Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:50, контрольная работа
Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
Введение …………………………………………………………………………….… 3
1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики ………………………. 4
2. Основные законы диалектики ……………………………………………….….... 8
3. Сущность диалектических категорий ………………………………………….… 11
4. Принципы диалектики и её альтернативы ………………………………………. 13
Заключение ……………………………………………………………………………. 19
Список использованных источников ………………………………………….…… 20
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….
1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики ………………………. 4
2. Основные законы диалектики ……………………………………………….….... 8
3. Сущность диалектических категорий ………………………………………….… 11
4. Принципы диалектики и её альтернативы ………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………….…… 20
Введение
Я выбрала тему «Диалектика как учение о развитии», так как постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики
Диалектика - учение о наиболее общих
закономерных связях и становлении,
развитии бытия и познания, а также
основанный на этом учении метод мышления
и действия.
1) Под диалектикой понимается
совокупность объективных
2) Субъективная диалектика, диалектическое
мышление. Она представляет собой
отражение объективной
3) Философское учение о
В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийная диалектика Древней Греции, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и материалистическая диалектика XIX века. Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Выдающимся диалектиком является Гераклит. Диалектика у него - это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий - огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая. Диалектике Гераклита присущи идеи становления, единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Обращая внимание на источник изменения и развития, Гераклит по-прежнему оставлял в тени проблему поступательности развития. Его мысль была сосредоточена в основном на повторяемости и круговороте. Он еще не ставит проблемы скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность. В теории познания Гераклит начинал с сенсуализма (от лат. Sensus - восприятие, чувство). Он учил о совпадении судьбы, необходимости и разума, развивая учение о единстве противоположностей. Его диалектика наивна, но правильна, разработана в общей форме и не дошла до частностей. Гераклит - первый греческий философ, вышедший за рамки чисто натуралистических построений мистики чисел и религиозно-этических исканий. Он сделал во многом успешную попытку определить единую объективно-логическую закономерность, лежащую в основе всякого процесса и состояния. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона. Он противопоставил мышление чувственно-воспринимаемому, подметил неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия. Он отводил главную роль в познании мышлению. Зенон впервые попытались выработать понятие единого бытия и сделали его основой философствования. Единое бытие понимается у него как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присущее в каждом мельчайшем элементе действительности. Оно исключает любую множественность вещей в их движении. Зенон разработал сорок апорий, направленных против движения и против множественности вещей. Он указал на противоречивость конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного. Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще, не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин «противоположности». Аристотель, стремясь познать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному. Он первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок. В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд замечательных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой классической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. Однако, у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Высшая ступень развития включает в себя, таким образом, низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Таким образом, Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики. В философии наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность.
2. Основные законы диалектики
Закон - это объективное,
необходимое и существенное отношение,
имеющее устойчивый и повторяющийся
характер. Как общее отношение
для всей совокупности явлений закон
не терпит исключений. При одних
и тех же условиях действие закона
непременно и однозначно. Именно данные
особенности объективных
3. Сущность диалектических категорий
Находящемуся в постоянном
движении и развитии реальному миру
соответствует столь же динамичная
система понятий и категорий,
отражающих события и процессы этого
мира в нашем мышлении. Даже самая
простая мысль о каком-либо предмете
или явлении уже содержит в
себе определенные понятия и категории,
с помощью которых мы способны
связывать окружающие нас события
в стройную систему идей, взглядов
и оценок. Если бы мы, воспринимая
объекты, не подводили их под какие-то
понятия и категории, то мы бы просто
бессмысленно смотрели на внешний мир,
не в силах понять его. Понятия
и категории, существующие в нашем
мышлении, выступают необходимой
предпосылкой всякого познания.
4. Принципы диалектики и её альтернативы
Философское учение о диалектике
осуществляется в плане онтологическом
и гносеологическом. Философское учение
о диалектике в онтологическом плане иногда
называют объективной диалектикой, в гносеологическом
– субъективной диалектикой. Соответственно
этому различают онтологические принципы
диалектики и гносеологические принципы
диалектики. Онтологические принципы диалектики
представляют собой положения, в которых
отражаются общие свойства, общие связи
и отношения, присущие явлениям объективного
мира (живая, неживая природа, общество).
