Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 00:48, доклад
Обычно выделяют две ступени познания: чувственную и мыслительную — хотя они неразрывно связаны между собой
Чувственное познание:
— основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Слово «чувственный» многозначно, оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством , как проявлением эмоций. Поэтому правильным было бы подразделять чувственное познание на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.
1. Чувственное познание. Живое созерцание (впечатление), ощущение, восприятие, представление. Познавательный образ.
2. Мышление. Левополушарное и правополушарное мышление. Логическое и образное. Рассудок и разум (рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое мышление). Формальная и диалектическая логики. Основные положения диалектики.
3. Материалистическая концепция познания как отражения действительности.
4. Воображение, фантазия.
5. Интуиция, ее роль в познании.
Познавательные способности человека
ПЛАН
1. Чувственное
познание. Живое созерцание (впечатление),
ощущение, восприятие, представление.
Познавательный образ. 2. Мышление. Левополушарное и правополушарное мышление. Логическое и образное. Рассудок и разум (рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое мышление). Формальная и диалектическая логики. Основные положения диалектики. 3. Материалистическая концепция познания как отражения действительности. 4. Воображение, фантазия. 5. Интуиция, ее роль в познании. |
↑ к оглавлению |
1. Чувственное познание. Живое созерцание (впечатление), ощущение, восприятие, представление. Познавательный образ
Обычно выделяют две ступени познания: чувственную и мыслительную — хотя они неразрывно связаны между собой
Чувственное познание:
— основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Слово «чувственный» многозначно, оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством , как проявлением эмоций. Поэтому правильным было бы подразделять чувственное познание на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное. Мы будем говорить о чувственно-сенситивной способности или способности человека получать информацию об объектах с помощью органов чувств (конкретно-чувственное познание). Но при этом не будем забывать, что такое разделение весьма условно, что чувственное познание пронизано рациональным.
Чувственное познание — это форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных, но несводимая к ним. Органы чувств человека вряд ли можно считать самыми развитыми. В тоже время имеются факты, показывающие большие возможности человеческого организма к чувственно-сенситивному познанию мира. Например, художники способны различать сотни оттенков цветов, дегустаторы — огромное количество оттенков вкуса, музыканты — звуков и т. п. Тем не менее диапазон воспринимаемых человеком звуков, цветов, запахов довольно ограничен. Это, с одной стороны, позволяет ему свободно ориентироваться и действовать в окружающем его соразмерном ему макромире. А, с другой стороны, эта ограниченность позволяет не перегружать человеческое восприятие незначительными для человеческой жизни подробностями.
Выделяют четыре этапа чувственного познания: изначальное впечатление (живое созерцание), ощущение, восприятие, представление.
Первая встреча человека с явлениями окружающего мира — позволяет ему получить целостное, недифференцированное изначальное впечатление об интересующем объекте. Это впечатление может сохраниться, но может подвергаться изменению, уточнению, последующей дифференциации на элементарные ощущения.
Ощущения -элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и пр.) Это один способ представления ощущений.
С материалистической точки зрения, наоборот, ощущение есть не дифференциация изначального впечатления, а оно первым возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождает материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое не свойственное самому предмету качество — его субъективный образ.
В любом случае через ощущения человек получает первичную дифференцированную информацию об объекте, о его отдельных свойствах.
Далее они образуют цепочку: Ощущение — восприятия — представление.
В силу активной деятельности человеческого сознания, образы ощущения вновь подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия .
Восприятие — это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Восприятие существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Поэтому процесс восприятия носит активный и творческий характер. Целостные, чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой, постепенно накапливаются в его сознании. Такое накопление осуществляется через память. Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае образуется более сложная форма познания — представление.
Представление — это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Впечатление, ощущение, восприятия, представления только в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания. На самом деле эти процессы сложно взаимосвязаны, и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления.
Вопрос о чувственном познание и его формах не прост. Например, в философии уже давно замечено, что не все качества объективных предметов одинаковы в познавательном отношении. Все они могут быть подразделены на «первичные» и «вторичные». В истории философии эта проблема наиболее основательно была продумана Дж. Локком в его книге «Опыт о человеческом разуме» (1690г). Он полагал, что вещам присущи такие качества как форма, протяженность, плотность, число, движение, объем; они присущи вещам независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Это первичные качества.
Вторичные качества (цвета, звуки, вкусы) не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, выражающие в нас различные ощущения своими первичными качествами.
