Содержание:
1 Введение
2 Понятие
жизни и смерти в философии
3 Тема
смерти у различных народов и религий
4 Виды бессмертия,
пути его обретения
5 Заключение
6. Философия моей жизни
8 Используемая литература
Введение
В жизни
каждого нормального человека рано или поздно наступает
момент, когда он задается вопросом о конечности
своего индивидуального существования.
Человек - единственное существо, которое
осознает свою смертность и может делать
ее предметом размышления. Но неизбежность
собственной смерти воспринимается человеком
отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает
сильнейшее эмоциональные потрясения,
затрагивает самые глубины его внутреннего
мира.
Поиском
ответа на этот вопрос занимались и
занимаются и мифология, и различные
религиозные учения, и искусство, и многочисленные
философии. Но в отличие от мифологии и
религии, которые, как правило, стремятся
навязать, продиктовать человеку определенные
его решения. Философия же помогает ему,
аккумулируя и критически анализируя
предшествующий опыт человечества в такого
рода поисках, она апеллирует прежде всего
к разуму человека и исходит из того, что
человек должен искать ответ самостоятельно,
прилагая для этого собственные духовные
усилия.
Понятие жизни и смерти в
философии
В рассуждениях
о пользе смерти нередко используется
и такой тезис: смерть нужна, чтобы по-настоящему
оценить значимость жизни. Жизнь и смерть
- вечные темы духовной культуры человечества
во всех ее подразделениях. О них размышляли
пророки и основоположники религий, философы
и моралисты, деятели искусства и литературы,
педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый
человек, который рано или поздно не задумался
бы о смысле своего существования, предстоящей
смерти и достижении бессмертия. Во всех
философских системах так или иначе решался
этот вопрос, а Шопенгауэр считал, что
“смерть - подлинный гений, вдохновитель
или Мусагет философии, отчего Сократ
и определил жизнь как “подготовку к смерти”.
По
сути дела, речь идет о триаде: жизнь
-- смерть -- бессмертие, поскольку все
духовные системы человечества исходили
из идеи противоречивого единства этих
феноменов. Наибольшее внимание здесь
уделялось смерти и обретению бессмертия
в жизни иной, а сама человеческая жизнь
трактовалась как миг, отпущенный человеку
для того, что бы он мог достойно подготовиться
к смерти и бессмертию.
Смерть
и потенциальное бессмертие - самая
сильная приманка для философствующего
ума, ибо все наши жизненные дела
должны так или иначе соизмеряться
с вечным. Человек обречен на размышления
о смерти и в этом его отличие
от животного, которое смертно,
но не знает об этом. Но, размышляя об этом,
начинаешь понимать, что смерть - пожалуй,
единственное, перед чем все равны: бедные
и богатые, грязные и чистые, знаменитые
и нет.
Тема смерти у различных
народов и религий
Философы,
которые обращались к теме
смерти, нередко пишут о том, что в различных
культурах эта тема переживалась по-разному.
В иные эпохи страх смерти и вовсе отсутствовал:
люди находили в себе силы противостоять
угрозе физического уничтожения. Страх
перед смертью заложен в самой человеческой
природе, в самой тайне жизни. Он изначален,
то есть коренится в глубинах человеческой
психики. Однако в конкретной эпохе, через
призму определенных духовных ценностей
этот страх обретает различные преображенные
формы. Каждая культура вырабатывает определенную
систему ценностей, в которой переосмысливаются
вопросы жизни и смерти. Она творит также
определенный комплекс образов и символов,
с помощью которых обеспечивается психологическое
равновесие индивидов. Человек, разумеется,
располагает отвлеченным знанием о факте
неотвратимой смерти. Но он пытается, опираясь
на существующую в данной культуре символику,
сформировать более конкретное представление
о том, что делает возможной полноценную
жизнь перед фактом неизбежной гибели.
Так
китайцы считают, что ,
если человек умер, никакой трагедии в
этом нет. Он все равно остается среди
живых, но уже как усопший. Здесь так же,
как и там. Мертвый уходит от живых условно,
в каком-то ограниченном смысле. Отсюда
культ предков, который весьма характерен
для этой культуры.
Не
разделяли земной и потусторонний
мир и египтяне. Но они, скорее, подчеркивали
сходство загробного мира с подлунным:
там так же, как здесь. Смерть считалась
прелюдией к загробному бытию. Египтяне
возлагали надежды на нетленность
тела того человека,
власть которого была нерушимой при жизни.
Тленность, по их представлениям, оставалось
нерушимой. Культ мертвых составлял важнейшую
характеристику египетской культуры.
Древние
евреи принимали факт смерти реалистично
и были способны примириться с мыслью о прекращении
индивидуальной жизни. Иудеи полагали,
что личность человека раздвоена, поскольку
имеет некую тень, представляющую собой
бледную и внетелесную копию индивида.
