Правовая культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Основные черты и тенденции развития современной философско-правовой теории определялись столетие назад, в ходе глубоких социальных изменений, положивших начало новейшей истории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР И ДЕМОКРАТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

философя права.doc

— 80.50 Кб (Скачать)
 
 

   СОДЕРЖАНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ 

   ПРОБЛЕМА  ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 

   ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ  ФИЛОСОФИЯ ПРАВА 

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР И ДЕМОКРАТИЯ 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Основные черты и тенденции развития современной философско-правовой теории определялись столетие назад, в ходе глубоких социальных изменений, положивших начало новейшей истории.

   Теоретическое содержание современных философско-правовых учений сложилось под влиянием научно-технической  революции и распространения  в общественном сознании своеобразной идейной позиции, получившей название сциентизма. Создавая новые доктрины, западные правоведы ориентируются, как правило, на господствующие представления о науке. Особое внимание они уделяют методологическому обеспечению своих концепций. Проблемы методологии права занимают сегодня центральное место в трудах наиболее видных теоретиков права и государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   I. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

   Правовая  культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо, прежде всего, для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.

   Так, при подходе с позиций повышения  роли человека в правовой жизни, в  обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры. Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

   В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о  месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки. Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой культуры, то вторая — появилась не так давно. Правовую культуру стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При таком подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о правовом феномене, близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности...».1   

   Очевидно, что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано  сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая культура», коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями, либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В данном случае происходит смешение правовой разновидности культуры с политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из приводимого автором перечня ценностей правовой культуры: принципы, формы и институты народовластия, структура, механизм политической и правовой системы социалистического общества и др., — так и из прямого его указания на то, что существует «особая система правовой культуры социализма, включающая основные правовые (и не только правовые) ценности...».2

   Иногда  правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум различным теоретическим уровням — соответственно философскому (исторический материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории, как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д., могут изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно-социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если исследуется одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть подвергнута философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом, что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне исторического материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию «право» философскую замену другим термином.

     В философской литературе отмечается, что «соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества».3  Следовательно, правовая подсистема общества — правовая надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его качество. Это означает, что правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества, пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества, правовая действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе как предельно широкие и во многом близкие друг другу категории. Представление обозначаемого ими объекта как системы позволяет говорить о правовой системе общества, в которую мы включаем юридическую деятельность, правовое сознание и субъекта правовой жизни общества.

   Правовая  культура занимает обособленное место  в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов.

     В зависимости от носителя правовой культуры различают:

Правовую  культуру общества правовую культуру личности правовую культуру профессиональной группы
 

 

     Правовая  культура общества - часть общей  культуры, представляющая собой систему  ценностей, накопленных человечеством  в области права и относящихся  к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

     Правовая  культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

     Культура  общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов  и других субъектов права. Она  выступает отправным моментом, базой  для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

     Правовая  культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

     В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности (высший уровень развития законодательства, правовую науку, законность, правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение, исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях укрепления законности.

     Итак, правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.

     По  субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и правовую культуру общества.

     Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное выполнение требований права человеком в  процессе его жизнедеятельности.

     Правовая культура личности - частица правовой культуры нации, общества и т.д., зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный, теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все остальные институты политической системы общества (религиозные, профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

     В данном процессе происходит реализация трансляции юридических знаний, познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, ценностно - нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической функйии правовой культуры.

     Праворегулятивная функция являет собой непрерывный  процесс приведения реального поведения  личностей, коллективов, государственных  и общественных институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо общества и граждан.

     Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение юридических знаний, норм, законов, процессов, кодексов и т.д. и на правильное применение их на практике.

     Правосоциализаторская функция призвана контролировать и  консолидировать социально неоднородное общество, т.к. пока в определенной степенизаконы  отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.

     Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и т.д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать из множества норм одну единственно правильную можно только хорошо владея предметом, четко зная законы, имея высокий уровень нравственной и правовой культуры, что и является мехпнизмом, способным помочь найти правильный и точный ориентир, принять верное решение. 

I. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

     Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, ЭК.П. Сартр и др.) специально не занимались проблематикой права и закона и не оставили соответствующих концепций экзистенциалистского учения о праве. Однако разработанные ими идеи и положения философского экзистенциализма стали исходной основой для формирования ряда философско-правовых концепций экзистенциалистского толка.

     В экзистенциализме подлинное существование человека (экзистенция), «бытие-в-мире», противопоставляется его неподлинному существованию в мире объективации (в сфере сложившейся культуры, общества, государства, закона и т. д.). При этом экзистенция трактуется как исходное (дорациональное и дорефлективное) переживание и постижение человеком своего бытия в мире. Человек, согласно экзистенциализму, существо одинокое, уникальное и конечное (смертное), которое «заброшено» судьбой в эту ситуацию (ситуации) бытия, озабочено ею, обречено считаться с ней, найти в ней свое место и сделать свой выбор.

Информация о работе Правовая культура личности