Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа
Сама постановка вопроса о научном познании была несовместима с мифологией. На этой основе возникла и стала развиваться (особенно в античной Греции) теория познания. Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2
1. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ МИРА………………………………………………………3
1.2. Что такое агностицизм …………………………………………………………3
1.3. Теории Юма и Канта ………………………………………………………….4
1.4. Разновидности агностицизма …………………………………………………4
1.5. Чувственное и рациональное познание ………………………………………5
1.6. Гносеологический оптимизм…………………………………………………..6
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА…………………………………7
2.1. Сущность познания …………………………………………………………….7
2.2. Движение познавательного процесса…………………………………………8
2.3. Взаимосвязь между субъектом и объектом познания………………………..9
2.4. Особенности социального познания………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………18
Библиографический список………………………………………………………………….19
1.6. Гносеологический оптимизм
Гносеология как раздел философии. Отличия гносеологии от других дисциплин, изучающих познавательную деятельность человека. Познание как отражение и познание как творчество. Структура субъекта познания. Формы познавательной деятельности. Обыденное, научное, философское, религиозное, художественное познание. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм. Основные типы познавательного отношения к действительности. Гносеологический оптимизм: сущность, исторические формы. Скептицизм: сущность, исторические формы. Агностицизм: предпосылки, сущность, исторические формы. Круг гносеологических проблем. Особенности развития гносеологии как философской дисциплины. Идеализм и материализм как порождение гносеологии. Субъективный и объективный идеализм. Солипсизм. Механистический и диалектический материализм. Основной вопрос гносеологии. Исторические формы решения основного гносеологического вопроса. Идеалистическая и материалистическая методология в решении гносеологических проблем: их достоинства и недостатки, историческая последовательность. Гносеология и аксиология.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Сущность познания
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире. Функцию ориентации человека выполняет знание.
Знание - это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Без знаний невозможно формирование картины мира. Бэкон: "Знание - есть сила".
Сущность познавательных отношений
человека к миру заключается в
активном и целенаправленном поиске
и получении им знаний. Раздел философии,
в котором рассматриваются проблемы познания,
называется гносеологией, или теорией
познания.
Знание и вера не противоречат друг другу.
Вера - это познание вещей без доказательств.
Вера - это уверенность человека. Если
знание открывает нам вещи видимые, то
вера помогает обнаружить вещи еще не
видимые и таинственные для человека.
Основы гносеологии были заложены еще
в античной философии. Познание рассматривалось,
как особый процесс. Демокрит выделил
знание "темное" (чувственное) и "истинное"
(рациональное). Он считал, что истинно
лишь то, что доказано и проверено на опыте,
но прийти к истине может не каждый, а лишь
мудрец.
Сократ поднимал вопрос о методах достижения
истинного знания. Главный из них - диалектика,
как искусство ведения спора. Аристотель
создал наиболее совершенную по тем временная
теорию познания. Истину он рассматривал
как знание, соответствующее вещая, а заблуждение
- искажение истины. Он выделял субъект
и объект познания.
В средние века основные усилия гносеологии
были направлены на доказательство существование
Бога, как высшей причины всех вещей. Разум
- ниже веры. Отсюда лозунг - "Знать, чтобы
верить в существование Бога". В эпоху
Возрождения познание рассматривалось,
как бесконечный процесс. В философии
Нового времени интерес к проблемам гносеологии
возрос. Это было обусловлено промышленной
революцией, а немецкая философия обозначила
проблему познавательных способностей
и возможностей человека. Это сделал Кант.
Он считал, что человеком может быть постигнут
только мир явлений, а мир сущностей непознаваем.
Марксизм убежден в познавательности
мира. Познание тесно увязано с практикой,
причем, мир можно не только познать, но
и преобразовать.
В истории философии сформировалось и
такое течение, представители которого
то сомневались, то отрицали познаваемость
мира - агностицизм. Его представители
не отрицали сам процесс познания, но они
считали, что он ограничен познавательными
возможностями человека. Что же такое
познание?
1. Познание - это особый вид отражательной
деятельности человека.
