Понятие познания и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Рационализм подразделяется на онтологический (разумность бытия, наличие в нем данного начала) и гносеологический (разум является главной формой познания).
Известно, что И. Кант также высказал свою точку зрения на теорию познания. Он утверждал, что «всякое познание начинается с опыта. Внешние предметы лишь воздействуют на наши органы чувств, пробуждая к жизни познавательные способности человека. Рассудок связывает, сравнивает, синтезирует или анализирует полученные представления, перерабатывает чувственное впечатление в познание».

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 26.05 Кб (Скачать)

 

 Наблюдения должны  подводить к результатам, не  зависящим от воли, чувств и  желаний субъекта, то есть они  должны давать объективную информацию.

 

 Наблюдения можно разделить  на непосредственные (прямые) и косвенные,  где вторые используются тогда,  когда «предметом исследований  является эффект его взаимодействия  с другими объектами и явлениями.  Особенность таких наблюдений  в том, что заключение об  исследуемых явлениях делается  на основе восприятия результатов  взаимодействия ненаблюдаемых объектов  с наблюдаемыми».1 Прямой же вид  используется при исследовании  непосредственно самого объекта,  или какого-либо процесса, связанного  с ним.

 

 Эксперимент – это  метод исследования некоторого  явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным  взаимодействием с изучаемым  объектом. Обычно эксперимент необходим  для проверки гипотез, установления  причинных связей между феноменами. Экспериментатор сознательно и  целенаправленно вмешивается в  естественный ход их протекания, а сам эксперимент осуществляется путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий его протекания. Результаты испытаний должны фиксируются и контролируются. Если повторять эксперимент, то это даст возможность сравнения получаемых каждый раз результатов.

 

 Этот метод является  одним из самых лучших, так  как с помощью него в последние  два столетия достигнуты огромные  успехи во многих областях  различных наук. Также, «в результате  совершенствования методики экспериментального  исследования, использования в нем  сложнейших приборов и оборудования  достигнут чрезвычайно широкий  диапазон применения этого метода. В зависимости от целей, предмета  исследования, характера используемой  техники выработана классификация  различных видов эксперимента».1

 

 По целям их можно  поделить на две группы:

 

I – эксперименты, с помощью  которых осуществляется проверка  различных теорий и гипотез;

 

II – эксперименты, с помощью  которых можно сбирать информацию  для уточнения тех или иных  предположений.

 

 По исследуемому объекту  и характеру научной дисциплины  они делятся на:

 

 физические;

 

 химические;

 

 биологические;

 

 космические;

 

 психологические;

 

 социальные.

 

 Если нужно будет  изучить какие-либо специальные  явления или свойства предмета, то их круг может быть расширен.

 

 Сегодня природа эксперимента  очень изменилась, так как повысилась  его техническая оснащенность. Поэтому  появился новый метод эмпирического  познания – моделирование. Модели (образцы, макеты, копии объекта-оригинала)  заменяют собой объекты исследования  тогда, когда изучаются, например, проблемы здоровья человека или  исследуются свойства объекта,  занимающего обширные пространства, находящегося достаточно удаленно  от исследовательского центра  и т. п.

 

 По характеру методов  и результатам исследования их  подразделяют на:

 

 «Качественные эксперименты, направленные на выявление последствий  воздействия различных факторов  на исследуемый процесс, когда  можно пренебречь установлением  точных количественных характеристик.

 

 Количественные эксперименты, когда на первый план выдвигается  задача точного измерения исследуемых  параметров процесса или объекта».1

 

 Оба вида способствуют  более полному раскрытию свойств  и признаков предмета, приводя  в итоге к его целостному  познанию.

 

 Сегодня эксперимент  никак не представляется без  его предварительного планирования, причем важное место при этом  занимает прогнозы ожидаемых  результатов.

