Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 06:16, реферат
Целью работы является выявление постмодернистского взгляда на человека, т.е. как отнеслась эпоха постмодернизма к личности человека, какую роль она отвела ему и какими качествами его охарактеризовала.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие «постмодернизм»;
- Охарактеризовать постмодернизм как новый период философии и выявить его основные характеристики;
Введение 3
Постмодернизм как новый период философии 4
Постмодернистский взгляд на человека 9
Заключение 12
Используемая литература 13
Оглавление
Введение 3
Постмодернизм как новый период философии 4
Постмодернистский взгляд на человека 9
Заключение 12
Используемая литература
Введение
Выбранная мною тема довольно актуальна, поскольку человечество (общество) всегда интересовало место отдельного обособленного человека в мире, в котором он существует. Человек всегда задает себе вопросы: «Что есть Человек?», «Что Я могу?», «Какое место в мире Я занимаю?», «Какую роль Я играю в мире, в котором я живу?». На подобные вопросы и пытались ответить величайшие философы с древнейших времён. Эпоха постмодернизма не осталась в стороне и приняла активное участие в дискуссии по данным вопросам.
Объектом данной работы является постмодернистская философия, а её предметом – проблема человека.
Целью работы является выявление
постмодернистского взгляда на человека,
т.е. как отнеслась эпоха
В связи с этим поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие «постмодернизм»;
- Охарактеризовать постмодернизм как новый период философии и выявить его основные характеристики;
- Изучить постмодернистский взгляд на человека.
Постмодерн как новый период философии
Постмодернизм - особое мироощущение, характерное для человека эпохи постмодерна. Постмодернизм возник в середине 50-х гг. 20 века в США как художественное явление, в области архитектуры, скульптуры, живописи. Затем появились литературная и музыкальная формы постмодернизма, в том числе в Европе, в первую очередь во Франции. Для постмодернизма как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью и т.п. В 80-е гг. постмодернизм сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов. Он быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, в том числе и в социологию, начал оказывать влияние на различные сферы общественной жизни - политику, культуру, международные отношения. Широкую известность приобрели ведущие теоретики постмодернизма – Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, М. Фуко, Ж.Бодрийар и др. Возникнув как явление духовной жизни Запада, постмодернизм на рубеже 80-90-х гг. преодолел границы западного общества и стал распространяться не только вглубь, но и вширь, порождая различные незападные формы. Сложность и неоднозначность этого духовного явления порождает весьма широкий спектр его оценок – от признания постмодернизма самой актуальной и "продвинутой" частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру. Споры о постмодернизме начались с момента его возникновения и продолжаются до сих пор. При всей отличающей его пестроте подходов, постмодернизм создал собственную специфическую традицию социального анализа, которая отчетливо выделяется среди всех остальных. "Мир как текст " – один из наиболее известных и основополагающих тезисов постмодернизма. Его центральной проблемой оказывается проблема языка, текста. Реальность невозможно постичь вне языка, вне текста. "Ничто не существует вне текста", - утверждает Деррида. Тексты можно понять только в их отношении к другим текстам, а не в отношении к внешней реальности, относительно которой они могли бы проверяться. Язык описывается в постмодернизме как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с "фактами" мира. Язык "владеет" своим носителем, определяя его способы мышления и жизнедеятельности, а не наоборот. Постмодернизм отказывается от старой веры в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить "истину" о ней. Отсюда вытекает важнейший тезис постмодернизма – о ненадежности знания, получаемого с помощью языка, и, как следствие, о проблематичности той картины действительности (эпистемы, по Фуко), которая существует в ту или иную эпоху. Это – исходная и главная идея постмодернизма, рождающая установку на сопротивление власти языковых структур, источник его негативистского пафоса. Она выражает те кардинальные изменения социокультурной ситуации, которые произошли в мире (и не только в западном обществе) под воздействием глобализирующейся системы масс-медиа, мистифицирующей массовое сознание, порождающей мифы и иллюзии. Ж.Бодрийар назвал реальность, формирующуюся под их воздействием, гиперреальностью. Гиперреальность возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными – симулякрами. Это, ставшее модным, слово означает псевдовещь, заменяющую "исчезающую" реальность, кажимость, не обладающую никаким референтом. Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом. В мире, где доминируют искусственные модели, уже не делается различий между "словами" и "вещами" ("Слова и вещи" – одна из самых известных работ М.Фуко). Постмодерн характеризуется двумя основными чертами – распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием "великих базовых идей" – "метарассказов". Это – религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т.