После смерти эта тень спускается под
землю, где в мрачных покоях обретает грустное
и мрачное существование.
Истинная
романтизация смерти, которая является
вызовом жизни, начинается в новейшей
западной философии у Шопенгауэра.
Немецкий философ пытался создать
единое воззрение на судьбы тела и
души. Жизнь в системе его рассуждений оценивается
как нечто такое, чему лучше было бы вовсе
не быть. Земное существование, по его
мнению, - это определенного рода промах
и случайность.
Шопенгауэр
полагает, что на смерть надо смотреть
как на главную цель. Ее тень неизбежно
лежит на человеческой жизни. Немецкий
философ полагал, что в момент смерти разрешается
все, что подготовлялось в течение жизни.
Итак, ожидание смерти, ее предчувствие,
ее возвращение - вот на что способен разумный
человек в отличие от животного. Только
человеческая воля может отречься от жизни,
отвернуться от нее. Такой поэтизации
смерти не было ни в одной культуре. Ни
один народ не считал смерть благом и не
стремился перечеркнуть жизнь. Даже сторонники
Будды не отвергали ценности самой жизни,
полной различных превратностей и злоключений.
Христианское
понимание смысла жизни, смерти и
бессмертия исходит из ветхозаветного
положения: “День смерти лучше дня
рождения” (Экклезиаст) и новозаветной
заповеди Христа: “...я имею ключи
от ада и смерти”. Богочеловеческая
сущность христианства проявляется в
том, что бессмертие личности как целостного
существа мыслимо только через воскресение.
Путь к нему открыт искупительной жертвой
Христа через крест и воскресение. Это
сфера тайны и чуда, ибо человек выводится
из сферы действия природно-космических
сил и стихий и ставится как личность лицом
к лицу с Богом, который тоже есть личность.
Таким образом,
целью жизни человека является обожествление,
движение к жизни вечной. Смерть
разрушает не тело, а тленность
его и поэтому она - не конец, а
начало жизни вечной.
Ислам исходит
из факта сотворенности человека
волей всемогущего Аллаха, который
прежде всего милосерден. На вопрос
человека: “Разве, когда я умру, я
буду изведен живым?”, Аллах дает
ответ: “Разве не вспомнит человек, что
мы сотворили его раньше, а был он ничем?”
В отличие от христианства, земная жизнь
в исламе расценивается высоко. Тем не
менее, в Последний день все будет уничтожено,
а умершие воскреснут и предстанут перед
Аллахом для окончательного суда. Вера
в загробную жизнь является необходимой,
поскольку в этом случае человек будет
оценивать свои действия и поступки не
сточки зрения личного интереса, а в смысле
вечной перспективы.
Отношение
к смерти и бессмертию в буддизме
значительно отличается от христианского
и мусульманского.
Сам Будда отказывался отвечать на вопросы:
бессмертен ли познавший истину или смертен
он?, а также: может ли познавший быть смертным
и бессмертным одновременно? В сущности
признается только один вид “дивного
бессмертия” - нирвана, как воплощение
трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного
Начала, не имеющего атрибутов.
Спокойное
и умиротворенное отношение к
жизни, смерти и бессмертию, стремление
к просветлению и освобождению от
зла характерно и для других восточных
религий и культов. В этой связи меняется отношение
к самоубийству; оно считается не столь
греховным, сколько бессмысленным, ибо
не освобождает человека от круга рождений
и смертей.
Виды бессмертия, пути его обретения
Выделяют
несколько видов бессмертия, связанных
с тем, что после человека остается
его дело, дети, внуки и т. д. (разумеется,
не у каждого), продукты его деятельности
и личные вещи, а также плоды духовного
производства (идеи, образы и т. д.).
Первый
вид бессмертия - в генах потомства,
близок большинству людей. Многие стремятся
увековечить себя именно этим способом.
Одним из мощных влечений человека является
стремление увидеть свои черты в детях,
внуках и правнуках.
Второй
вид бессмертия мумификация тела
с расчетом на вечное его сохранение.
Опыт еще египетских фараонов, практика современного
бальзамирования (В. И. Ленин, Мао-Цзэдун
и др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций
это считается принятым. Достижения техники
конца XX в. сделали возможною криогенезацию
(глубокое замораживание) тел умерших
с расчетом на то, что медики будущего
их оживят и вылечат ныне неизлечимые
болезни. Такая фетишизация человеческой
телесности характерна в основном для
тоталитарных обществ, где геронтократия
(власть стариков) становится основой
стабильности государства.