 

 

Проблема границ субъекта и объекта познания

 

 

 Изучая теорию познания, ученые пришли к выводу о  том, что его структура, как  и структура многих других  явлений, подчиняется принципу  системности, то есть состоит  из простых частей и элементов.  Ими, как правило, являются  субъект и объект.

 

 «Субъект познания  – это носитель предметно-практической  деятельности и познания, источник  познавательной активности, направленной  на предмет познания».1 Им может  быть один человек (индивид)  или различные социальные группы (общество в целом). В первом  случае, когда субъектом познания  является индивид, то его самосознание  определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой  истории. Успешная познавательная  деятельность может быть осуществлена, если человек активно участвует  в познавательном процессе. Он  может развивать и каждый раз  увеличивать количество и качество  своих познаний в той или  иной областях.

 

 Но, в конечном счете,  высшим производителем знания  и мудрости является все человечество, так как оно на протяжении  многих веков накапливает различные  сведения о явлениях природы,  о животных, о нравах и обычаях  различных народов. Так, собрав  в одно целое познания отдельных  народов, можно сделать вывод,  что каждый народ, производя  свои какие-то нормы, идеи и  ценности, фиксируемые в культуре, выступает также как особый  субъект познавательной деятельности.

 

 «В обществе исторически  выделяются группы индивидов,  специальным назначением и занятием  которых является производство  знаний, имеющих особую жизненную  ценность. Таковы, в частности, научные  знания, субъектом которых выступает  сообщество ученых, также в этом  сообществе выделяются отдельные  индивиды, способности, талант и  гений которых обусловливают  их особо высокие познавательные  достижения».2

 

 Объект познания –  это то, на что направлена практическая  и познавательная деятельность  этого индивида. Объектом познания  могут быть как материальный  мир (химические элементы, физические  тела, живые организмы), так и социальные  явления (общество, взаимоотношение  людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом)  тоже могут стать объектом  познания.

 

 Таким образом, объектами  становятся существующие независимо  от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются или в  ходе практической деятельности, или в ходе познания.

 

 Так, можно сделать  вывод, что понятия объекта  и предмета отличаются друг  от друга, так как предмет  – это только одна сторона  объекта, на которую направлено  внимание какой-либо науки, также  понятие предмета по объему  шире понятия объекта.

 

 «Со времени возникновения  философии проблема отношения  субъекта к объекту, как отношения  познающего к познаваемому, всегда  находилась в центре внимания  философов».1

 

 Можно сказать, что  и сам человек является объектом  изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии  и других. Однако каждая из  них видит человека под своим  «углом зрения».

 

 Кант утверждал, что  познание всегда будет являться  ограниченным (агностицизм: существуют  границы познания, но не отрицаются  познавательные возможности человека, его потенциал). Познание – это  постоянная проблема человека.

 

 Границами познания  выступают понятия, идеи, теории. «За пределами данных вещей  существует чуждый или враждебный  мир (человеку), а отраженный в  понятиях и теориях мир. Отсюда  объектом познания является не  просто окружающий человека мир,  а воздействующие на человека  внешние обстоятельства, воздействующие  наиболее актуально и активно.  Отсюда познаются именно эти  объекты, то есть познание всегда  актуально».2

 

 Границы субъекта и  объекта познания определяются  практическими потребностями времени  и достигнутым уровнем знаний  о мире.

 

 За последние сто  лет значительно расширились  границы объекта познания, а вместе  с этим и круг познавательных  интересов, на много вырос интеллектуальный  потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности.

 

 Так, можно сказать,  что развитие познания определяется  потребностями общества в целом,  общим уровнем интеллектуального  потенциала общества. При этом  реализация этих потребностей  в свою очередь создает фон  и базу для новых потребностей  и дальнейшего наращивания знаний  о мире, а значит, и для продвижения  познания вперед. В основе движения  познания лежит разрушение и  возникновение все вновь и  вновь, противоречия между достигнутым  уровнем знаний и уровнем общественных  потребностей.

