Понятие природы, эволюция представлений о природе в философии и науке, понятие естественной и искусственной среды обитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о философском образе природы, взаимодействии природы и человека, современных проблемах экологии.
Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Понятие естественной и искусственной среды обитания.
В широком смысле слова природа - это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле - объект исследования естествознания. В литературе часто встречается толкование понятия "природа" как совокупности естественных условий существования человеческого общества. Данный термин используется и для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизни и деятельности -"второй природы". Как заметил еще К. Маркс, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь.

Работа содержит 1 файл

Тема 24 философия.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность философской  проблемы природы обусловлена многими  тенденциями научно-технической  революции и развития всей современной  технической цивилизации. Сегодня  нельзя исследовать закономерности общественного развития без тесной связи с закономерностями развития природы и наоборот.

В отечественной философской  литературе еще совсем недавно этой проблеме не придавалось должного значения. В отношении к природе превалировал прагматический взгляд: она воспринималась лишь как объект применения силы человека, предмет эксплуатации ее ресурсов. Содержание слова «природа» интуитивно для всех понятно и, казалось бы, не нуждается в каком-либо специальном определении. Но интуитивное представление о природе не раскрывает всего ее многообразия в разных исторических и культурных контекстах, в разных типах мировоззрения. Под обманчивой простотой и расплывчатой общепонятностью слова таятся мощные смысловые наслоения, следы различных культурных эпох, своеобразной мыслительной работы.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о философском образе природы, взаимодействии природы и человека, современных проблемах экологии.

 

  1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Понятие естественной и искусственной среды обитания.

В широком смысле слова природа - это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле - объект исследования естествознания. В литературе часто встречается толкование понятия "природа" как совокупности естественных условий существования человеческого общества. Данный термин используется и для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизни и деятельности -"второй природы". Как заметил еще К. Маркс, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь.

В отличие от природы  общество - это социально организованная материя (живая материя). Его также  понимают в широком и в узком  смысле слова. В первом случае общество, человечество - это "выросшая" (выкристаллизовавшаяся) из природы ее часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Во втором случае - определенный этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационная или внутриформационная ступень, например, раннефеодальное общество, монополистический капитализм, социализм и др.) или отдельное общество (социальный организм), например, французское, индийское общество, советское и др.

Природа в силу своей значимости для жизни и развития общества всегда была объектом философского осмысления.

Так, древнегреческая  философия базировалась на превалирующем  значении природного начала. Знаменитые философы (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над человеком, а ее "творения" считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой.

Средневековая христианская философия утверждала концепцию  ущербности природы и неизмеримо высоко ставила над ней Бога. Человек, развиваясь духовно, также стремился  возвыситься над природой. В эпоху -Возрождения мыслители, возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дают им новое объяснение. Они уже не противопоставляют Бога и природу, а наоборот, сближают их, доходя до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы (Дж. Бруно). Если античные философы часто выступали с позиций гилозоизма, считая космос живым целым, то философы Возрождения выдвинули в качестве чувственно-эстетического идеала философии лозунг "Назад к природе". Позже он использовался в политической философии Ж.-Ж. Руссо (а затем - современными "зелеными", борющимися за сохранение окружающей среды).

Но объектом широкого научного исследования природа становится, и не случайно, лишь в Новое время. В этот период природа превращается в сферу активной практической деятельности человека (признается его "мастерской"), масштабы которой по мере развития капитализма растут. Однако недостаточно высокий уровень развития науки в цехом в сочетании с социальными установками капитализма на овладение мощными энергетическими источниками тепловой, механической, а затем и электрической энергии привели к хищническому ограблению природы.

Со временем возникла необходимость организовать такое  взаимодействие общества и природы, которое было бы адекватным насущным социальным потребностям человечества. Первым шагом в этом направлении стала разработка концепции ноосферы, авторами которой были французские философы П. Тейяр де Шарден и Е. Ле-Руа, а также русский учений В.И. Вернадский.

Человек всегда находился  и находится в определенном отношении  к природе. Сегодня взаимодействие человека и природы должно базироваться на следующих основных положениях, разработанных современной наукой и подтвержденных практикой:

1. Природа обладает  возможностью порождения человека, что доказано естественнонаучным  путем. Вселенная же такова, что  возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

2. Человек возникает  "из природы", на это указывают  прежде всего эволюция живой  материи, а также процесс деторождения.

3. Только на природной  основе человека и возможно  появление человеческого, общественного бытия, сознательной деятельности.

4. В социальной субстанции  человек реализует социальные  качества, превращая природные основания  в фундамент общественной жизни,  социальной деятельности.

Для обеспечения существования  и развития люди, общество должны не только знать природу и эволюцию ее составляющих элементов, но и уметь организовать свою жизнь с учетом законов природы и тенденций ее изменения.