Например, мы считаем снег белым и холодным по ощущениям, которые он в нас вызывает. Но если глаза не будут видеть цвета, а рецепторы не будут воспринимать холода — все сведется к своим причинам — к объему, плотности, движению частиц. Об одном и том же предмете можно сказать, что он теплый и холодный (в разных ситуациях). Все это связано с тем, что между ощущением и самим предметом существует несколько промежуточных посредствующих звеньев, преломляющих воздействие от внешнего объекта. Ощущение, например цвета, появляется не в рецепторах, а в коре головного мозга. Ощущение может возникнуть и под воздействием воспоминания или образов, фантазий, благодаря логическим и ассоциативным связям.
Но подобное рассмотрение качеств Локком — было подвергнуто критике со стороны Дж. Беркли, который утверждал обратное: для человека как раз важны не абстрактные отвлеченные качества, а конкретный вкус вишни или белый цвет цветущей вишни с ее запахом, без которых данный предмет вовсе теряет свои свойства. Поэтому у Беркли первичными качествами считаются именно такие качества.
В целом в философии выделялись направления, которые придавали чувственному познанию основополагающее значение (сенсуализм, эмпиризм), и направления, которые ставили это познание на ступень ниже, после разумного познания (рационализм).
2. Мышление. Левополушарное и правополушарное мышление. Логическое и образное. Рассудок и разум (рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое мышление). Формальная и диалектическая логики. Основные положения диалектики
Мышление — это активный процесс деятельности сознания. Он действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание.
|
Рассудок и разум
В истории философии еще с древности наметилось разделение двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта, с другой — на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Чаще всего эти грани мышления называют рассудком и разумом.
Рассудок действует по отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом, т. е. он представляет собой противоположность непосредственному созерцанию и чувству, которые всецело имеют дело с конкретным предметом и остаются при нем.
С рассудка начинается рационалистическое познание. Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их определенных различиях и фиксируются в их изолированности. Как в теоретической так и в практической областях рассудок позволяет человеку достигнуть твердости и определенности в знаниях.
2 < 10
1+5=6
Это мышление — начальная ступень познания, на которой содержание созерцания приобретает абстрактную, формальную всеобщность. Подобное мышление основано на формальной логике.
Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется мышлением разумным, открывающим в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности.
Человек — добр, человек — зол, человек — добр и зол.
Если принцип рассудка состоит в абстрактном тождестве, формальном единстве, то принципом разума является конкретное тождество как единство различных определений. Разумное мышление оперирует различными видами логик, одной из которых является диалектическая логика. Диалектическое мышление вскрывает переходы, движения, развитие. Благодаря этому, оно может изучать вещи согласно их собственной природе. Для развитого человека специфично разумное мышление, предпосылкой которого выступает «исследование природы самих понятий» (рефлексия).
Рассудочное мышление осуществляется в трех основных формах: понятие, определение и умозаключение.
Понятие — это форма мысли в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности.
Понятие близко представлению, т. к. оба они носят обобщенный и опосредованный характер. Но они различаются тем, что представление дает наглядный образ действительности, а содержание понятия лишено наглядности. В понятии уровень обобщения доведен до выделения существенного, а в представлении отражены общие признаки объектов.
Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями — это значит судить о нем выявлять его связи и отношения.
Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.
S → P
Субъект — предикат
К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, либо опосредовано с помощью умозаключения
Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.
Основы формальной логики были заложены Аристотелем. В формальной логике выделяют следующие операции мышления:
— анализ
— синтез
— сравнение
— абстрагирование
— обобщение
— конкретизация
— классификация
(все они в той или иной степени присущи высокоорганизованным животным).
Разумное мышление основано на диалектической логике.
Главное в диалектике — это идея развития всех существующих процессов и явлений.
Диалектика — это способ рассуждения, при котором противоположные позиции не перечеркивают, а дополняют, обогащают одна другую, т. е. одновременно истинными могут быть два противоположных суждения об одном предмете.
Диалектическая логика руководствуется основными законами диалектики.
1. Перехода количества в качество.
2. Борьбы и единства противоположностей.
3. Отрицания отрицания.
3. Материалистическая концепция познания как отражения действительности
В философии нового времени процесс познания осмысливания как взаимодействие субъекта и объекта. Результатом этого взаимодействия является знание. Но характер этого взаимодействия в разумных концепциях — различен.
В идеалистических направлениях источник знания видится в активной творческой деятельности сознания субъекта. В материализме процесс получения знаний осмысляется как результат отражения субъектом объекта. Поэтому материалистическая теория познания основана на теории отражения.
Отражение — это взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В материалистической философии свойство отражения распространяются на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи оно обладает своими специфическими характеристиками: уровень мертвой материи, живой материи, человеческого сознания.
