Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:53, контрольная работа
Познание мира становится центральной темой философствования в Новое время. Все споры ведутся не вокруг того, как создать теорию мира или теорию бытия, но о том, что из себя может представлять теория познания. Право теоретического описания мира философы передают физикам, химикам и биологам, оставляя за собой темы объекта, субъекта, предмета и метода, истины и заблуждения. Центральными фигурами формирования новоевропейской теории познания считаются Рене Декарт, Джон Локк, Давид Юм и Иммануил Кант. Вопрос о познаваемости мира превращается в главный предмет спора.
1.Введение.
2.Структура и динамика процесса познания.
3.Методы познания.
4.Каковы свойства истины и ее критерии?
5.Заключение.
6.Список литературы.
4. Каковы свойства истины и ее критерии?
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы теории
познания, касаются либо средств
и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и
интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы,
теории), либо методов её познания, форм ее реализации.
Применительно
к философии истина является не только
целью познания, но и предметом
исследования. Можно сказать, что
понятие истины выражает сущность науки.
Философы давно пытаются выработать такую
теорию познания, которая позволила бы
рассматривать его как процесс добывания
научных истин. Основные противоречия
на этом пути возникали в ходе противопоставления
активности субъекта и возможности выработки
им знания, соответствующего объективному
реальному миру. Но истина имеет множество
аспектов, она может быть рассмотрена
с самых различных точек зрения: логической,
социологической, гносеологической, наконец,
богословской. Что же такое истина? Истоки
так называемой классической философской
концепции истины восходят к эпохе античности.
Например, Платон считал, что “тот, кто
говорит о вещах в соответствии с тем,
каковы они есть, говорит истину, тот же,
кто говорит о них иначе, — лжет”. Долгое
время классическая концепция истины
доминировала в теории познания. В главном
она исходила из положения: что утверждается
мыслью, действительно имеет место. И в
этом смысле понятие соответствия мыслей
действительности совпадает с понятием
“адекватность”. Иными словами, истина
— это свойство субъекта, состоящее в
согласии мышления с самим собой, с его
априорными (доопытными) формами. Так,
в частности, полагал И. Кант. Впоследствии
под истиной стали подразумевать свойство
самих идеальных объектов, безотносительных
к человеческому познанию, и особый вид
духовных ценностей. Августин развивал
учение о врожденности истинных идей.
Не только философы, но и представители
частных наук сталкиваются с вопросом,
что понимать под действительностью, как
воспринимать реальность или реальный
мир? Материалисты и идеалисты понятие
действительности, реальности отождествляют
с понятием объективного мира, т.е. с тем,
что существует вне и независимо от человека
и человечества. Однако и сам человек —
часть объективного мира. Поэтому, не учитывая
этого обстоятельства, прояснить вопрос
об истине просто невозможно. С учетом
имеющихся в философии направлений, принимая
во внимание своеобразие индивидуальных
высказываний, выражающих субъективное
мнение того или иного ученого, истину
можно определить как адекватное отражение
объективной реальности познающим субъектом,
в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится
так, как он существует вне и независимо
от сознания. Следовательно, истина входит
в объективное содержание человеческого
знания. Но коль скоро мы убедились, что
процесс познания не прерывается, то возникает
вопрос и о характере истины.
Ведь если человек
воспринимает объективный мир чувственным
образом и представления о
нем формирует в процессе индивидуального
познания и своей мыслительной деятельности,
то естественен вопрос — каким образом
он может удостовериться в соответствии
его утверждений самому объективному
миру? Таким образом, речь идет о критерии
истины, выявление которого составляет
одну из главнейших задач философии. И
в данном вопросе среди философов согласие
отсутствует. Крайняя точка зрения сводится
к полному отрицанию критерия истины,
ибо, по мнению ее сторонников, истина
либо отсутствует вообще, или же она свойственна,
кратко говоря, всему и вся. Идеалисты
— сторонники рационализма — в качестве
критерия истины полагали само мышление,
поскольку оно обладает способностью
ясно и отчетливо представить предмет.
Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили
из представления о самоочевидности первоначальных
истин, постигаемых с помощью интеллектуальной
интуиции. Их доводы опирались на возможности
математики объективно и беспристрастно
в своих формулах отображать многообразие
реального мира. Правда, при этом возникал
другой вопрос: как, в свою очередь, убедиться
в достоверности их ясности и отчетливости?
На помощь здесь должна была прийти логика
с ее строгостью доказательства и его
неопровержимостью. Так, И. Кант допускал
только формально-логический критерий
истины, в соответствии с которым познание
должно согласовываться со всеобщими
формальными законами рассудка и разума.
Но и опора на логику не избавила от трудностей
в поисках критерия истины. Оказалось
не так-то просто преодолеть внутреннюю
непротиворечивость самого мышления,
выяснилось, что порой невозможно добиться
и формально-логической согласованности
суждений, выработанных наукой, с исходными
или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм).
