государства и личности……………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………14

Работа содержит 1 файл

контрольная работа что такое правовое государство.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

       Так же в комментарии к Конституции РФ рассматривается такое положение, как отношение дипломатических и консульских представительств иностранных государств, отношение представительств международных организаций и их сотрудников, находящихся на российской территории, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом (то есть неприкосновенностью), к Конституции РФ. Они обязаны уважать и не нарушать ее.

        Как уже было сказано выше, все должностные лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с законом, обязаны соблюдать и не нарушать его. А за нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской ответственности.

        Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан

      

2.2. Реальное разделение властей.

 

         Правовое государство в отличие  от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил, центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

        Законодательная власть обладает  верховенством, поскольку она  устанавливает правовые начала  государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет, в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.

        Однако верховенство законодательной  власти не носит абсолютного  характера. Она находится под  контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

        Исполнительная власть в лице  своих органов занимается непосредственной  реализацией правовых норм, принятых  законодателем. Она носит правовой  характер лишь в том случае, если она является подзаконной  властью, действует на началах  законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

        Судебная власть призвана охранять  право, правовые устои государственной  и общественной жизни от любых  нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

         Идея разделения законодательной,  исполнительной и судебной властей  сопровождает поиск человеком  идеального государства на протяжении  многих веков. В зачаточном  состоянии они присутствовали  уже во взглядах древнегреческих философов, таких как Аристотель, Полибий. А основоположниками теории разделения властей следует считать англичанина Дж. Локка (1632-1704 г.) и француза Шарля-Луи Монтескье (1689-1755 г.).

         В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР.

        А принятая, всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституция РФ содержала статью закрепляющую принцип разделения властей в Российской Федерации. Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

        Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия  Федерального Собрания или судебных органов - Конституция РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция РФ). В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 п. ”б”, Конституции РФ).

       Многие страны, в том числе и Россия, в основу правового регулирования, в основу правовых отношений положили принцип разделения властей.

       Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

- законы должны  обладать высшей юридической  силой и приниматься только  законодательным (представительным) органом;

- исполнительная  власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

- между законодательным  и исполнительным органом должен  быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

- судебные органы  независимы, и в пределах своей  компетенции действуют самостоятельно;

- ни одна  из трех властей, не должна  вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

- конституционная  система должна предусматривать  правовые способы сдерживания  каждой власти двумя другими,  то есть содержать взаимные  противовесы для всех властей.

 

       Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

 

 

2.3. Гарантированность прав и свобод граждан.

 Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

 

2.4. Взаимная ответственность государства и личности.

       Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

         Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить её произвол. К ним относятся:

- политическая  ответственность правительства  перед органами государственной  власти;

- политическая  ответственность депутатов перед своими избирателями;

- юридическая  ответственность должностных лиц  государства любого уровня за  невыполнение своих обязанностей;

           На тех же правовых основах должна строиться ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего - государства, что является характерной чертой правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Данная контрольная работа посвящена идеи правового государства.

 

Цель данной работы - это попытка осмыслить  и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентируется внимание на характерных чертах правового государства России.

 

Итак, обобщив  использованный материал можно сказать, что правовое государство - это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права  и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей, социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей, социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права.

Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы  в конституции и законах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников и литературы.

 

Источники:

     1. Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. — М., 1997. — С. 238.

     2. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г. с историко-правовым комментарием. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 80 с.

     3. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tc.lib.ru/

 

Литература:

  1. Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. Ред. Ю. В.
  3. Кудрявцева. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1996. - 552 с.

     4. Лазарев Б. М., Что такое правовое государство? - М.: Знание, 1990. - 64 с.

 

 

 


Информация о работе Правовое государство