Понятие истины. Классическая концепция истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Понятие истины является ведущей в философии названия. Все проблемы философии теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п.

Содержание

Понятие истины. Классическая концепция истины (стр.3).
2. Когерентная концепция истины (стр. 6).
3. Прагматическая концепция истины (стр. 8).
4. Семантическая теория истины Тарского (стр. 9).
5. Объективная, абсолютная и относительная истина (стр. 11).
6. Список литературы (стр.13).

Работа содержит 1 файл

Понятие истины.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

 

             Теория Тарского предлагает создание искусственного языка.

 

Философы видят достоинство теории Тарского в том, что она позволяет исключить парадокс лжеца и логически непротиворечиво оперировать понятием «истина». Но встает вопрос: так ли уж важна непротиворечивость, если речь идет о естественных науках? Оконнор: «Тарский придает большое значение тому факту, что естественные науки могут рождать парадоксы…Но естественный язык…не подчинен необходимости исключения противоречий любой ценой». Но даже если допустить, что формализация языка естественных наук осуществлена, мы и тогда не добъемся  решения тех проблем, с которыми столкнулась классическая концепция истины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объективная, абсолютная и относительная истина.

 

 

          Трудности, возникшие в связи с определением истины, приводили к релятивизму: кому как кажется, так и есть на самом деле. То есть истина у каждого своя, и, таким образом, общей, объективной истины не существует. Однако параллельно с релятивизмом существовала традиция утверждения объективности истины. В IV в. до  н. э. Аристотель сформулировал тезиз  об объективности истинности : «…тот прав, кто считает разделенное –разделенным, а соединенное – соединенным; а в заблуждении тот, мнение которого противоположно действительным обстоятельствам. Надо иметь ввиду – не потому ты бел, что мы правильно считаем тебя белым, а потому, что ты бел, мы мы утверждающие это, правы.

           Согласно Аристотелю, истина не зависит от мнения отдельных людей, она существует объективно.

           Определение Аристотеля предполагает объективность истины, однако оно не раскрывает само понятие объективности. Это было сделано В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпиризм».  В.И. Ленин называет объективной истиной такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человека…

 

                Здесь речь идет о содержании человеческого знания. Вне знания невозможно ставить вопрос об истине. Истина не природа, а наши знания о природе.

 

           В. И. Ленин отмечает, что проблема истины содержит в  себе два основных вопроса:

 

           1).  Существует ли объективная истина

 

           2). Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, абсолютно или же только приближенно, относительно?».

 

           Те трудности, которые были показаны в связи с критикой наивно – реалистической точки зрения, свидетельствуют о том, что истины, с которыми мы встречаемся в науке носят относительный характер. По мере развития науки каждая из таких истин уточняется, конкретизируется, выясняются границы ее приемлемости.

 

           Но значит ли это понятие абсолютной истины бессмысленность? Нет, не значит. Рассмотрим тенденцию развития некоторых относительных истин. В новой истине всегда есть нечто от старой, которая, как говорят философы, сохраняется «в снятом виде». В динамическом материализме это фиксируется в положении о том, что абсолютная истина складывается из относительной.

 

           Если проанализировать различные точки зрения по тому иди иному вопросу, то чаще всего выясняется, что каждая из спорящих сторон отражает какой-то момент абсолютной истины: каждая точка зрения представляет собой относительную истину, в которой содержится зерно истины абсолютной. Трудность с том, что мы не знаем, в чем состоит это зерно.

 

           Относительность истины нельзя отождествлять  с ее субъективностью. Истина относительна потому  что она неполна, приблизительна.

 

           Относительные истины, как и абсолютные являются объективными в том смысле, что в них есть свое содержание, которое не зависит от познающего человека.

 

           Истина содержит и момент абсолютного и  момент относительного. Абсолютная истина складывается из истин относительных. Чем больше будет собрано относительных истин о предмете, тем ближе мы подойдем к истине абсолютной о нем;  однако никакая сколь угодно большая совокупность относительных истин ни на каком этапе познания не дает нам абсолютную истину.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.    Чудинов Э. М. «Природа научной истины», Москва 1977 г.

 

2.    Уемов А. И. «Истина и пути ее познания», Москва 1975 г.

 

3.    Философская энциклопедия Том 2, Москва 1970 г.

 

4.    «Мир философии» Часть 1, стр. 609-658.



Информация о работе Понятие истины. Классическая концепция истины