На уровне человеческого сознания объективный мир воздействует на сознание человека своим особенным, специфическим для него способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Они являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражательного объекта. Но воспроизведение происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, т. е. сознания. Следовательно, образы сознания объективны по содержанию, но субъективны по форме, т. е. несут в себе определенные характеристики субъекта. Субъективность сознания связано с тем, что эти образы представляют собой нечто идеальное. Как говорил К. Маркс: «Идеальное — это материальное пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Идеальное отличается от материального, как мысль о предмете от самого предмета.
В настоящее время материалистическая концепция отражения является непопулярной, она носит упрощенный характер и дает упрощенное представление о познании мира.
4. Воображение, фантазия
(см. материал лекции «Философия творчества)
5. Интуиция, ее роль в познании.
Интуиция — процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы. Понимается как в интеллектуальном, так и в чувственном, и в мистическом смысле. Характеризуется непосредственным усмотрением истины.
Интуиция — близка и сопутствует состоянию вдохновения, духовного видения, открытия и откровения, и имеет истоки в бессознательном (или сверхсознательном) слое психики человека.
В интуиции непосредственно схватывается сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия.
Считается, что интуиция больше связана с правополушарным типом мышления.
Два основных подхода к пониманию интуиции:
1) Интуиция — основа познания, она схватывает предмет в его сущности и затем человек с помощью логики разрабатывает открытое, дальше, строя на изначальной интуиции развернутое «древо» знаний.
2) Интуиция — как результат долгой внутренней работы ума, в условиях недостатка информации, как «озарение», на основе накопления внутреннего опыта человека. Такая интуиция носит вспомогательный характер.
Скорее всего в познании человека участвуют оба рода интуиции
Роль интуиции и воображения в науке
В результате создания Аристотелем силлогистики, выявляющей условия, при которых из рядя высказываний с необходимостью следует повое, наука, развивающаяся по принципу получения нового рационального знания, долгое время питалась надеждой на создание логики, способной снабдить любого здравомыслящего человека интеллектуальной машиной«по добыванию новых результатов. Эта надежда вдохновляла Ф. Бекона. Р. Декарта, Г. Лейбница, позднее Дж. Милля, ставшего апологетом индукции в XIX столетии.
Но новые открытия делались не на обобщении опыта и последующем выведении закономерностей. Важнейшие открытия возникали как интуиция, выдвигались как гипотезы, источник которых вряд ли кто-нибудь может указать, а затем из гипотезы, дедуктивным путем выводились положения, доступные контролю в эксперименте, и вот здесь, на гораздо более низком уровне мышления, вновь подключалась логика для проверки результатов.
По сути дела, двигателем науки и любого познания являются идеи, возможно в виде гипотезы, которые появляются в сознании ученого вдруг, как Откровение, как осенение, как рождение человека или произведения искусства — вот этот акт является важнейшим для любого постижения человеком мира. И наверное больше всего здесь и подходит термин интуиция — с разными эпитетами — интеллектуальная, мистическая, чувственная и пр.
Интуиция основополагающее понятие для человеческого познания, она может иметь как трансцендентный, так и трансцендентальный характер. Опытом постижения трансцендентного характера интуиции В наибольшей степени обладает религия, затем искусство, а ее трансцендентальный смысл постигают философия, искусство, наука с ее понятиями архетипов и других форм бессознательного и т. д.
Интуиция помогает принимать решения, делать выбор., решать сложные проблемы при недостаточном количестве фактов, данных или при ОТСУТСТВИИ предшествующего опыта. Хотя мы интуицией пользуемся бессознательно, но при достаточном ее развитии она помогает поступать нам разумно в перечисленных выше обстоятельствах. Порой, интуиция — это единственное, что может нам помочь выжить в сложных обстоятельствах.
По Платону, интуиция — внечувственное восприятие идеи; познание погружение в себя, в свою субъективность.
Н. Кузанский — интуиция — высшая способность человеческого духа.
Декарт (родоначальник научного изучения интуиции): интуиция — прямое, непосредственное усмотрение истины, в отличие от опосредованного рассудочного познания. Полученное интуитивным путем знание сразу предстает как простое, ясное, очевидное… это высший вид интеллектуального познания, когда человек одновременно и мыслит и созерцает.
Фихте: интуиция — форма слияния в акте познания субъекта и объекта, постижение «Я».
Бергсон: интуиция — основной источник всякого знания, самый достоверный путь постижения действительности. Способность видеть целое раньше частей, иметь результат без наличия его логического обоснования.
К. Юнг — интуиция, это то, что находится та углом, вне поля зрения, вне пределов слуха, ощущения и осязания.
Интуиция — «внечуветвенное, бессознательное восприятие дополнительной информации о действительности» .
Обычно выделяют интуицию чувственную и интеллектуальную. Чувственная интуиция подразумевает непосредственное усмотрение истины при помощи органов чувств, интеллектуальная непосредственное восприятие истины без опоры на доказательство, постижение ее разумом. Н. О. Лосский различал чувственную, интеллектуальную и мистическую интуиции.
