Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:56, доклад
Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека - его служение истине, добру и красоте.
Первая олицетворяет ценность знания, вторая - нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.
Понятие истины. Соотношение абсолютного и относительного в истине. Истина и заблуждение.
Как в прошлом,
так и в современных условиях
три великих ценности остаются высоким
мерилом деяний и самой жизни
человека - его служение истине, добру
и красоте.
Первая олицетворяет ценность знания,
вторая - нравственные устои жизни и третья
- служение ценностям искусства. При этом
истина, если хотите, есть тот фокус, в
котором соединяются добро и красота.
Истина - это цель, к которой устремлено
познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон,
знание - сила, но лишь при том непременном
условии, что оно истинно.
Истина есть знание. Но всякое ли знание
есть истина? Знание о мире и даже об отдельных
его фрагментах в силу ряда причин может
включать в себя заблуждения,, а порой
и сознательное искажение истины, хотя
ядро знаний и составляет, как уже отмечалось
выше, адекватное отражение действительности
в сознании человека в виде представлений,
понятий, суждений, теорий.
Но что такое истина, истинное знание?
На протяжении всего развития философии
предлагается целый ряд вариантов ответа
на этот важнейший вопрос теории познания.
Еще Аристотель предложил его решение,
в основе которого лежит принцип корреспонденции:
истина - это соответствие знания объекту,
действительности.
Р.Декарт предложил свое решение: важнейший
признак истинного знания - ясность. Для
Платона и Гегеля истина выступает как
согласие разума с самим собой, поскольку
познание является с их точки зрения раскрытием
духовной, разумной первоосновы мира.
Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали
истину как результат совпадения восприятий
большинства.
Конвенциональная концепция истины считает
истинное знание (или его логические основания)
результатом конвенции, соглашения.
Наконец, отдельными гносеологами как
истинное рассматривается знание, которое
вписывается в ту или иную систему знаний.
Иными словами, в основу этой концепции
положен принцип когерентности, т.е. сводимости
положений либо к определенным логическим
установкам, либо к данным опыта.
Наконец, позиция прагматизма сводится
к тому, что истина состоит в полезности
знания, его эффективности.
Разброс мнений достаточно велик, однако
наибольшим авторитетом и самым широким
распространением пользовалась и пользуется
классическая концепция истины, берущая
свое начало от Аристотеля и сводящаяся
к корреспонденции, соответствию знания
объекту.
Классическая концепция истины хорошо
согласуется с исходным гносеологическим
тезисом диалектико-материалистической
философии о том, что познание есть отражение
действительности в сознании человека.
Истина с этих позиций есть адекватное
отражение объекта познающим субъектом,
воспроизведение его таким, каким он существует
сам по себе, вне и независимо от человека,
его сознания.
Существует ряд форм истины: обыденная
или житейская, научная истина, художественная
истина и истина нравственная. В целом
же форм истины почти столько, сколько
видов занятий. Особое место среди них
занимает научная истина, характеризующаяся
рядом специфических признаков. Прежде
всего это направленность на раскрытие
сущности в отличие от обыденной истины.
Кроме того, научную истину
отличает системность, упорядоченность
знания в ее рамках и обоснованность, доказательность
знания. Наконец, научную истину отличает
повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.
А теперь обратимся к главным характеристикам
истинного знания. Ключевой характеристикой
истины, ее главным признаком является
ее объективность. Объективная истина
- это такое содержание наших знаний, которое
не зависит ни от человека, ни от человечества.
Иными словами, объективная истина представляет
собой такое знание, содержание которого
таково, как оно "задано" объектом,
т.е. отражает его таким, какое он есть.
Так, утверждения, что земля шарообразна,
что +3 > +2, - это объективные истины.
Если наше знание - это субъективный образ
объективного мира, то объективное в этом
образе и есть объективная истина.
Признания объективности истины и познаваемости
мира равнозначны. Но, как отмечал В.И.
Ленин, вслед за решением вопроса об объективной
истине следует второй вопрос: "...Могут
ли человеческие представления, выражающие
объективную истину, выражать ее сразу,
целиком, безусловно, абсолютно, или же
только приблизительно, относительно?