 

 

Заключение

 

 

 Каждому человеку свойственно  стремление к познанию, к истине, к знанию. Поэтому процесс познания  не прервется, пока существуют  науки, природно-географические, экономические,  материально-технические, социокультурные  и теоретические моменты, существует  мир, который человек может познать, использую огромное количество своих способностей, данных ему природой, и материально-технические средства, созданные им самим.

 

 Познавательные способности  – это индивидуальные качества  человека (ощущения, представления,  восприятия, разум, воля, интеллект,  талант, интуиция, память, воображение), которые обычно называют источниками  познания.

 

 В современном мире  теория познания представляет  собой результат обобщения всей  истории развития познания мира. Ведь любое знание является  связующей нитью между природой, человеческим духом и практической  деятельностью.

 

 Совершенствование средств  познания – неотъемлемая часть  истории человеческой деятельности. Ведь человечество всегда стремилось  к приобретению новых знаний. «Овладение тайнами бытия есть  выражение высших устремлений  творческой активности разума, составляющего  гордость человека и человечества».1

 

 

Список литературы

 

 

 Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия, учебник. М., 2003;

 

 Балашов Л.Е. Философия,  учебник. М., 2005;

 

 Бородай Ю.М. Воображение  и теория познания. М., 2004;

 

 Кириленко Г.Г., Шевцов  Е.В. Философия, справочник студента. М., 2003;

 

 Кузнецов В.Г., Кузнецова  И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.  Философия, учебник. М., 2004;

 

 Смирнов И., Титов В.  Философия, учебник. М., 2004;

 

 Спиркин А.Г. Философия,  учебник. М., 2006;

 

 Философия, учебное  пособие под ред. Лавриненко  В.В. М., 2004.

 

1 Смирнов И., Титов В.  Философия, учебник. М., 2004. Гл. IV, с. 114.

 

1 Кузнецов В.Г., Кузнецова  И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.  Философия, учебник. М., 2004. С. 235.

 

2 Кузнецов В.Г., Кузнецова  И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.  Философия, учебник. М., 2004. С. 240.

 

3 Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия, учебник. М., 2003. С. 378.

 

1 Смирнов И., Титов В.  Философия, учебник. М., 2004. Гл. IV, с. 115.

 

2 Смирнов И., Титов В.  Философия, учебник. М., 2004. Гл. IV, с. 122.

 

1 Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия, учебник. М., 2003. С. 326.

 

2 Смирнов И., Титов В.  Философия, учебник. М., 2004. Гл. IV, с. 126.

 

1 Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия, учебник. М., 2003. С. 260.

 

2 Кузнецов В.Г., Кузнецова  И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.  Философия, учебник. М., 2004. С. 232.

 

1 Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия, учебник. М., 2003. С. 268.

 

2 Кузнецов В.Г., Кузнецова  И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.  Философия, учебник. М., 2004. С. 233.

 

1 Философия, учебное пособие  под ред. Лавриненко В.В. М., 2004. С. 127.

 

2 Спиркин А.Г. Философия,  учебник. М., 2006. С. 400.

 

1 Смирнов И., Титов В.  Философия, учебник. М., 2004. Гл. IV, с. 152.

 

1 Смирнов И., Титов В.  Философия, учебник. М., 2004. Гл. IV, с. 156.

 

1 Философия, учебное пособие  под ред. Лавриненко В.В. М., 2004. С. 169.

 

1 Смирнов И., Титов В.  Философия, учебник. М., 2004. Гл. IV, с. 117.

 

2 Спиркин А.Г. Философия,  учебник. М., 2006. С. 411.

 

1 Смирнов И., Титов В.  Философия, учебник. М., 2004. Гл. IV, с. 131.

 

2 Балашов Л.Е. Философия,  учебник. М., 2005. С. 241.

 

1 Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия, учебник. М., 2003. С. 379.


Информация о работе Понятие познания и его виды