Третий
вид бессмертия упование на “растворение”
тела и духа умершего во Вселенной, вхождение
их в космическое “тело”, в вечный кругооборот
материи. Это характерно для ряда восточных
Цивилизаций, особенно японской. К такому
решению близка исламская модель отношения
к жизни и смерти и разнообразные материалистические
или точнее натуралистические концепции.
Здесь речь идет об утрате личностных
качеств и сохранения частиц бывшего тела,
могущих войти, в состав других организмов.
Такой крайне абстрактный вид бессмертия
неприемлем для большинства людей и эмоционально
отвергается.
Четвертый
путь в бессмертие связан с результатами
жизненного творчества человека. Научное
открытие, создание гениального произведения
литературы и искусства, указание пути
человечеству в новой вере, творение
философского текста,
выдающаяся военная победа и демонстрация
государственной мудрости - все это оставляет
имя человека в памяти благодарных потомков.
Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы
и святые, зодчие и изобретатели. Навечно
сохраняются в памяти человечества и имена
жесточайших тиранов и величайших преступников.
Это ставит вопрос о неоднозначности оценки
масштабов личности человека.
Пятый
путь в бессмертие связан с достижением
различных состояний, которые наука
называет “измененные состояния
сознания”. В основном
они являются продуктом системы психотренинга
и медитации, принятой в восточных религиях
и цивилизациях. Тут возможны “прорыв”
в иные измерения пространства и времени,
путешествия в прошлое и будущее, экстаз
и просветление, мистическое ощущение
причастности к Вечности.
Заключение
Осознавая
конечность своего земного существования
и задаваясь вопросом о смысле
жизни, человек начинает вырабатывать
собственное отношение к жизни
и смерти. И вполне понятно, что
тема эта, быть может наиважнейшая для каждого человека,
занимает центральное место во всей культуре
человечества.
Мечта людей о личном бессмертии
родилась в глубине веков. Она
имела и религиозно-пессиместические
(когда бессмертными считались только
боги), и религиозно-оптимистические
формы (когда люди верили
в вечную загробную жизнь).
Но время шло, и вера
иссякла. Человек все чаще отрекался
от богов, и вот уже являются сонмы
не верующих ни в богов, ни в
посмертное вечное блаженство. Они
жаждут земных радостей, и можно
сказать, что борьба с преждевременными
смертями, за долгую и счастливую жизнь
(если не для себя, то по крайней
мере, для своих потомков) составляет
основную цель всего исторического
развития человечества. Знание того, что
бессмертие есть иллюзия, освобождает
нас от всякого рода озабоченности
по поводу смерти. Это знание делает
смерть в каком-то смысле неважной,
оно освобождает всю нашу энергию и время
для осуществления и расширения счастливых
возможностей на этой земле.
Это знание приносит человеку силу,
глубину и зрелость, оно делает возможность
простую, понятную и вдохновляющую
философию жизни.
От рождения
до смерти мы можем жить нашей жизнью,
работать ради того, что мы считаем дорогим,
и наслаждаться этим. Мы можем
придать нашим действиям значительность
и наполнить наши дни на земле смыслом
и размахом, которых не сможет уничтожить
и наш конец – смерть.
Философия моей
жизни.
Главная жизненная
задача человека - дать жизнь самому себе,
стать тем, чем он является потенциально.
Самый важный плод его усилий - его собственная
личность
Фромм Э
Даная цитата достаточно ярко выражает смысл моей жизни
Когда у человека есть
смысл, он не задумывается о нем, а
просто живет, трудиться, творит, не замечая
его, как воздух, которым мы дышим,
как естественный свет, на фоне которого
нам видны все другие предметы.
Смысл связан с намеченными целями и ценностями, к
которым мы стремимся. Для себя я выделяю
две наиболее важные цели.
Во- первых,: цель моей жизни в создании семьи и
продолжении рода, в моих детях. Я обязана
дать им достойное воспитание, образование
и культурное развитие. В них заключена
частичка меня, моего будущего.
Во- вторых: как личность, личность не отделимую
от общества, мне необходимо найти свое
предназначение, определиться с видом
деятельности, который принесет пользу
обществу. Но не достаточно определить
род своих занятий, необходимо сделать
так, чтобы это приносило и личное удовлетворение,
желание двигаться вперед. Достичь успеха
и признания обществом, занять определенный
социальный статус, вот что постоянно
подвигает меня на саморазвитие, повышение
своих знаний и навыков.
Но чаще всего мы живем
не задумываясь, о том чтобы поставить
перед собой цель и неуклонно
добиваться ее достижения, да этого
и не нужно иначе жизнь будет
просто не интересной. Достаточно быть
добрым и терпеливым к окружающим
тебя людям, дарить свое тепло и поддержку. Уметь любить
и быть любимым. Смысл жизни человека –
это сама жизнь, прекрасная и радостная,
несущая человеку счастье.