Все выдающиеся ученые обладали способностью совершать в уме «пророческий скачок в неизвестное». Например, Уильям Гамильтон, гулял в Феникс-Парке в Дублине в 1943 г, когда ему в голову пришла мысль о так называемых «кватерионах». Она настолько опережала развитие математической науки, что этот разрыв был ликвидирован усилиями целой группы ученых лишь недавно. Дж. Максвелл видел секрет своих ненаучных методов мышления в том, что совершенно не умел делать расчеты и придя, верной формуле, вынужден был опираться на расчеты коллег — придавая рассудочные формы тем соображениям, к которым пришел безрассудно.
Н. Бор никогда не доверял чисто формальным, с математической точностью выстроенным доводам. «Нет, нет, — говорил он. — вы не размышляете, вы просто логически рассуждаете».
Таким образом, роль интуиции велика в любых формах познания.
Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения
человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.
В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношенпе «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.
Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.
В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.
Существует теория бессубъектного познания, выдвинутая К. Поппером. Эта теория основана на его учении о третьем мире: первым миром является физический мир — мир физических состояний, вторым — психический мир, мир состояний сознания, третьим миром — мир научного знания, «мир объективного содержания мышления». Содержанием третьего мира, считает Попер, являются теоретические системы, проблемы, аргументы, знания, содержащиеся в книгах, журналах и т.д. Третий мир вникает в результате взаимодействия физического и психического миров, его предпосылкой является язык, который превращает «мир объективного содержания мышления» в «субъективный дух», существующий независимо от первого и второго мира.
Так как третий мир существует самостоятельно, а содержащиеся в нем знания объективны, не зависят от субъекта, субъект из познавательной деятельности исключается. Познание оказывается бессубъектным.
В теории Поппера поставлена важная проблема: если знание зависит от субъекта, оно не может быть объективным, а если оно объективно, тогда нужно отказаться от субъекта. Эта проблема может рассматриваться как проблема взаимодействия индивидуального и общественного субъекта. Идеи и теории приобретают самостоятельное существование в том смысле, что они перестают принадлежать выдвинувшим их людям. Они становятся достоянием общества (теории Дарвина, Эйнштейна и т.п.). Но дает ли это основание исключать субъект из познания?
Знание не является результатом деятельности индивидуального субъекта, изолированного от общества, оно невозможно без знаний, ставших общественным достоянием. Но с другой стороны, познание невозможно без субъекта, и этим субъектом является прежде всего человек, индивид, обладающий способностью познавать, наделенный сознанием и волей, вооруженный навыками и знаниями, выраженными в понятиях, категориях, теориях, зафиксированными в языке и передающимися из поколения в поколение («третий мир» Поппера). Гносеологический субъект имеет социальную природу, это общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры, и в этом более широком — смысле субъект познания может рассматриваться как коллектив, социальная группа, общество в целом. Как универсальный гносеологический субъект общество объединяет субъекты всех уровней, всех поколений. Но оно осуществляет познание не иначе, как через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.
Познание — это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.
Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.
Зания, навыки, установки — все то, чем «нагружен» субъект, составляют предпосылочное знание; оно предшествует познанию, является его условием. Предпосылочное знание может быть явным, когда оно логически оформлено и зафиксировано в языке (вербализовано), и неявным — неосознанным и невербализированным. Такое знание выражается в эмоциональных оценках, интуитивно-художественных образах и т.п. Английский философ и ученый М. Полани выдвинул концепцию личностного знания. Это знания индивидуального субъекта, содержащие явные и неявные компоненты, приобретенные путем непосредственных личных контактов (например, в научном сообществе), практических действиях, в совместной работе. В научной деятельности неявное личностное знание включено в теоретическую Деятельность ученого и проявляется в его навыках, искусстве экспериментирования и т.п.
Включение в познавательный процесс предпосылочного знания преодолевает понимание субъекта как гносеологическую абстракцию, не зависимую от конкретных социокультурных условий, достигнутых знаний и других обстоятельств. Однако не следует и преувеличивать роль этого знания, что характерно для представителей некоторых течений философии.
Как универсальный субъект общество осуществляет все виды деятельности, одним из видов которой является познание. Познание включено в материальную, практическую деятельность, формуется на ее основе. Вместе с тем единство различных видов деятельности не исключает существенного различия между ними. Практическая деятельность — это материально-преобразующая деятельность с реальными объектами, познание — духовная деятельность с идеальными образами. Познавательные отношения выступают, таким образом, относительно самостоятельным видом духовной деятельности, приобретают внутреннюю логику развития.