п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. Постмодернизм – это "недоверие к метарассказам", великим "объяснительным системам", это "конец метарассказов". Что означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре многообразия. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка – главный лозунг постмодернизма. Поэтому для постмодернизма естественным оказывается отказ от идеи линейного развития истории, от принципа универсальности исторического развития, от идеи прогресса. В постмодернизме социальный мир теряет черты тотальности, выстроенности. Он предстает как неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоординированных друг с другом, а потому таящих в себе многообразие возможностей дальнейшего развития. В постмодернизме представление о детерминированности и универсальной направленности социального развития сменяется представлением о его неопределенности и многовариантности. Особое внимание постмодернизм уделяет процессам локальной идентичности, мультикультурализму – формированию множества групп, основанных на культурной, в первую очередь – этнокультурной идентичности. Эти процессы свидетельствуют о распаде "универсальных" социальных структур модерна, об отказе от "универсальных" принципов организации общества. Глобальное "размножение" локальных идентичностей означает разрушение характерной для модерна культурной вертикали центр-периферия, как в национальном, так и в мировом масштабе, закат гегемонии Запада и возникновение нового социального порядка глобального уровня. В этом отношении постмодернизм выражает эпохальные изменения в парадигме мирового общественного развития, суть которых состоит в замене евроцентризма глобальным полицентризмом. Постмодернизм – это отражение кризиса универсальности модерна, кризиса западного рационализма как его универсального культурного основания. Он несет в себе ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры которого не ясны и не обещают ничего определенного и надежного.
Сравнение модерна и постмодерна по Брайнину-Пассеку:
Модернизм
|
Постмодернизм |
Скандальность |
Конформизм |
Антимещанский пафос |
Отсутствие пафоса |
Эмоциональное отрицание предшествующего |
Деловое использование предшествующего |
Первичность как позиция |
Вторичность как позиция |
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» |
Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё» |
Декларируемая элитарность |
Недекларируемая демократичность |
Преобладание идеального над материальным |
Коммерческий успех |
Вера в высокое искусство |
Антиутопичность |
Фактическая культурная преемственность |
Отказ от предыдущей культурной парадигмы |
Отчётливость границы
искусство-неискусство |
Всё может называться искусством
|
Универсализм (для всех) |
Партикуляризм (частность) |
Макрофилия (любовь к большему) |
Микрофилия (любовь к малому) |
Объективизм (объективное отношение к миру) |
Релятивизм (всё относительно в мире) |
Территоризация (концентрация бытия) |
Детерриторизация (размывание структур) |
Идентичность (чёткое определение себя) |
Идентификация (перемены) |
Массовая манификация личности |
Униканизация (единственность) |
Кумулятивный персонализм (развитие личности в рамках одного проекта) |
Дискретный персонализм (переход одного проекта к другому) |
Социальная темпоральность (историзм) |
Индивидуальная темпоральность (неповторимость событий) |
Производство товаров и услуг |
Производство знаков и услуг |
Общество производства и потребления |
Общество досуга и игры
|
Таким образом, осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.
Постмодернистский взгляд на человека
Человек постмодерна заслуживает нашего искреннего соболезнования. Он не равен ни обществу, ни бессознательному, ни структуре. «Он утрачивает свое коннотативное свойство, выпадая из текста и превращаясь в пустой знак, не означающий ничего ни для других, ни для самого себя. От социального логоса у него остается фрактурированная логема; от бессознательного – набор разрозненных мифем. Малый человек» имеет дело с комбинацией останков – как социальных, так и психических. Изнутри поднимаются ноктюрнические мифемы. Вовне – рвутся социальные связи и рассыпаются в прах социальные структуры».
Внешне очень милый и улыбчивый постчеловек, вместе с миром потерял и самого себя. Как и внешний мир, он стал смазанным, фрагментарным и, несмотря на всю красочность, он стал безликим. В своем первом англоязычном романе «Истинная жизнь Себастьяна Найта», Владимир Набоков рисует образ покойного писателя – самого Найта. Вот что говорит автор о стиле, манере Найта: «Ему предложили бы писать, как подобает «всякому порядочному писателю», и он стал бы писать, как не пишет никто. Стиль его прозы был стилем его мышления – вереницей ослепительных пробелов; пробел же воспроизвести трудно, ибо поневоле станешь его чем-то заполнять – и тем самым сведешь на нет». Справедливо отнести манеру Себастьяна Найта к стилю постмодерна – к веренице ослепительных пробелов. Это касается лишь манеры героя, ибо Найт, как и все главные персонажи Набокова, по авторской задумке помещенные в мир постмодерна, киборгами и «культурными идиотами» не являются, а это оставляет нам небольшую надежду.