Наличие таких свойств, связей и отношений
выявляется в процессе экспериментальных
и теоретических исследований, проводимых
в различных областях науки. Каждый принцип
диалектики предстаёт как результат обобщения
данных, получаемых во всех специальных
науках. К числу исходных онтологических
принципов диалектики относятся следующие: 1. Принцип всеобщей
взаимосвязи явлений, сущность которого
в том, что все вещи, явления в мире находятся
во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности,
так что не существует абсолютно изолированных
тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно
или опосредованно с другими телами в
мире. Взаимодействие и взаимообусловленность
явлений в мире происходит по связям различной
природы. Данные современной науки указывают
на то, что всё многообразие существующих
материальных систем различной природы
на различных уровнях неживой и живой
природы находится в постоянной взаимосвязи
и взаимодействии. Ни один материальный
объект не является абсолютно изолированным,
независящим от всего остального мира,
но всегда находится во взаимной связи
и взаимодействии с другими объектами.
Они связаны, прежде всего, пространственными
и временными отношениями, находятся на
определённых расстояниях друг от друга,
объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами
других тел; разрушение, деградация одних
объектов даёт начало, рождение другим. 2. Принцип развития:
в движении и развитии находятся явления
всех сфер действительности (живой, неживой
природы, общества, процессов мышления). Категорию
«развитие» следует отличать от категорий
«движение», «прогресс». В соответствии
с логикой, различения понятий следует
проводить по содержанию, по объёму и по
степени абстрагирования. По содержанию
все три категории фиксируют изменение.
В онтологическом плане содержание данных
категорий оказывается однородным и различие
их здесь возможно только по объёму и степени
абстрагирования. По объёму предельно
широкой категорией является «движение».
Обобщённое определение этой категории
было дано Ф. Энгельсом: «Движение, рассматриваемое
в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое
как способ существования материи, как
внутреннее присущий материи атрибут,
обнимает собой все происходящие во вселенной
изменения и процессы, начиная от простого
перемещения и кончая мышлением». 3. Принцип системности:
каждый объект в мире представляет собой
определённую систему взаимосвязанных
частей и элементов, обладает определённой
структурой и предстаёт как нечто единое. Три
рассмотренных онтологических принципа
диалектики приемлемы как в философских
школах объективного идеализма, так и
в философии диалектико-материалистической.
Однако в диалектико-материалистической
философии принимается ещё один принцип. 4. Принцип материального
единства мира: не существует сверхъестественных
миров, существует только естественный
материальный мир, все происходящие в
мире явления и процессы, какими бы диковинными
они не казались, представляют собой проявления
свойств того или иного вида материи. Гносеологические
принципы диалектики являются, отражением
онтологических принципов, служат общими
исходными положениями в процессах познания.
Выделяются следующие основные гносеологические
принципы диалектики. 1. Принцип конкретного
и всестороннего рассмотрения вещей и
явлений. Конкретность предполагает рассмотрение
вещей и явлений такими, какими они объективно
предстают в определённых условиях среды
с присущими им связями и отношениями.
Всесторонность рассмотрения – это требование
учёта и выявления существующих конкретных
связей, взаимодействий и отношений исследуемого
объекта. Это требование в своё время В.
И. Ленин выразил следующим образом: «Чтобы
действительно знать предмет, надо охватить,
изучить все его стороны, все связи и «опосредствования».
Мы никогда не достигаем этого полностью,
но требование всесторонности предостережёт
нас от ошибок и от омертвения». 2. Принцип историзма.
Этот принцип, по существу, является отражением
онтологического принципа развития, имеет
методологическое значение, кратко сущность
принципа заключена в следующем положении:
«Не забывать основной исторической связи,
смотреть на каждый вопрос с точки зрения
того, как известное явление в истории
возникло, какие главные этапы в своем
развитии это явление проходило, и с точки
зрения этого развития смотреть, чем данная
вещь стала теперь». 3. Принцип системности.
Гносеологический принцип системности
выражает требование рассматривать любой
объект, любое явление, любой процесс как
систему, с учётом составляющих её компонентов
и определённой структурной организации. 4. Принцип объективности.
Выражает требование не привносить в исследуемое
явление того, чего в нем нет и быть не
может. Содержание знаний должно быть
объективным, оно должно отражать те свойства,
процессы, принципы, закономерности, которые
присущи исследуемому объекту, т. е. не
выдавать желаемое за действительное.
Заключение
Особенности диалектики как
миропонимания и способа
Список использованных источников
1. Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек - Мн.: ООО «Современная школа», 2005. - 544 с.
2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.И., Социология: Курс лекций: Учебное пособие, Ростов-Н/Д: Феникс, 2000 - 512 с.
3. Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие/ В.Н. Калмыков. - Мн.: Выш. шк., 2003. - 541 с.
4. Канке В.А. Философия. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 352 с.
5. Тихонравов Ю.В. Философия - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998. -- 304 с.
Информация о работе Понятие диалектики. Исторические формы диалектики