2. Познание - есть духовная сторона практической
деятельности человека.
3. Познание - высший уровень
информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание - это социальный заказ
в виде актуальных потребностей общества
(в средние века на познание огромное влияние
оказывала церковь, в ХХ веке - это потребность
изучения космоса)
Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое. Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло).
На познание активно влияет чувственность,
весь эмоциональный мир человека.
Познание - это всегда творческий процесс,
а его главным критерием являются новизна
и общественная значимость полученных
результатов. Большую роль в творчестве
играет интуиция, как тип мышления.
О состоянии познания и практики:
В философии под практикой
принято понимать деятельность человека,
направленную на преобразование окружающего
мира. Основной формой практики является
труд.
Роль практики в процессе познания:
1. Практика - источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.
2. Практика - цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.
3. Практика - критерий истинности человеческих знаний. Но этот способ проверки истинности знаний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.
2.2. Движение познавательного процесса
Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.
Первая ступень познания представляет
собой чувственное познание (эмпирическое).
Формы чувственного познания: ощущение,
восприятие, представление.
Ощущение - отражение отдельных признаков
и свойств предметов (температура).
Восприятие - целостный образ предмета
или явления. Представление - сохранение
образов предметов в памяти. Эмпирическое
познание всегда субъективно, что порождает
много суждений и оценок одного и того
же явления. Однако именно этот вид познания
осуществляет связь человека с внешним
миром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания - рациональное
или теоретическое познание. Формы логического
познания - понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства
предметов. Суждение - связь понятий, с
помощью которой отражаются зависимости
между вещами. Умозаключение - связь между
несколькими суждениями.
Рациональное познание позволяет человеку
постигнуть внутреннее в вещах - их структуру,
сущность, законы. Это касается прежде
всего познания социальных явлений.
Обе ситуации познания тесно связаны между
собой. Процессу познания присущи некоторые
противоречия:
1. Противоречие между субъектом
и объектом. Оно представляет
собой несоответствие между
2. Иногда познанию присуще
3. Противоречие между
4. Противоречия между течениями
в науке, между теориями.
2.3. Взаимосвязь между субъектом и объектом познания.
Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Именно с помощью этих категорий раскрывается активный характер познавательной деятельности и показывается подлинная роль практики в познании.
Что такое субъект познания? В самом общем виде субъектом познания выступает человек, наделенный сознанием и обладающий знаниями. Хотя это определение субъекта познания в общих чертах, верно, оно не раскрывает гносеологической сущности понятия субъекта. Дело в том, что, например, применительно к созерцательному материализму человека можно называть субъектом познания, но в действительности в рамках этой концепции он им не является. В созерцательном материализме человек выступает скорее только как объект воздействия на него внешнего мира, а деятельная сторона субъекта остается в тени. Преодоление ограниченности созерцательного материализма, обогащение материалистической теории познания деятельностным подходом позволило выработать и новое понимание субъекта познавательной деятельности. Субъект — это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.
Субъектом является, прежде всего, индивид. Именно он наделен ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект — не только индивид; это — и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры, и т.п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы «субъект», а не сами по себе. На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и. практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.
Объект же — это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта.
В этом плане кантовская «вещь в себе» не есть объект. Существуют многие материальные системы, не ставшие еще объектами. Иначе говоря, «объект» и «объективная реальность» — не совпадающие понятия. Электрон вплоть до конца XIX столетия не был объектом, хотя бесспорно был частью объективной реальности.
В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом. Студент А есть субъект познания и в то же время для студента В он может быть объектом познания. Л. Фейербах отмечал: для себя «Я» — субъект, а для других — объект; словом, «Я» является и субъектом и объектом.
Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида — объект для психолога.
Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мышления, до «чистого «Я» (из него исключается телесность человека, его чувства и т. п.); но и в этих случаях субъект выступает как источник целенаправленной активности.
Здесь мы сталкиваемся с новым явлением - самосознанием. Самосознание- это и познание себя, и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, т.е. самооценка
Имеются разные формы и уровни самосознания. «Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии... Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания»
Таково в основных чертах содержание понятий «субъект» и «объект». Это понятия различные, но в то же время связанные друг с другом в плане «взаимопереходов». Грани между ними не абсолютны.
