Правовая сфера жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 02:14, контрольная работа

Описание работы

Философия (от др.-греч. - любовь к мудрости) - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему с опорой на конкретные исследования юридической науки, а так же юридические факты. а

Работа содержит 1 файл

Основное.docx

— 37.93 Кб (Скачать)

                                              Введение

     Философия (от др.-греч. - любовь к мудрости) - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему  с опорой на конкретные исследования юридической науки, а так же юридические факты. 
     Данная тема актуальна, поскольку, социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, так как главное его назначение  - это регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом. Из этого следует, что жизнь не только общества, но и каждого человека в отдельности напрямую зависит от степени развитости правовой системы государства. 
       Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий на протяжении долгого времени.  
         Цель контрольной работы – изучить сущность правовой сферы жизни общества, взаимоотношения права и политической власти, а так же изучить правовое состояние современного общества России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  права: традиционный и либеральный  подходы. 

       Право - система общеобязательных формально определенных правил поведения, установленных государством и поддерживаемых его принудительной силой, за нарушение которых устанавливается ответственность.

       Функции права в обществе:

  1. Право, являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя.
  2. Обязывая совершать активные положительные действия, право способствует развитию общественных отношений.
  3. Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определённый порядок в общество и государство, создаёт предпосылки для их активности и эффективности.
  4. В практической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государства. Принуждения к нарушителям правопорядка.
  5. Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

   Признаки права:

  1. Общеобязательность - нормы права регулируют поведение всех членов общества или определённых категорий общества.
  2. Формальная определённость - нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;
  3. Обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях)
  4. Многократность применения- нормы права рассчитаны на неограниченное количества случаев.

       Сущность, субстанцию права составляют не правила поведения (нормы, законы, кодексы), а то, что они призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее  выражение права, его историческая форма.

        Исторические особенности права:

  1. Объективный, исторический характер развития права. Роль законотворчества в организации правовой жизни достаточно велика. Речь идет лишь о том, что у субъективной воли законодателей есть свои объективные границы.
  2. Другой важной особенностью исторического развития права нужно признать его классовый характер. В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие именно через взаимодействие этих противоположностей, просто не может быть иначе.
  3. В качестве еще одной важной особенности функционирования сферы права необходимо отметить ее тесную связь с политическим устройством общества и государством. Именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером и охранителем правопорядка.

       Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. 
      Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, то есть социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве. 
     Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение — это регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства, когда между людьми установились отношения взаимозависимости и определенный баланс интересов. Внешним регулятором правовых отношений выступает закон. 
     При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный и либеральный, опирающийся на идею “естественных”, неотчуждаемых прав и свобод личности. 
     
Традиционный подход, фактически отождествляет право с законом. Оно представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В основном это обычная трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. При этом, если продумать эту практически общепринятую позицию до ее логического конца, то любое общество предстанет сборищем потенциальных преступников, которых лишь строгость и неотвратимость наказания удерживают от неблаговидных поступков. Здесь на первый план выходит репрессивная функция права. Его принципы и нормы видятся системой, огораживающей людей для их же собственного блага, что гарантирует относительную свобода и безопасность, выход же за ее пределы угрожает лишением того и другого. 
       Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает концепция, условно названная нами либеральной, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а наоборот, — его права и свободы. Термину “право” было бы возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права: прежде всего, именно право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и препинания.  
       Иными словами, основой права признаются естественные права и свобода человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы. 
       Исторические предпосылки данного требования понять нетрудно: боролась с усиливавшимся деспотизмом феодально-абсолютистских государств, в которых право являлось возведенной в закон волей правителя. Естественно, что в этих условиях процветали произвол и деспотизм. Главной задачей было нахождение нормативных ограничений деспотической власти государства, его огромной принудительной силы.  
        С приходом капитализма утверждаются новые формы поведения людей и соответственно иной тип личности. От человека в возрастающих масштабах требуют и культивируют такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность прежде всего за себя, а не за род или общину. Соответственно возникает и необходимость гарантий, защиты достигнутого в жизни путем индивидуальных усилий от произвола со стороны государства. Именно этот социальный запрос и стал базой просветительской философии права от Локка до Канта, сформулировавшей концепцию естественных прав и свобод человека. Таким образом, был подведен теоретический фундамент под идею о необходимости принудительного ограничения самой государственной власти.

