Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:43, курсовая работа
Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и окружающую действительность, тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Поскольку переживания у разных философов различны, различны отношения, поскольку и пониманий этого мира в философии множество.
Если выводить какую-то мораль из дарвиновской теории эволюции, то, согласно Ницше, получится, что "средние более ценны, чем исключения, продукты декаданса более ценны, чем средние" (3. С.235). Поэтому, чтобы говорить о высших ценностях, придется принять в расчет и иные факторы, кроме естественноисторических. Надо заметить, что Ницше несправедливо требует от дарвиновской естественнонаучной теории объяснения сугубо культурологических вопросов. На это теория естественного отбора никогда не претендовала и не могла претендовать. Скорее всего адресатом ницшевской критики были довольно распространенные в его время всевозможные социал-дарвинистские построения.
Ницше
считает лишенной каких бы то ни
было оснований также и
ІІ Глава. «Жизнь»
и «воля» - центральные понятия философии
Ф. Ницше.
Как бы ни менялось отношение Ницше к философии Шопенгауэра, из этой последней он заимствовал интерес к понятию воли, его преобразованию и дальнейшей универсализации. Еще более решительно и неразрывно, чем Шопенгауэр, Ницше связал волю с феноменом жизни. Ницше не только считал волю к власти определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека, но и "внедрял" ее в "самое жизнь". "Чтобы понять, что такое "жизнь" и какой род стремления она представляет, — пишет Ф. Ницше, — эта формула должна в одинаковой мере относиться как к дереву и растению, так и к животному" ("Воля к власти". Афоризм 704). "Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом?" — спрашивает Ницше и отвечает: "Из-за власти" (там же). Толкуя жизнь как "специфическую волю к аккумуляции силы", Ф. Ницше утверждает, что жизнь как таковая "стремится к максимуму чувства власти" (там же. Афоризм 689). Подобная мифологизация воли, онтологизация (т.е. "внедрение" в само бытие) нерациональной человеческой способности как нельзя более соответствуют всему духу и стилю ницшеанского философствования, которое представлено в виде броских афоризмов, парадоксальных мыслей, памфлетов и притч, личных исповеданий.
Понятие "жизни" у Ницше не отличается ясностью и содержательной определенностью. Оно скорее носит метафорический характер и раскрывается через волю, волю к власти. Но "внедрение" воли, в частности, воли к власти в самые недра вселенной, апелляция к энергичным волевым импульсам самой жизни — нечто большее, чем экстравагантная метафора философского языка, изобретение одареннейшего философствующего литератора. За этим характерным для философии жизни и ряда других направлений XX в. мыслительным приемом скрываются самые разные устремления, идейные явления. У Ницше с ним связана попытка философски обосновать культ "сверхчеловека" с его гипертрофированной волей к власти.
Толкование жизни, человека, познания, культуры в свете категории "воля к власти" в литературе советского периода объявлялось упрощенным, неверным, а по философскому смыслу лишь волюнтаристско-субъктивистским подходом. Между тем Ницше, во многом следуя тенденциям дарвиновского и последарвиновского естествознания, стремился вьывить философский смысл понятия "борьба за существование" — оно в ранних произведениях и стало для него синонимом формулы "воля к власти". Мыслитель отверг свойственное идеалистическим системам "возвышенное" и тем самым оторванное от жизни толкование мира, познания и науки. Надо отметить, что в более поздних произведениях Ницше стал полемизировать с дарвиновской теорией "естественного отбора", особенно резко возражая против тезисов о выживании "наиболее приспособленных" и о лестнице видов как носителей прогресса. Человек как вид не означает прогресса по сравнению с животными. Как особый вид человек также не прогрессирует ("Воля к власти". Афоризмы 685, 684-III и др.).
Истину,
учит Ницше, следует понять как орудие
жизни, приспособления к действительности,
а познание (кстати, тут получает
последовательное развитие давняя формула
философов и ученых: "знание —
сила") — как орудие власти. Чем доказывается
истина? — спрашивает Ницше и отвечает:
полезностью, удовлетворенной потребностью,
а значит, усилившейся властью над природой
и другими людьми. Отсюда для Ницше следует
вывод: не пренебрегая выгодами познания
и науки, следует отказаться от созданного
философией нового времени культа науки
и научной истины, который стал почти всеобщим
для философии и культуры. "Не существовало
доселе еще ни одного философа, под руками
которого философия не превращалась бы
в апологию познания... Все они тиранизированы
логикой, а логика есть по своему существу
оптимизм", — пишет Ницше в работе "Человеческое,
слишком человеческое". Беда в том, что
в результате возвеличения науки, познания,
логики, их доминирования над жизнью человечество
получило не одни только преимущества.
По видимости став более сильным, оно оказалось
и во многих отношениях более слабым и
беспомощным. Мир — в результате "упорного
процесса науки" — явился нам как итог
"множества заблуждений и фантазий,
которые постепенно возникли в общем развитии
органических существ, срослись между
собой, и теперь наследуются нами как скопленное
сокровище всего прошлого — ибо на нем
покоится ценность нашей человечности".
Список литературы.
Информация о работе Понятие «воля к власти» в философии Ф. Ницше