Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 02:14, контрольная работа
Философия (от др.-греч. - любовь к мудрости) - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему с опорой на конкретные исследования юридической науки, а так же юридические факты. а
Философия (от др.-греч.
- любовь к мудрости) - дисциплина, изучающая
наиболее общие существенные характеристики
и фундаментальные принципы реальности
(бытия) и познания, бытия человека, отношения
человека и мира. Учение о праве
является частью социальной философии,
рассматривающей эту проблему с опорой
на конкретные исследования юридической
науки, а так же юридические факты.
Данная тема актуальна,
поскольку, социальный институт права
относится к регулятивной сфере общественной
жизни, так как главное его назначение
- это регуляция и контроль поведения индивидов,
заключение этого поведения в определенные
рамки, формы, приемлемые для общества
в целом. Из этого следует, что жизнь не
только общества, но и каждого человека
в отдельности напрямую зависит от степени
развитости правовой системы государства.
Право имеет закономерные
связи с такими институтами, как гуманизм,
права человека, социальная справедливость,
которые выступают объектами научных
и социально-политических дискуссий на
протяжении долгого времени.
Цель контрольной
работы – изучить сущность правовой сферы
жизни общества, взаимоотношения права
и политической власти, а так же изучить
правовое состояние современного общества
России.
Право - система общеобязательных формально определенных правил поведения, установленных государством и поддерживаемых его принудительной силой, за нарушение которых устанавливается ответственность.
Функции права в обществе:
Признаки права:
Сущность, субстанцию права составляют не правила поведения (нормы, законы, кодексы), а то, что они призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права, его историческая форма.
Исторические особенности права:
Правовая культура — неотъемлемая часть
общей культуры народа, базируется на
её началах, является отражением уровня
её развития, менталитета народа. Формирование
правовой культуры не есть обособленный
процесс от развития других видов культуры —
политической, моральной, эстетической,
Это комплексная проблема. Их объединяет
общность задачи — создание морально-правового
климата в обществе, который гарантирует
реальную свободу поведения личности
и соединении с ответственностью перед
обществом, обеспечивает её права, социальную
защищённость, уважение её достоинства,
то есть ставит человека в центр экономических,
социальных, политических, культурных
процессов.
Правовая сфера жизни
общества есть сфера действия права, то
есть социальное пространство, в пределах
которого функционируют правовые отношения,
основанные на действующем в том или ином
обществе праве.
Социальный институт права
относится к регулятивной сфере общественной
жизни, ибо главное его назначение — это
регуляция и контроль поведения индивидов,
заключение этого поведения в определенные
рамки, формы, приемлемые для общества
в целом. Социальный институт права обязан
своим происхождением процессам разделения
труда и развития товарного производства,
когда между людьми установились отношения
взаимозависимости и определенный баланс
интересов. Внешним регулятором правовых
отношений выступает закон.
При всей очевидности функций
и роли права в обществе его сущность,
природа и содержание продолжают оставаться
предметом дискуссий. В настоящее время
обсуждаются в основном два подхода к
пониманию сущности права: традиционный
и либеральный, опирающийся на идею “естественных”,
неотчуждаемых прав и свобод личности.
Традиционный подход,
фактически отождествляет право с законом.
Оно представляется системой общеобязательных
норм (правил) поведения людей, устанавливаемых
и поддерживаемых государством. В основном
это обычная трактовка права, когда оно
воспринимается как некий свод запретов
и карательных санкций за их нарушение.
При этом, если продумать эту практически
общепринятую позицию до ее логического
конца, то любое общество предстанет сборищем
потенциальных преступников, которых
лишь строгость и неотвратимость наказания
удерживают от неблаговидных поступков.
Здесь на первый план выходит репрессивная
функция права. Его принципы и нормы видятся
системой, огораживающей людей для их
же собственного блага, что гарантирует
относительную свобода и безопасность,
выход же за ее пределы угрожает лишением
того и другого.