Даже стремительное
развитие логики, ее математизация
и разделение на множество специальных
направлений, а также попытки семантического
(смыслового) и семиотического (знакового)
объяснения природы истины не устранили
противоречий в ее критерии. Субъективные
идеалисты — сторонники сенсуализма —
усматривали критерий истины в непосредственной
очевидности самих ощущений, в согласованности
научных понятий с чувственными данными.
Впоследствии был введен принцип верифицируемости,
получивший свое название от понятия верификация
высказывания (проверка его истинности).
В соответствии с этим принципом всякое
высказывание (научное утверждение) только
тогда является осмысленным или имеющим
значение, если возможна его проверка.
Главный упор при этом делается именно
на логическую возможность уточнения,
а не на фактическую. К примеру, в силу
неразвитости науки и техники мы не можем
наблюдать физические процессы, идущие
в центре Земли. Но посредством предположений,
опирающихся на законы логики, можно выдвинуть
соответствующую гипотезу. И если ее положения
окажутся логически непротиворечивы,
то ее следует признать истинной. Нельзя
не принять во внимание и другие попытки
выявить критерий истины с помощью логики,
характерные в особенности для философского
направления, именуемого логическим позитивизмом.
Сторонники ведущей
роли активности человека в познании
пытались преодолеть ограниченность логических
методов в установлении критерия истины.
Была обоснована прагматическая концепция
истины, согласно которой сущность истины
следует усматривать не в соответствии
ее с реальностью, а в соответствии с так
называемым “конечным критерием”. Его
же предназначение — в установлении полезности
истины для практических поступков и действий
человека. Важно отметить, что с точки
зрения прагматизма сама по себе полезность
не является критерием истины, понимаемой
как соответствие знаний действительности.
Иными словами, реальность внешнего мира
недоступна человеку, поскольку человек
непосредственно имеет дело именно с результатами
своей деятельности. Вот почему единственное,
что он способен установить — не соответствие
знаний действительности, а эффективность
и практическая польза знаний. Именно
последняя, выступая в качестве основной
ценности человеческих знаний, достойна
именоваться истиной. И все же философия,
преодолевая крайности и избегая абсолютизации,
приблизилась к более или менее верному
пониманию критерия истины. Иначе и быть
не могло: окажись человечество перед
необходимостью поставить под сомнение
не только последствия сиюминутной деятельности
того или иного человека (в отдельных,
и нередких, случаях весьма далеких от
истины), но и отрицать собственную многовековую
историю, жизнь невозможно было бы воспринимать
иначе, как абсурд. Только понятие объективной
истины, опирающееся на понятие объективной
реальности, позволяет успешно развивать
философскую концепцию истины. Подчеркнем
еще раз, что объективный или реальный
мир существует не просто сам по себе,
но только когда речь идет о его познании.
Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины. Относительная истина — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным. Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе). Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина” и “относительная истина”. Понятие “абсолютной истины” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины. Еще раз напомним, что прежде всего материальная деятельность человека оказывает воздействие на материальный мир. Но когда речь заходит о научном познании, то имеется в виду, что из всего многообразия свойств, присущих объективному миру, выделяются лишь те, что составляют исторически обусловленный предмет познания. Вот почему практика, впитавшая в себя знания, является формой непосредственного их соединения с объективными предметами и вещами. В этом и проявляется функция практики как критерия истины.
5.Заключение.
ПОЗНАНИЕ - это
общественно-исторический процесс человеческой
деятельности, который направлен на отражение
объективной действительности в сознании
человека, «вечное, бесконечное приближение
мышления к объекту. Вопрос о сущности
познания неразрывно связан с решением
основного вопроса философии. Идеализм
абсолютизирует отдельные моменты процесса
познания, отрывает его от объекта, превращает
развитие знания в нечто самостоятельное,
а некоторые идеалисты видят в нем причину
и источник развития предмета. Материализм
рассматривает познание, как процесс приблизительно
верного отражения действительности в
сознании человека. Однако домарксистский
материализм не увидел сложности познания,
с его точки зрения познание- это не процесс,
не деятельность, а мертвое, зеркальное
отражение, пассивное созерцание (Созерцательность).
Познание проходит
путь от анализа явления к анализу
сущности, от сущности первого порядка
к сущности второго порядка, от изучения
предмета к исследованию системы
взаимоотношений между
Предметы внешнего
мира становятся объектами познания,
поскольку они вовлекаются в
орбиту человеческой деятельности, подвергаются
активному воздействию со стороны
человека; лишь благодаря этому
Следовательно
потребности практической деятельности
определяют направление развития познания,
ставят перед ним актуальные проблемы,
которые необходимо разрешить, обусловливают
темпы развития тех или иных наук. Материальное
производство предоставляет технические
инструменты, научную аппаратуру для решения
познавательных проблем. В свою очередь
познавательная деятельность, воплощаясь
в технике, становится непосредственной
производительной силой. В своем развитии
познание проходит ряд ступеней, которые
отличаются друг от друга по степени отражения
объективного мира.
6.Список литературы.
1. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М., ЭКСМО, 2006.
2.
Мамардашвили М.К. Стрела
3. Алексеев П. Б., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
4. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991.
5. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.
6. Руткевич М. П., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.
Информация о работе Познание мира, его возможности и границы