Противоречия модерна наиболее ярко проявились в феномене молодежной контркультуры протеста против формальной рациональности, против всех видов планирования, калькуляции и систематических проектов, ориентации на достижение как на цель и ценность. Эти импульсы можно счесть постмодерными, но можно трактовать и как род демодернизации (возврата к роду традиционного общества). Недаром у многих теоретиков при описании социокультурных и антропологических тенденций сегодняшнего дня появляются выражения типа "новое Средневековье", "новое варварство". Воплощения демодернизирующего импульса можно увидеть в экологических движениях и в феминизме, в возрождении оккультизма, магии и мистики, в выступлениях против приватности. Главное противоречие новой культуры состоит в том, что предпосылки демодернизирующего импульса сформировались именно в период современности. Молодежная культура и люди, которые ее воплощают, не могли бы появиться, если бы не возникло отношение к детству и молодости как к особым социальным состояниям. Такое отношение возникло именно в эпоху индустриальной современности. Недаром адепты той же новой мистики так любят пользоваться словом "техники", которое пришло из словаря инженеров и бюрократов.
Формулируемая концепция
личности, как результата и формы
структурации жизненного пространства,
принадлежащая
Понимая личность как конфигурацию жизненного пространства, мы приходим к очевидности: инстинкт выживания индивида побуждает к интеграции в жизненную среду, осуществляемую через структурирование личности.
Личность существует, пока она подвергается (и подвергает себя, и мир вокруг) структурации, которая есть не единовременный, дающий в результате некоторую организацию, акт, или цепочка актов, но непрерывный процесс, продуцент которого перестает существовать, когда процесс обрывается.
Экзистенциальная философия
М. Хайдеггера продолжает традицию «выхватывания»
человека из мира повседневности: погружая
его в пространство «Ничто», мыслитель
стремится продемонстрировать тщетность
и бессмысленность человеческой
надежды, ибо последняя лишает человека
уникальности и ответственности
за поступки и деяния. Уделом человека
становится процесс трансцендирования,
под которым понимается выход
за пределы «себя», стремление к
иному, к осознанию собственного
бытия и причины себя. Речь идет
не об умозрительной абстракции бытия,
а о человеческом смысле бытия
как возможности всех эмпирических
проявлений человеческого «я». Путь
к «здесь Бытию» лежит через гуманизм,
«мыслящий человечность человека из
близости к бытию». Но это не тот
гуманизм, который ставит человека
над миром или объявляет
Постмодернистский призыв к игре и интерпретации представляет собой завуалированный бунт против одномерности «многомерного» человека, против абсолютизации его предзаданности, против тотального омассовления культуры и сознания личности. В этом отношении постмодернистский критицизм не так уж сильно расходится с постулатами и установками Франкфуртской школы, находит точки соприкосновения с идеями Ю. Хабермаса.
Заключение
В ходе проделанной работы была достигнута цель выявить постмодернистский взгляд на человека, т.е. как отнеслась эпоха постмодернизма к личности человека, какую роль она отвела ему и какими качествами его охарактеризовала.
В связи с этим решены следующие задачи:
- Рассмотрено понятие «постмодернизм»;
- Постмодернизм охарактеризован
как новый период философии
и выявлены его основные
- Изучен постмодернистский взгляд на человека.
Споры об отношении современности и постмодернизма отнюдь не завершены. Будущее открыто. Эти споры могут помочь понять многие реалии социальной жизни в сегодняшней России. Важно осознать, что задачи модернизации, о которых сейчас много говорят и пишут, осуществляются в условиях постмодернизации. Новые люди действуют в российской истории. Они конституируются в новые социальные группы, деятельность которых изменит общество. Экзистенциалистский взгляд на человека оказался для постмодернистской парадигмы, пожалуй, наиболее актуальным.
Используемая литература
Информация о работе Постмодернизм как новый период философии