    Высшим  принципом новой философии права  выступает признание независимости  каждого индивида, его полной самостоятельности  и не менее полной ответственности  за свою судьбу. Государство не мешает индивиду действовать основываясь на личном мнении, но и не несет ответственности за успех или крах его действий. «Запретительный» дух старого понимания права меняется на «разрешительный»: разрешено все, что не запрещено. 
    В современных условиях превалирует либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции появилось понятие правового государства; именно в ней удалось четко выделить основные правообразующие принципы, то есть показать, чем право отличается от бесправия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 2.Взаимоотношение права и политической власти

     Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и с его главным институтом – государством. Именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером и охранителем правопорядка. 
       Каждое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы осуществлять свои функции. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов, регулирует общественные отношения в условии цивилизации. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования. 
      Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. 
      Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества.  Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы. Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение – способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них – крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Именно такая тенденция характера для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики – политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством давления манипулирования общественным сознанием и т.п.

      Сделанные М. Вебером выводы о первичности феномена политической власти по отношению к государственно-правовым институтам и неправомерности ее отождествления с механизмом государственного управления, заложили основу для дальнейшего изучения взаимодействия права и политической власти в европейской и американской науке. К середине XX в. специалисты, занимающиеся данной проблемой, разделились на два основных направления — объективистское и субъективистское. Институциональная школа (Р. Бенедикс, Р. Дарендорф, Д. Ландберг, С. Липсет и др.) рассматривает власть как совокупность объективно существующих институтов и норм, порожденных социальными отношениями и функционирующих достаточно независимо от чьей-либо субъективной воли и поведения отдельных людей. Бихевиористское направление (Р. Барт, Э. Канетти, М. Фуко и др.) интересует прежде всего поведение индивидов и групп по осуществлению властных функций, его мотивация и формы, обусловленность поведения властным воздействием. 
       Каждая из данных теорий содержит несомненные рациональные начала, выявляющие различные сущностные свойства политической власти.  
       Действительно, всякая политическая власть может быть представлена как коммуникативное взаимодействие сторон — субъекта и объекта власти. 
    Суть взаимоотношения права и политической власти сводится к трем положениям: 
1.  Категорическое соблюдение основных прав и свобод личности; 
2. Верховенство закона, как центральной системы; 
3. Разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной).

        Так же можно выделить следующие основополагающие варианты взаимодействия между политикой и правом: 
          1. Подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»); 
          2.    Абсолютизация права и приписывание ему больших возможностей; 
          3. Сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства. 
       Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке. 
В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что юридическое право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. А действовать такое право будет только в условиях реального политического курса подлинно демократических и социальных реформ. 
Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России является соблюдение требований ее Конституции, других законов, норм международного права. Немаловажное значение имеют  правообразующие принципы: равенство, свобода, справедливость.  
     Только политика, основывающаяся на праве, будет подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество. Вне права и морали нет места для гуманистической и демократической политики. Идеал – это правовая, высокоморальная политика.
 

3.Объясните  понятие «правовое государство» 
Охарактеризуйте  современное правовое состояние нашего общества

       Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: 
          1.Права и свободы человека; 
          2.Всеобщее равенство перед законом; 
          3. Принцип разделения властей;

          4.Разрешение конфликтов через справедливый суд.

Сам термин «правовое государство» возник и  утвердился в немецкой юридической  литературе в первой третьи XIX века (в трудах К.Т.Велькера, р.Фон Моля и других), а в дальнейшем получил  широкое распространение 
     Можно выделить два основных принципа правового государства: 
       1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная сторона); 
       2. Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально – юридическая сторона). 
    Эти принципы действуют во всех сферах жизни общества, реально регулируя взаимоотношения людей. К сожалению, всеобъемлющая полнота реализации этих принципов почти невозможна для большинства современных государств. Подлинно правовое состояние общества еще не стало достоянием всего человечества.

Признаки  правового государств:

  1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.
  2. Равенство всех перед законом
  3. Ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот.
  4. Государство располагает стабильной Конституцией и 
    системой законодательства.
  5. Наличие отлаженного механизма, способного обеспечить 
    выполнение и защиту права, в том числе наличие эффективной  
    системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.),подчиняющихся 
    только закону.
  6. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность.
  7. Наличие гражданского общества, устойчивое правовое  сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества
  8. Принцип разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом

Информация о работе Правовая сфера жизни общества