В современной науке грани между объектом и субъектом порой вообще трудноуловимы; кажется, что субъект и объект сливаются воедино в познании. Пример тому — ситуация в квантовой механике, сложившаяся в связи с особой ролью прибора в познании микрообъектов. В классической физике постулировался абсолютный характер, независимость физических объектов от субъекта и от условий познания, от приборов. Теперь же субъект и условия познания «вторглись» в сам объект. Результаты экспериментирования с явлениями атомного масштаба нельзя истолковывать как дающие информацию о свойствах квантовых объектов «самих по себе». О них надо говорить как о таких, которые включают описание и квантовых объектов, и измерительных устройств, взаимодействующих с квантовыми объектами. Несмотря на все это, физика стремится дать описание самих объектов. Отмечая данный момент, специалисты в то же время указывают на возможность установить на теоретическом уровне знания пределы, когда мы можем представлять свойства самих этих объектов. «В квантовой физике не снимается различие между субъектом и объектом, а лишь устанавливается влияние места разделения явления (системы) на объект и субъект, на результаты описания физических явлений».
Приведенный пример показывает, помимо прочего, важную роль условий познания. Они имеют место, как в естественных, так и в общественных и гуманитарных науках. Условия познания опосредуют отношения субъекта и объекта; такое опосредование (в том числе социальными условиями) может ориентировать либо на большую степень адекватности познания, либо, наоборот, на искажение сущности изучаемого объекта.
Изложенная трактовка понятий субъекта и объекта противостоит метафизическим и идеалистическим их трактовкам.
Поскольку деятельная сторона познавательного процесса в основном развивалась идеализмом, важно не только провести грань, отделяющую диалектико-материалистическое понимание субъекта от его понимания в созерцательном материализме, но и показать несостоятельность идеалистических трактовок субъекта познания. Объективный идеализм, допуская существование мышления вне человека, с необходимостью приходил к выводу и о существовании внечеловеческого субъекта, в качестве которого выступал мировой дух, и все творческое, активное начало приписывалось этой сущности. В философии Канта субъект начинает пониматься не как некая материальная или идеальная вещь, а как чистая деятельность, самодеятельность. Наиболее полное развитие эта идея получила в философии Фихте. В этой концепции субъект сводится к человеческому сознанию, которое само является некой исходной субстанцией, творящей и внешний мир или объект. У Фихте чистое «Я» как всеобщее человеческое сознание в процессе действия полагает и самого себя, и свою противоположность — «не-Я». Естественно, возникает вопрос о природе чистого «Я». В рамках ответа на основной вопрос философии оно оказывается первичным. Аналогичная субъективно-идеалистическая трактовка характерна и для экзистенциализма. Источником мыслей и действий человека, а следовательно, и активности субъекта они объявляют экзистенцию как своего рода подлинную исходную реальность, не подлежащую рациональному постижению. От немецкой классической философии современный материализм наследует понимание субъекта как активного, деятельностного начала в познавательном процессе. Самой же природе этой активности дается материалистическое обоснование.
Сознание не является исходной, первичной реальностью. Оно — продукт эволюции и усложнения материальных систем. Сама эволюция форм отражения идет в направлении развития активности отражения, и на уровне возникновения сознания эта активность достигает своего максимального выражения и развития, поскольку само человеческое сознание возникает непосредственно в ходе практически-преобразовательной деятельности человека. Человек становится субъектом деятельности в той мере, в какой у него формируется сознание, и наоборот, он становится сознающим себя и внешний мир существом в той мере, в какой он проявляет активность как субъект деятельности. Можно сказать, что в самом общем виде активность субъекта является особым проявлением внутренней активности материи с ее тенденцией к саморазвитию и усложнению, с ее способностью порождать сложноорганизованные системы с цепями самодетерминации, позволяющим выделять эти системы по отношению к окружающим условиям. Именно относительность самодетерминированности таких систем и порождает их активность по отношению к окружающим условиям.