Понятие «воля к власти» в философии Ф. Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и окружающую действительность, тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Поскольку переживания у разных философов различны, различны отношения, поскольку и пониманий этого мира в философии множество.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (12).doc

— 80.00 Кб (Скачать)

    Если выводить какую-то мораль из дарвиновской теории эволюции, то, согласно Ницше, получится, что "средние более ценны, чем исключения, продукты декаданса более ценны, чем средние" (3. С.235). Поэтому, чтобы говорить о высших ценностях, придется принять в расчет и иные факторы, кроме естественноисторических. Надо заметить, что Ницше несправедливо требует от дарвиновской естественнонаучной теории объяснения сугубо культурологических вопросов. На это теория естественного отбора никогда не претендовала и не могла претендовать. Скорее всего адресатом ницшевской критики были довольно распространенные в его время всевозможные социал-дарвинистские построения.

    Ницше считает лишенной каких бы то ни было оснований также и психологическую  теорию, построенную на принципе гедонизма и видящую основные мотивы человеческого поведения в том, чтобы получать удовольствие и избегать страдания. С его точки зрения, удовольствие и неудовольствие - явления, сопутствующие увеличению или уменьшению власти. На неудовольствие нельзя смотреть как на абсолютное зло, ибо оно может послужить и часто служит источником достижения более сильных форм удовольствия, побуждая волю стремиться вперед и одерживать победу над тем, что стоит у нес на пути. 

ІІ Глава. «Жизнь» и «воля» - центральные понятия философии Ф. Ницше. 

  Как бы ни менялось отношение Ницше к  философии Шопенгауэра, из этой последней  он заимствовал интерес к понятию  воли, его преобразованию и дальнейшей универсализации. Еще более решительно и неразрывно, чем Шопенгауэр, Ницше  связал волю с феноменом жизни. Ницше не только считал волю к власти определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека, но и "внедрял" ее в "самое жизнь". "Чтобы понять, что такое "жизнь" и какой род стремления она представляет, — пишет Ф. Ницше, — эта формула должна в одинаковой мере относиться как к дереву и растению, так и к животному" ("Воля к власти". Афоризм 704). "Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом?" — спрашивает Ницше и отвечает: "Из-за власти" (там же). Толкуя жизнь как "специфическую волю к аккумуляции силы", Ф. Ницше утверждает, что жизнь как таковая "стремится к максимуму чувства власти" (там же. Афоризм 689). Подобная мифологизация воли, онтологизация (т.е. "внедрение" в само бытие) нерациональной человеческой способности как нельзя более соответствуют всему духу и стилю ницшеанского философствования, которое представлено в виде броских афоризмов, парадоксальных мыслей, памфлетов и притч, личных исповеданий.

  Понятие "жизни" у Ницше не отличается ясностью и содержательной определенностью. Оно скорее носит метафорический характер и раскрывается через волю, волю к власти. Но "внедрение" воли, в частности, воли к власти в самые недра вселенной, апелляция к энергичным волевым импульсам самой жизни — нечто большее, чем экстравагантная метафора философского языка, изобретение одареннейшего философствующего литератора. За этим характерным для философии жизни и ряда других направлений XX в. мыслительным приемом скрываются самые разные устремления, идейные явления. У Ницше с ним связана попытка философски обосновать культ "сверхчеловека" с его гипертрофированной волей к власти.

  Толкование  жизни, человека, познания, культуры в  свете категории "воля к власти" в литературе советского периода  объявлялось упрощенным, неверным, а по философскому смыслу лишь волюнтаристско-субъктивистским подходом. Между тем Ницше, во многом следуя тенденциям дарвиновского и последарвиновского естествознания, стремился вьывить философский смысл понятия "борьба за существование" — оно в ранних произведениях и стало для него синонимом формулы "воля к власти". Мыслитель отверг свойственное идеалистическим системам "возвышенное" и тем самым оторванное от жизни толкование мира, познания и науки. Надо отметить, что в более поздних произведениях Ницше стал полемизировать с дарвиновской теорией "естественного отбора", особенно резко возражая против тезисов о выживании "наиболее приспособленных" и о лестнице видов как носителей прогресса. Человек как вид не означает прогресса по сравнению с животными. Как особый вид человек также не прогрессирует ("Воля к власти". Афоризмы 685, 684-III и др.).

