Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:17, контрольная работа
Данная контрольная работа посвящена рассмотрению темы «Что такое правовое государство?». Эта тема очень актуальна в наше время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности, и миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, оно есть в настоящем, и будет в будущем.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Правовое государство…………………….…………………………………….4
1.1. Возникновение и развитие идеи правового государства………………...4
1.2. Основы правового государства……………………………………………5
1.3. Понятие правового государства…………………………………………..6
2. Признаки правового государства………………………………………………7
2.1. Верховенство закона права и закона во всех сферах жизни общества…8
2.2. Реальное разделение властей…………………………………………….....9
2.3. Гарантированность прав и свобод граждан……………………………….11
2.4. Взаимная ответственность государства и личности……………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………14
Так же в комментарии к Конституции РФ рассматривается такое положение, как отношение дипломатических и консульских представительств иностранных государств, отношение представительств международных организаций и их сотрудников, находящихся на российской территории, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом (то есть неприкосновенностью), к Конституции РФ. Они обязаны уважать и не нарушать ее.
Как уже было сказано выше, все должностные лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с законом, обязаны соблюдать и не нарушать его. А за нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской ответственности.
Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан
2.2. Реальное разделение властей.
Правовое государство в
Законодательная власть
Однако верховенство
Исполнительная власть в лице
своих органов занимается
Судебная власть призвана
Идея разделения
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР.
А принятая, всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституция РФ содержала статью закрепляющую принцип разделения властей в Российской Федерации. Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция РФ). В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 п. ”б”, Конституции РФ).
Многие страны, в том числе и Россия, в основу правового регулирования, в основу правовых отношений положили принцип разделения властей.
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
- законы должны
обладать высшей юридической
силой и приниматься только
законодательным (
- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
- между законодательным
и исполнительным органом
- судебные органы
независимы, и в пределах своей
компетенции действуют
- ни одна
из трех властей, не должна
вмешиваться в прерогативы
- конституционная
система должна
Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
2.3. Гарантированность прав и свобод граждан.
Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
2.4. Взаимная ответственность государства и личности.
Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.
Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить её произвол. К ним относятся:
- политическая
ответственность правительства
перед органами
- политическая ответственность депутатов перед своими избирателями;
- юридическая
ответственность должностных
На тех же правовых основах должна строиться ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего - государства, что является характерной чертой правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная контрольная работа посвящена идеи правового государства.
Цель данной работы - это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентируется внимание на характерных чертах правового государства России.
Итак, обобщив
использованный материал можно сказать,
что правовое государство - это, государство,
обслуживающее потребности
Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.
Список использованных источников и литературы.
Источники:
1. Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. — М., 1997. — С. 238.
2. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г. с историко-правовым комментарием. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 80 с.
3. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tc.lib.ru/
Литература:
4. Лазарев Б. М., Что такое правовое государство? - М.: Знание, 1990. - 64 с.