Познавательная деятельность человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:03, реферат

Описание работы

Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
§1. Гносеология………………………………………………………………….4
§2. Субъект и объект познания…………………………………………………5
§3. Познание……………………………………………………………………..6
§4. Движение познавательного процесса и его противоречия………………..9
Заключение………………………………………………………………………11
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

referat_po_filosofii.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

   На эмпирической ступени познания происходит сбор, накопление и первичная обработка данных. Она характерна следующими формами: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов. Восприятие – целостный образ предмета или явления. Представление – сохранение образов предметов в памяти. Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы. 
   Формами второй ступени познания – теоретической являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение – связь между несколькими суждениями. Теоретическое познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы. Это касается, прежде всего, познания социальных явлений. Обе ситуации познания тесно связаны между собой.

   Процессу познания присущи некоторые противоречия: 
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем. 
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира. 
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами. 
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

 

  

   Заключение.

 

   Почти все люди в своей жизни, так или иначе, выступают в роли субъектов познания. Для того чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и так далее. Гносеология может облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающий нас мир. Некоторые ученые утверждают, что все великие изобретения появились только благодаря человеческой лени. Человеку просто не хочется что-либо делать, и он изобретает какой-либо механизм, делающий это за него или значительно упрощающий этот процесс. Практически также дело обстоит и с познанием. Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой  любознательности, а  ради  практического  преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс. Правы были наши предки, которые считали, что отец должен передать свое мастерство сыну. В настоящее время познавательная деятельность человека  изучается не только философией. Сейчас происходит  интенсивное  развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и так далее. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления,  ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1. П.В.Алексеев, А.В.Панин. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

2. В.В. Ильин. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.

3. М.И. Рушквич, И.Я.  Лойфман Диалектика и теория  познания. – М.,1994.

 


Информация о работе Познавательная деятельность человека