Совсем иной подход
к пониманию сущности права выражает концепция,
условно названная нами либеральной,
которая возникла во второй половине XVIII
в. в рамках просветительской философии
и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье,
Ж.-Ж. Руссо и др. Она исходит из убеждения,
что в праве первичны не запреты и репрессии,
не ограничения поведения человека, а
наоборот, — его права и свободы. Термину
“право” было бы возвращено его подлинное
содержание, отражающее социальную природу
права: прежде всего, именно право человека
на жизнь, собственность, безопасность,
свободу совести, слова, перемещения и
препинания.
Иными словами, основой
права признаются естественные права
и свобода человека, которые должны соблюдаться
категорически, независимо от любых, пусть
даже самых целесообразных требований
момента. Никакой государственный запрет
и вообще никакое требование к индивиду
не должны покушаться на его неотъемлемые
права и свободы.
Исторические предпосылки
данного требования понять нетрудно: боролась
с усиливавшимся деспотизмом феодально-абсолютистских
государств, в которых право являлось
возведенной в закон волей правителя.
Естественно, что в этих условиях процветали
произвол и деспотизм. Главной задачей
было нахождение нормативных ограничений
деспотической власти государства, его
огромной принудительной силы.
С приходом капитализма
утверждаются новые формы поведения людей
и соответственно иной тип личности. От
человека в возрастающих масштабах требуют
и культивируют такие качества, как инициативность,
предприимчивость, самостоятельность,
ответственность прежде всего за себя,
а не за род или общину. Соответственно
возникает и необходимость гарантий, защиты
достигнутого в жизни путем индивидуальных
усилий от произвола со стороны государства.
Именно этот социальный запрос и стал
базой просветительской философии права
от Локка до Канта, сформулировавшей концепцию
естественных прав и свобод человека.
Таким образом, был подведен теоретический
фундамент под идею о необходимости принудительного
ограничения самой государственной власти.
Высшим
принципом новой философии
В современных условиях превалирует
либерально-просветительская трактовка
сущности права, оказавшаяся необычайно
плодотворной. Именно в этой философской
традиции появилось понятие правового
государства; именно в ней удалось четко
выделить основные правообразующие принципы,
то есть показать, чем право отличается
от бесправия.
2.Взаимоотношение права и политической власти
Важной особенностью сферы права является
его теснейшая связь с политическим устройством
общества и с его главным институтом –
государством. Именно оно дает материальную
силу праву, выступает гарантом, контролером
и охранителем правопорядка.
Каждое государство
связано с правом. Без издания законов
и других нормативно-правовых актов государство
не могло бы осуществлять свои функции.
Государство контролирует выполнение
законодательства, применяет принуждение
к тем, кто его нарушает. Право закрепляет
устройство государства, определяет компетенцию
его органов, регулирует общественные
отношения в условии цивилизации. Высшее
общественное предназначение права - гарантировать
в нормативном порядке свободу в обществе,
утверждать справедливость, создавать
оптимальные условия для развития в обществе
экономических и духовных факторов, исключая
произвол и своеволие в общественной жизни.
По своим исходным началам право призвано
быть стабилизирующим и умиротворяющим
фактором. Именно в этом заключена важнейшая
сторона правового регулирования.
Право и политика – две
взаимосвязанные сферы общественной жизни.
Взаимоотношения права и политического
государства двусторонни: с одной стороны,
государство санкционирует и констатирует
систему права, делая ее публичной, общеобязательной,
всеобщей, причем ее нарушение влечет
за собой меры государственного воздействия;
но с другой стороны, само государство
поддерживается и обеспечивается правом.
Общим между политикой
и правом является то, что они являются
регулятивными, взаимозависимыми системами
общества. Отличия же между ними в этом
смысле проистекают из того, что это различные
регулятивные системы. Четкое разделение
сферы и функций политики и права может
иметь весьма существенное значение –
способствовать преодолению некоторых
опасных тенденций в развитии общества
и его властных структур. Одна из них –
крайне расширительное толкование политики,
объявление политическими тех проблем,
которые могут быть решены административно-правовыми
средствами. Именно такая тенденция характера
для тоталитарных и авторитарных режимов.
Вместе с тем принижается значение и самой
политики – политические решения принимаются
не на основе научной стратегии и тактики,
а посредством давления манипулирования
общественным сознанием и т.п.
