Понятие философии, ее функции и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Философии.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

      Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столконовения противоположных стремлений и сил. Предельный случай противоречия - конфликт.

      Абсолютно тождественных вещей не бывает: они  различны как внутри себя так и  между собой. Различие есть отношение  нетождественности, неодинаковости объекта  и в самом себе и с другими. Различие имеет свои степени: оно может быть несущественным и существенным. Предельный случай существенного различия - противоположность. Удачной моделью противоположности может служить магнит с его 2 полюсами (его можно делить сколько угодно).

      Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения : наличие одной предполагает бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель.

      Диалектический принцип противоположностей отражает двойственные отношения внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Все полно потиворечий и живет в них.

      Противоположности, не образующие единства, не являются диалектическими, их нельзя считать движущей силой развития системы. Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не являются частями целого и не несут импульса к развитию. Противоположности могут приходить в столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единое целое в котором один момент также необходим как и другой. При этом сами противоположности и их единство, выражающее устойчивость объекта, - относительны, борьба же, выражающая бесконечность процесса развития,- абсолютна.

      Противоречие  буквально означает резкое рассогласование в речи, высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассуждения могут появляться пары суждений, противоречащих друг другу. Оба эти утверждения не могут быть истинны. Одновременно утверждение и того и другого рассматривается в логике как необходимо-ложное. Запрет противоречий, начиная с античности, считается одним из принципов логического суждения. Такие противоречия считаются нарушением правил рассуждения. Их появление - сигнал логической ошибки в рассуждениях, ложно принятой посылки или... Вывод противоречия допускается лишь для вспомогательных целей, в частности, в доказательствах от противного в  математике.

      Однако  реальный процесс развития научного знания связан с этапами преодоления  возникающих противоречий. “Для настоящего теоретика ничего не может быть интереснее, чем такой факт, который вступает в противоречие с общепринятой теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа.” - М.Планк.

      Специфической формой существования диалектических противоречий в познании являются антиномии, которые служат формой теоретического воспризведения противоречий в научных теоиях. Обнаружение антиномий и их решение - характерная черта диалектического мышления. Поскольку антиномии часто высказываются в форме противоречивых высказываний, запрещаемых формальной логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диалектики и формальной логики. Логика и диалектика действуют совместно. А как же логика противоречий? В процессе познания они выступают не как знание, результат (Бор и его принцип дополнительности - мы не вправе приписывать физической реальности ни волновые ни корпускулярные свойства). Антиномия - острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие логические противоречия есть двтигатеьная сила научного познания.

      “Все  существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диалектика противоречий в мысли - это не противоречие самому себе, не отсутствие логики, а взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. Рекомендации формальной логики помогают понять реальные противоречия. В диалектике речь идет о потиворечиях в самом объекте и об отражении этих противоречий в мышлении, где они сознательно фиксируются и решаются.

      Диалектика - не метод награмождения противоречий. Без соблюдения правил форм логики диалектика превратилась бы в софстику. Дело диалектики - выявление и разрешение противоречий.

      Основные  типы противоречий.  Характер противоречий зависит от специфики противоположных сторон и от условий в которых осуществляется их взаимодействие. И это взаимодействие есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и обогащающих друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообразие противоречий. Различают внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия.

      Взаимодействие  противоположных сторон внутри даной  системы (наприм внутри данного вида животных или организма) характеризует  внутреннее противоречие, выражающее состояние системы как определение  целостности. Каждая система существует в рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее противоречие являет собой взаимодействие противоположностей, относящихся к разным системам (между организмом и средой, природой и обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутреннего противоречия относительны.

      Именно  внутренним противоречиям принадлежит  решающая роль в развитии системы. Внешние  противоречия могут послужить толчком, но прежде чем стать истинной силой  развития они должны перейти во внутреннюю структуру объекта (адаптация организма к внешней среде, должен выработать новое качество, которое вступает во внутреннюю противоположность с исходными качествами). Таким образом внешнее всегда действует через внутренее.

      В ряду внутренних противоречий выделяются основные (главные) и неосновные противоречия. Основное - это сущностное противоречие: оно связано с глубинными, лежащими в основании этой системы формами взаимодействия противоположностей, составляющих ее структуру (общество - противоположность между производством и потреблением. Нужно производить чтобы жить, но производство порождает новые потребности).

      Антагонистические противоречия - взаимодействие между  непримиримыми враждебными силами. Внутри эксплуататорских формаций, в  том числе современного империализма. Транснациональными корпорациями - национально-государственной формой общества. Империализм - развивающиеся страны. Война и мир.