Этот второй вопрос есть вопрос о соотношении
истины абсолютной и относительной".
(Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм//
Полн.собр.соч.).
Вопрос о соотношении истины абсолютной
и относительной выражает диалектику
познания в его движении к истине, о чем
уже шла речь выше, в движении от незнания
к знанию, от знания менее полного к знанию
более полному. Постижение истины, - а объясняется
это бесконечной сложностью мира, его
неисчерпаемостью и в большом, и в малом,
- не может быть достигнуто в одном акте
познания, оно есть процесс.
Этот процесс идет через относительные
истины, относительно верные отражения
независимого от человека объекта, к истине
абсолютной, точному и полному, исчерпывающему
отражению этого же объекта.
Можно сказать, что относительная истина
- это ступень на пути к истине абсолютной.
Относительная истина содержит в себе
зерна истины абсолютной, и каждый шаг
познания вперед добавляет в знание об
объекте новые зерна истины абсолютной,
приближая к полному овладению ею.
Итак, истина одна - она объективна, поскольку
содержит знание, не зависящее ни от человека,
ни от человечества, но она в то же время
и относительна, т.к. не дает исчерпывающего
знания об объекте. Больше того, будучи
истиной объективной, она содержит в себе
и частицы, зерна истины абсолютной, является
ступенью на пути к ней.
И в то же время истина конкретна, поскольку
сохраняет свое значение лишь для определенных
условий времени и места, а с их изменением
может превратиться в свою противоположность.
Благотворен ли дождь? Однозначного ответа
быть не может, он зависит от условий. Истина
конкретна. Та истина, что вода кипит при
1ОО градусах цельсия, сохраняет свое значение
лишь при строго определенных условиях.
Положение о конкретности истины, с одной
стороны, направлено против догматизма,
игнорирующего перемены, происходящие
в жизни, а с другой стороны - против релятивизма,
отрицающего объективную истину, что ведет
к агностицизму.
Но путь к истине отнюдь не усеян розами,
познание постоянно развивается в противоречиях
и через противоречия между истиной и
заблуждением.
_Заблуждение . - это такое содержание сознания,
которое не соответствует реальности,
но принимается за истинное. Взять хотя
бы идею самозарождения жизни, которая
лишь в результате работ Пастера была
похоронена. Или положение о неделимости
атома, надежды алхимиков на открытие
философского камня, с помощью которого
все легко может превращаться в золото.
Заблуждение - результат односторонности
в отражении мира, ограниченности знаний
в определенное время, а также сложности
решаемых проблем.
_Ложь . - намеренное искажение действительного
положения дел с целью обмануть кого-либо.
Ложь нередко принимает облик дезинформации
- подмены из корыстных целей достоверного
недостоверным, истинного ложным. Примером
подобного использования дезинформации
может служить разгром Лысенко генетики
в нашей стране на основе клеветы и непомерного
восхваления своих собственных "успехов",
что очень дорого обошлось отечественной
науке.
Критерии
истины
Энциклопедии:
Истина, согласие наших мыслей с действительностью,
а также в формальном смысле - согласие
наших мыслей с общими логическими законами.
Вопрос о критерии И., то есть об основаниях
достоверности, разбирается в теории познания
(гносеологии).
Истина, верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: "...прав тот, кто считает разделенное (в действительности. - Ред.) - разделенным и соединенное - соединенным..." (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.-Л., 1934). Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.).
В идеалистических системах И. понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). Немецкий классический идеализм, начиная с И. Фихте, внёс в трактовку И. диалектический подход. По Г. Гегелю, И. есть процесс развития знания.
Представители экзистенциализма, вслед за датским мыслителем С. Кьеркегором, трактуют И. субъективно-идеалистически - как форму психологического состояния личности.
Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта (Д. Юм, Б. Рассел) или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, наконец, как наиболее простой, "экономичной" взаимосогласованности ощущений (Э. Мах, Р. Авенариус). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом. Конвенциализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) исходит из того, что дефиниция И. и её содержание носят условно-договорный характер.
Согласно диалектическому материализму, истинным являются те представления, понятия, идеи, теории, которые адекватно, верно отражают то, что есть в объективной действительности. В. И. Ленин называет объективной И. такое содержание человеческих представлений, "...которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 123).