Природное начало проявляется  во всех сферах человеческой деятельности. Например, в области политики природное как бы расщепляется на две части: с одной стороны, оно проявляется непосредственно в самих политико-управленческих структурах деятельности; с другой - характеризуется как определенный объект, цель политики, политических решений. Каждое государство обязательно определяет общие границы территории, на которую распространяется его власть. Предполагаются и принцип деления территории на отдельные регионы, и структурирование механизма управления ими. В этом отношении природные факторы вплетаются в механизм политико-управленческой сферы и представляют ее определенный аспект.

Природное выступает  объектом и духовного творчества, духовного "освоения" мира. Природа  здесь универсальна и беспредельна: это и аспект философского осмысления бытия человека, и объект научного познания, направленного на изучение окружающей среды и ее законов, и предмет эстетического освоения.

В итоге, природное начало проявляется во всех сферах общественной жизни, причем в разных его формах. Человек в процессе своей жизнедеятельности осваивает все многообразие природного не только в его конкретном содержании, но и во всей внутренней противоречивости, во всей гамме превращений материального в идеальное. Элемент природного универсален, он буквально пронизывает общественную жизнь. При этом природное не является инертным качеством, наоборот, оно, подчиняясь естественным законам мира, ни на йоту не отклоняясь от них, живет, пульсирует в обществе, сохраняя активность. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой не что иное, как определенное природное образование, как один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия.

Таким образом, общество - это фрагмент природного бытия, особая форма природы, это бытие части  природы, граненной временем и пространством.

Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство – основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа». В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.

 

  1. Самоорганизация и развитие природы. Понятие биосферы и ноосферы        (В. И. Вернадский).

Современная биосфера сложилась  в результате длительного эволюционного процесса живого и косного вещества нашей планеты. Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами. Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами.

Роль человека в развитии биосферы определяется прежде всего его биосоциальной природой. Существование человека как гетеротрофного организма зависит от наличия органической пищи, воздуха, воды и т. д. В то же время человек обладает существенными особенностями, выделяющими его из живой природы, – это разум, способность к труду, творческой деятельности, производственным отношениям.

На ранних этапах существования  человека его деятельность не нарушала равновесия в биосфере. Потребляемые человечеством ресурсы природы  и продукты его жизнедеятельности  циркулировали в общем круговороте веществ, так же как и продукты деятельности других видов живых существ. Постепенно деятельность человека стала не просто приспособлением к условиям среды, но приобрела разумный целенаправленный характер, изменяя окружающую природу.

Человек вывел много новых сортов растений и породживотных, увеличивая разнообразие природных видов, но в то же время многие виды исчезли или находятся на грани уничтожения (дронт, стеллерова корова, странствующий голубь и др.). Деятельность человека становится мощным экологическим фактором, нарушающим равновесие в природе, биосфере.

Воздействия человека на окружающую природу достигли к настоящему времени  планетарных масштабов. В результате деятельности человека происходят изменения  климата, ландшафтов, состава атмосферы, видового и численного состава живых существ. Повсеместное уничтожение лесов приводит к снижению выделения в атмосферу кислорода и утилизации углекислого газа, к эрозии почв, изменению климата, нарушению водного режима.

Сгорание органического топлива  снижает содержание кислорода в атмосфере (так, например, при пробеге автомобилем 100 км пути расходуется годовая норма кислорода для одного человека).

В последние годы отмечается повышение  содержания углекислого газа в атмосфере, накопление промышленной пыли. Это ведет к возникновению «парникового эффекта» – нарушению рассеивания тепла с поверхности Земли в космос, что приводит к постепенному потеплению климата на планете. В атмосферу ежегодно поступают миллионы тонн загрязненных веществ. Особую опасность представляет сернистый газ, который соединяется с парами воды и является причиной выпадения кислотных дождей.

Повсеместно на нашей планете отмечается ухудшение состояния водных систем в результате ирригационных и  мелиоративных мероприятий. Происходит истощение подземных вод, массовая гибель малых рек, сокращение крупных рек, высыхание крупных водоемов (например, исчезло с лица Земли Аральское море-озеро).

Значительно воздействие человека на литосферу – распахивание земель для сельскохозяйственных нужд (сегодня  30 % суши занято угодьями) приводит к эрозии почв, их засаливанию, поднятию грунтовых вод.

Человек создает техносферу, не составляющую целостную систему с биосферой, не создающую новых запасов энергии. Деятельность человека представляет угрозу для экологического равновесия, для существования биосферы.

Выходом из экологического кризиса  должно стать создание на Земле ноосферы. Термин «ноосфера» (от греч. noos - разум) переводится буквально как сфера разума. Концепция ноосферы явилась логическим результатом научной деятельности В. И. Вернадского, который говорил, что «биосфера перейдет однажды в сферу разума – ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным силой разума». О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершенной работе «Научная мысль как планетное явление». Рассматривая переход биосферы в ноосферу («сферу разума»), В. И. Вернадский указал ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Нужно, чтобы:

Информация о работе Понятие природы, эволюция представлений о природе в философии и науке, понятие естественной и искусственной среды обитания