      Неантагонистические противоречия. Взаимодействие между  социальными группами, интересы которых  совпадают.

42.Категория  “Закон”. Законы природы, общества и познания.

      Все в этом мире подчинено закономерностям. Арбуз из желудя не выростет, хоть ты тресни.

Веками  человек подмечал определенный порядок  мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о  существовании чего-то закономерного. Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития человеческого общества, в период становления науки как системы знания.

      Закон - есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления.

      Будучи  по своей форме продуктами человеческих знаний, по своему внутреннему содержанию законы выражают объективные процессы действительности. Познание законов и есть основная задача науки.

      Понятие закона находится в тесной связи  с детерминизмом, но не тождественно ему..  Если детерменизм говорит  о всеобщей обусловленности явлений, то понятие закона выражает качественную устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрения констатации и причинного понимания, но  с точки зрения их объективной необходимости и качественной регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он является мерой предсказуемости связи. Поэтому закон как выражение действия объективной необходимости может рассматриваться в качестве особого вида детерминации: как детерминация будущим в отличии от причинной детерминации прошлым и системной детерминации настоящим.

      Однако  не все формулировки закона имеют  причинную форму. В подавляющем  большинстве следствия закона формулируются  в виде какой-либо функциональной зависимости  или классификации соотношения, т.е. в конечном счете закон по форме тяготеет к системной корреллции, а не генетической причинности. Однако это не значит что причинность отсутствует в тех связях, отражением которых являются коррелятивные формулировки законов. Налицо противоречие: с одной стороны, содержание категории закона формировалось в единстве с принципом причинности, а с другой -  формулирование законов всегда осуществляется в виде различного рода функциональных соответствий без всякого причинного обоснования. Это породило многочисленные споры о сущности категории закона.

      Согласно  религиозно-идеалистическим взглядам, в мире все течет по созданным Богом путям, которые управляют всем, выполняя волю всевышнего. Бог управляет миром через законы, “подобно ямщику, держащему в руках вожжи всех событий Вселеной”. Согласно субъективному идеализму законы возникают лишь из-за любви человека к порядку.

      Однако  в силу того, что мир есть самоуправляющая  система, законы в ней являются ее внутренним самопроявлением.

      С точки зрения сферы действия законы делятся на общие, универсальные (закон  сохранения энергии) и частные, действующие лишь в ограниченной области (закон общего развития).

      По  своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения ( в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные  связи в системах), законы функционирования ( причинная и системная детерминация) и законы развития ( область причинной детерминации). В силу диалектики необходимости и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос случайностей.

      По  форме своего проявления законы делятся на динамические и статистические. Так любой брошенный камень вернется на землю в силу динамического закона, а количество очков на брошенных костях непредсказуемо, действует статистическая закономерность.

      Необходимо  различать тенденции и статистическую вероятность: тенденция отражает путь проявления однозначных динамических законов, а статистическая закономерность предполагают альтернативную вероятность конкретного события. Обычно в случае динамического, хотя бы и в форме тенденции, проявления говорят о законе, а в случае статистического проявления - о закономерности. Однако и то и другое является различными выражениями необходимости. Но закономерность в отличии от закона отражает не жестко детерминированный характер объективной необходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления. Строение организма подчиняется законам, однако  обладает и массой индивидуальных качеств, которые с точки зрения общего закона есть случайности, через которые и проявляется закон. Закон как необходимость в конкретном, действуя опосредовано через случайное, выступает для этого конкретного как закономерность. Иными словами закономерность - это форса конкретного проявления закона.

      В мире действуют законы , а не слепой рок. Это особенно верно для социальных законов, т.к. закон общего развития не может осуществляться без деятельности людей, обладающих достаточно высокой степенью творческой свободы.

      Итак  все в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без  связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие.  Раазвитие обусловлено различными видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и развития является категория закона, категория не только объясняющая прошедшее, но и частично прогнозирующая будущее.

44.Познание  как предмет философского анализа.  Чувственное познание и его  формы. Сенсуализм.

Познание  есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира.

      Как осуществляется процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?

      Большинство философских систем нового времени  выделяли 2 основных этапа:

Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными  философиями по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственым источником знаний (Гоббс, Локк).

      Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане: разделение физического и  умственного труда и выделение  последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материалных объектов. Она -предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

      Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственым познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно- практической деятельности и, во-вторых,  целостность чувственного освоения материального объекта. Однако можно выделить и отдельные, функционирующие в рамках этой целостности элементы чувственного познания.

Информация о работе Понятие философии, ее функции и роль в обществе