Наука - не склад готовых и исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен.
И. относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики. И в этом смысле И. - "дитя эпохи". Каждая последующая научная теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная И. и тем самым как частный случай более полной и точной теории (например, классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Такое соотношение между теориями в их историческом развитии получило в науке название принципа соответствия. Диалектический материализм "...признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине" (там же, с. 139). Абсолютизация относительной И., увековечение И. порождает заблуждение, догматизм мышления.
В каждой относительной И., поскольку она объективна, содержится "частичка" абсолютного знания. Абсолютная И. есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной И., которая в этом смысле складывается из суммы относительных И."...Человеческое мышление, - писал В. И. Ленин, - по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания" (там же, с. 137).
Одним из основных
принципов диалектического
Проблемы, связанные
с теоретическими и социальными
условиями постижения И., разрабатываются
в теории
познания
и социологии
познания.
Современная наука о предпосылках сознания. Социальная природа сознания
1.1. Метафора сознания в античной философии
1.2.Христианство: открытие внутреннего духовного мира
1.3.Проблема сознания в классической европейской философии
1.4. Современная наука о сознании
1.5. Социальная природа сознания
2. Сознательное и бессознательное
3. Противоречивое единство языка и мышления
3.1. Сознание и мозг
3.2. Язык и сознание
Список используемой литературы
1. Современная наука о предпосылках сознания. Социальная природа сознания.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
Отношение сознания к бытию образует основной вопрос философии, который является совокупностью двух элементов: онтологического (вопрос о первичности духа или материи) и гносеологического (вопрос о познаваемости мира) .
Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Так, точному знанию своей анатомии и физиологии человек не в малой степени обязан опытам над животными: изучая их анатомию и физиологию, он имеет возможность через процедуры сравнения, аналогии уточнить знание о своем теле. Но сравнить феномен своей психики и, особенно сознания, человеку не с чем, ибо сознание - уникальная способность, присущая только человеку. К. Г. Юнг писал, что при решении вопроса о сознании «человек обречен на отшельничество».
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке - это описание феномена (греч. phainomenon - являющееся) сознания. Второй - ставит цель объяснить, как сознание возможно. Вплоть до ХХ в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, для чего проделывало процедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представление и т.д. В нашем столетии философы дерзнули задать вопросы: как возможны эти «шаги», почему они могут мгновенно сворачиваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самим собой и миром? Ответить на эти вопросы, значит объяснить феномен сознания.
В последнее время стало ясно, что сознание - это вершина айсберга, т.е. незначительная часть того целого состояния, большая часть которого скрыта от взора самого, сознания. Как проникнуть в глубины этого состояния, если содержание этих глубин не представлено в опыте сознания?
1.1. Метафора сознания в античной философии.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание, и то, что называлось сознанием в то или иное историческое время, претерпевало существенные изменения. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый геоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. В свою очередь, от того, как представляли себе его люди той или иной эпохи, зависело формирование образа мира, понимание нравственности, политики, искусства.
В силу того, что сознание - предмет неуловимый, «вещь» нематериальная, описывать его чрезвычайно трудно, так же как и рассуждать о нем. Его реальность прячется, ускользает. В обыденном языке мало слов, изначально относящихся к действиям сознания. Поэтому некоторые исследователи, например, Ортега-и-Гассет, говорят не о понятии сознания, а о метафоре сознания. Метафора - оборот речи, в котором слова употребляются в их переносном значении.
Философы античности понимали, что сознание есть всеобщая связь между человеком и миром. Форму этой связи они попытались передать с помощью метафоры вощенной дощечки, на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Печать на воске - метафора для описания сознания. Ее использовали Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке» разума. Античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект. Другая же сторона - умение человека сосредоточиться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир - не была проработана. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике мировоззрения и мироощущения античного мира. Греки - прирожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения существует до того, как он увиден, и продолжает существовать в таком же виде и после акта его восприятья. Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент встречи объект оставляет след на «дощечка» разума. У античного грека не было навыка сосредоточиваться на своем внутреннем мире.