  Истину, учит Ницше, следует понять как орудие жизни, приспособления к действительности, а познание (кстати, тут получает последовательное развитие давняя формула  философов и ученых: "знание — сила") — как орудие власти. Чем доказывается истина? — спрашивает Ницше и отвечает: полезностью, удовлетворенной потребностью, а значит, усилившейся властью над природой и другими людьми. Отсюда для Ницше следует вывод: не пренебрегая выгодами познания и науки, следует отказаться от созданного философией нового времени культа науки и научной истины, который стал почти всеобщим для философии и культуры. "Не существовало доселе еще ни одного философа, под руками которого философия не превращалась бы в апологию познания... Все они тиранизированы логикой, а логика есть по своему существу оптимизм", — пишет Ницше в работе "Человеческое, слишком человеческое". Беда в том, что в результате возвеличения науки, познания, логики, их доминирования над жизнью человечество получило не одни только преимущества. По видимости став более сильным, оно оказалось и во многих отношениях более слабым и беспомощным. Мир — в результате "упорного процесса науки" — явился нам как итог "множества заблуждений и фантазий, которые постепенно возникли в общем развитии органических существ, срослись между собой, и теперь наследуются нами как скопленное сокровище всего прошлого — ибо на нем покоится ценность нашей человечности".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список литературы.

  1. Ницше Ф. Избранные произведения : В 3т. – М. : REFL-book, 1994 – Т.1: Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей – 1994.- 351с.
  2. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск: 1992. 315с.
  3. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 300с.
  4. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. 184с.
  5. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. Т. 2.- 243с.
  6. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Собр. соч. Т. 1. М., 1992.- 395с.
  7. Данто А. Ницше как философ / Пер. с англ. А. А. Лавровой, - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. – 279с.
  8. Чичиева Е. А. Критика и библиография. А. Данто. Ницше как философ. // Вопросы философии. М.: 2001. №9 С 182-187.
  9. Геворкян А. Р. Ницше и метафизический пессимизм.// Вопросы философии. М.: 2001 №8 С 157 – 165.
  10. Карцева Г. А. История философии. Ритмические первоосновы человека и общества в научной культуре серебряного века. // Философские исследования. М.: 2004 №1 С 187 – 200.
  11. Ойзерман Т. И. Философия, культура, общество. Основные вопросы философии.// Вопросы философии. М.: 2005 № 11 С 37 – 47.
  12. Фливбер Б. Рациональность и власть: ещё раз о кейс-стади.// Социологические исследования. М.: 2007 №1 С 62 – 70.
  13. Смирнов С. А. Университет человека. Современная антропология. Аналитический обзор. // Человек. М.: 2003 № 5 С 84 – 96
  14. Владиславлев А. Воля к власти шестьдесят лет спустя. Певец дионисийства окентавричности философа. // Ex libris. М.: 2003 № 24    С 5
  15. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. М.: 1990 №7 С 147.
  16. Игнатьев А. Философия воли к власти Фридриха Ницше. [Интернет статья] http://www.nb-info.ru/revolt/nietzsche3.htm
  17. Румянцева Т. Г. Воля к власти. [Интернет статья] http://velikanov.ru/philosophy/volja_k_vlasti.asp
  18. Шапке Р. Философия воли к власти Фридриха Ницше. [Интернет статья] http://www.nb-info.ru/revolt/nietzsche1.htm
  19. Соціальна філософія: короткий енциклопедичний словник /             В.П. Андрущенко, В. Г Антоненко, Г.П Балобанова та ін.; За заг. ред.          В. П Андрущенко, М.И Горлача; Склад та упоряд.: Андрущенко та ін.; Укр. акад. полит. наук – Київ; харків: ВНП «Рубикон», 1997.-398с.
  20. Філософський словник соціальних термінів / В.П. Андрущенко,           Т. В. Андрущенко, В. Г. Антоненко – К.; Харків: Р. И. Ф., 2005 – 670с.

Информация о работе Понятие «воля к власти» в философии Ф. Ницше