Сделанные М. Вебером выводы о первичности
феномена политической власти по отношению
к государственно-правовым институтам
и неправомерности ее отождествления
с механизмом государственного управления,
заложили основу для дальнейшего изучения
взаимодействия права и политической
власти в европейской и американской науке.
К середине XX в. специалисты, занимающиеся
данной проблемой, разделились на два
основных направления — объективистское
и субъективистское. Институциональная
школа (Р. Бенедикс, Р. Дарендорф, Д. Ландберг,
С. Липсет и др.) рассматривает власть как
совокупность объективно существующих
институтов и норм, порожденных социальными
отношениями и функционирующих достаточно
независимо от чьей-либо субъективной
воли и поведения отдельных людей. Бихевиористское
направление (Р. Барт, Э. Канетти, М. Фуко
и др.) интересует прежде всего поведение
индивидов и групп по осуществлению властных
функций, его мотивация и формы, обусловленность
поведения властным воздействием.
Каждая из данных теорий
содержит несомненные рациональные начала,
выявляющие различные сущностные свойства
политической власти.
Действительно, всякая
политическая власть может быть представлена
как коммуникативное взаимодействие сторон
— субъекта и объекта власти.
Суть взаимоотношения права
и политической власти сводится к трем
положениям:
1. Категорическое соблюдение основных
прав и свобод личности;
2. Верховенство закона, как центральной
системы;
3. Разделение властей (законодательной,
исполнительной, судебной).
Так же можно выделить следующие основополагающие
варианты взаимодействия между политикой
и правом:
1. Подчинение
политикой права (например, в силу «революционной»
или иной «политической целесообразности»);
2.
Абсолютизация права и приписывание ему
больших возможностей;
3. Сохранение
разумного взаимодействия политики и
права: совпадение курса демократических
реформ и задач формирования правового
государства.
Гармоничное взаимодействие
политики и права благотворно отражается
как на самих рассматриваемых феноменах,
так и на обществе в целом. Правовое и социальное
государство служит надежной основой
для осуществления подлинно демократической
политики в обществе, а она является, в
свою очередь, необходимым условием, для
соответствующего совершенствования
правовых норм в установленном порядке.
В современную эпоху вопрос о взаимосвязи
и взаимодействии государственной политики
с правом приобретает важнейшее значение
еще и потому, что юридическое право только
тогда справедливо и гуманно, когда оно
одинаково обязательно, а права и обязанности
равны для всех граждан, в том числе и для
чиновников госаппарата, депутатов, руководителей
государства. А действовать такое право
будет только в условиях реального политического
курса подлинно демократических и социальных
реформ.
Принципиальным условием прогрессивного,
демократического развития современной
России является соблюдение требований
ее Конституции, других законов, норм международного
права. Немаловажное значение имеют
правообразующие принципы: равенство,
свобода, справедливость.
Только политика, основывающаяся
на праве, будет подлинно разумной, стабилизирующей
и объединяющей общество. Вне права и морали
нет места для гуманистической и демократической
политики. Идеал – это правовая, высокоморальная
политика.
3.Объясните
понятие «правовое государство»
Охарактеризуйте
современное правовое
состояние нашего общества
Правовое государство — способ организации общества,
при котором обеспечивается господство
права и реализуются:
1.Права
и свободы человека;
2.Всеобщее
равенство перед законом;
3. Принцип
разделения властей;
4.Разрешение конфликтов через справедливый суд.
Сам термин
«правовое государство» возник и
утвердился в немецкой юридической
литературе в первой третьи XIX века
(в трудах К.Т.Велькера, р.Фон Моля
и других), а в дальнейшем получил
широкое распространение
Можно выделить два основных
принципа правового государства:
1. Наиболее полное
обеспечение прав и свобод человека и
гражданина, создание для личности режима
правового стимулирования (социальная
сторона);
2. Наиболее последовательное
связывание с помощью права государственной
власти, формирование для государственных
структур правового режима ограничения
(формально – юридическая сторона).
Эти принципы действуют во всех
сферах жизни общества, реально регулируя
взаимоотношения людей. К сожалению, всеобъемлющая
полнота реализации этих принципов почти
невозможна для большинства современных
государств. Подлинно правовое состояние
общества еще не стало достоянием всего
человечества.
Признаки правового государств: