Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:58, реферат
Уже отмечалось, что формы, типы мировоззрений многообразны. Есть все основания говорить о плюрализме национальных, классовых и групповых, индивидуальных взглядов, позиций. Это не исключает, правда, присутствия в них и общих мотивов, типовых черт. Философские взгляды в этом смысле не составляют исключения. История философии знакомит нас с многообразием философских учений, принадлежащих прошлому и настоящему. Однако далеко не все они претендуют и могут претендовать на статус научно-философского мировоззрения.
Понятие научно-философского мировоззрения
Уже отмечалось, что формы, типы мировоззрений многообразны. Есть все основания говорить о плюрализме национальных, классовых и групповых, индивидуальных взглядов, позиций. Это не исключает, правда, присутствия в них и общих мотивов, типовых черт. Философские взгляды в этом смысле не составляют исключения. История философии знакомит нас с многообразием философских учений, принадлежащих прошлому и настоящему. Однако далеко не все они претендуют и могут претендовать на статус научно-философского мировоззрения.
Научно-философское
мировоззрение — это такая
система понимания мира и места
в нем человека, которая опирается
на науку, корректируется и развивается
вместе с наукой и сама оказывает
активное влияние на развитие науки.
Уместно сравнить теперь данное определение
с ранее приведенными определениями
мировоззрения вообще и философского
мировоззрения. Схематично их соотношение
можно представить в виде концентрических
кругов. Наиболее широким из трех понятий
является понятие мировоззрения (М).
Уже входящее в него понятие философского
мировоззрения (ФМ). И, наконец, лишь часть
философских учений может быть отнесена
к области научно-философского мировоззрения
(НФМ). История познания убеждает в
том, что данному понятию в
наибольшей степени отвечают учения
философского материализма. В различные
эпохи, в зависимости от уровня развития
и характера научных знаний, материализм
принимал различные формы. Важнейшими
из них являются: стихийный и во
многом еще наивный материализм
древних философов; материализм
XVII—XVIII веков, носивший механистический
и метафизический характер; наконец, диалектический
материализм, созданный К. Марксом и Ф.
Энгельсом к середине XIX века на основе
исследований общества и новых достижений
естествознания.
Во второй форме материализма почти отсутствовали
представления о развитии мира, о взаимосвязи,
взаимодействии различных явлений. По
словам Энгельса, ученые анатомировали
природу, по крупицам собирали материал
для последующих обобщений.
Это во многом и определило метафизический
характер материализма данного периода.
Под метафизикой понимается взгляд на
мир и способ мышления, при которых различные
предметы, явления рассматриваются вне
их взаимосвязей, развития. Понятие диалектики
противоположно понятию метафизики. Оно
обозначает взгляд на мир и способ мышления,
при которых различные явления рассматриваются
во взаимодействии, развитии.
Насыщение диалектикой углубило и обогатило
материализм. Материализм и диалектика
сочетаются естественно и органично. Ведь
материализм, как пояснял Ф. Энгельс,—
не что иное, как понимание мира таким,
каким он существует реально, без фантастических
искажений (такова же в принципе установка
науки). Но мир, как он есть,— это мир сложных
взаимосвязей, противоречий, качественных
изменений, развития. А это значит, что
верное понимание мира требует единства
материализма и диалектики. Существенным
вкладом в формирование диалектико-материали-
Развитие материализма и влияние научных
знаний на философскую мысль этим, естественно,
не закончилось, оно продолжается и в наши
дни. Материализм меняет свою форму с каждой
крупной эпохой в развитии науки '. Со своей
стороны, материалистические учения оказывали
заметное воздействие на развитие науки.
Один из убедительных примеров такого
воздействия — влияние атомистического
учения древнегреческих философов (Демокрит
и другие) на формирование научной атомистики.
Продуктивное воздействие на науку оказывали
и некоторые рациональные идеи идеалистических
учений. Так, идеи развития вошли в естествознание
сначала в идеалистической форме (мысль
о стремлении к совершенству). И лишь позже
было осуществлено их материалистическое
переистолкование, соответствующее содержанию
и духу научного познания.
Вокруг проблемы научности философского
мировоззрения продолжаются горячие споры.
При этом нередко допускается неисторическое,
абстрактное сопоставление познавательных
функций философии и науки, которое исходит
из посылки, будто философия решает в принципе
те же задачи, что и наука, только на другом,
предельно обобщенном уровне. При таком
подходе их специфика размывается, возникает
опасность либо «растворения» философской
проблематики в специально-научной, либо
обособления философской мысли, ее противопоставления
пауке. В рамках такого умозрительного
сравнения, прямолинейного соотнесения
этих двух областей знания как в принципе
однотипных проявляется эффект их мнимого
соперничества.
Философия, в отличие от конкретных наук, изучающих частные законы, определялась как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Согласно такой точке зрения (по сути, она восходит к Аристотелю), философия мыслится как набор самых общих положений, выступающих по отношению к развитому научному знанию как нечто вспомогательное, не главное. При этом не только не раскрывается реальная картина соотношения философии и науки в истории культуры, но даже во многом утрачивается понимание специфики философии, достигнутое еще в классической немецкой философии. Аналогичен результат и других абстрактных сопоставлений сфер духовной деятельности (философия — религия, философия — искусство и т. д.), берущихся вне истории, вне целостного контекста культуры.
Вопрос о требованиях к научно-философскому мировоззрению и о самой его возможности удается корректно поставить и решить лишь на основе историко- материалистического подхода к философии. Что же выявляет такой подход? Он свидетельствует о том, что философия и наука рождаются, живут и развиваются в лоне уже сложившихся, исторически конкретных типов культуры, испытывая воздействие различных их компонентов. Вместе с тем обе они оказывают заметное влияние друг на друга и на весь комплекс культуры. Причем характер и формы этого влияния имеют историческую природу, меняют свой вид в различные эпохи. Понять функции философии и науки, их родство и различие можно лишь на базе обобщения их реального статуса, роли в различные периоды истории. Исторический анализ свидетельствует о том, что философия и наука — вовсе не соперницы, что каждая из них выполняет в культуре свои, специфические функции. Обрисованные выше функции философии в системе культуры позволяют уяснить те ее задачи, которые родственны науке, а также те, которые носят иной, особый характер, определяя важную общественно- историческую миссию философской мудрости, в том числе ее способность влиять на развитие и жизнь науки.
Информация о работе Понятие научно-философского мировоззрения