Понятие диалектики. Исторические формы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….… 3
1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики ………………………. 4
2. Основные законы диалектики ……………………………………………….….... 8
3. Сущность диалектических категорий ………………………………………….… 11
4. Принципы диалектики и её альтернативы ………………………………………. 13
Заключение ……………………………………………………………………………. 19
Список использованных источников ………………………………………….…… 20

Работа содержит 1 файл

философия диалектика.docx

— 36.14 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение  …………………………………………………………………………….… 3

1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики  ……………………….  4

2. Основные законы диалектики  ……………………………………………….…....  8

3. Сущность диалектических  категорий  ………………………………………….…  11

4. Принципы диалектики и её альтернативы  ……………………………………….  13

Заключение  …………………………………………………………………………….  19

Список использованных источников  ………………………………………….……  20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Я выбрала тему «Диалектика как учение о развитии», так как постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.       Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие диалектики. Исторические формы диалектики

Диалектика - учение о наиболее общих  закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также  основанный на этом учении метод мышления и действия.            Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.    Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1) Под диалектикой понимается  совокупность объективных диалектических  закономерностей, процессов, действующих  в мире независимо от сознания  человека. Это диалектика природы,  диалектика общества, диалектика  мышления, взятая как объективная  сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое  мышление. Она представляет собой  отражение объективной диалектики  в сознании.

3) Философское учение о диалектике  или теория диалектики. Выступает  как отражение отражения. Называется  учением о диалектике, теорией  диалектики.

В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийная  диалектика Древней Греции, идеалистическая  диалектика немецкой классической философии  и материалистическая диалектика XIX века.     Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.            Выдающимся диалектиком является Гераклит. Диалектика у него - это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий - огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая.   Диалектике Гераклита присущи идеи становления, единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Обращая внимание на источник изменения и развития, Гераклит по-прежнему оставлял в тени проблему поступательности развития. Его мысль была сосредоточена в основном на повторяемости и круговороте. Он еще не ставит проблемы скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность. В теории познания Гераклит начинал с сенсуализма (от лат. Sensus - восприятие, чувство). Он учил о совпадении судьбы, необходимости и разума, развивая учение о единстве противоположностей. Его диалектика наивна, но правильна, разработана в общей форме и не дошла до частностей.  Гераклит - первый греческий философ, вышедший за рамки чисто натуралистических построений мистики чисел и религиозно-этических исканий. Он сделал во многом успешную попытку определить единую объективно-логическую закономерность, лежащую в основе всякого процесса и состояния.  Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона. Он противопоставил мышление чувственно-воспринимаемому, подметил неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия. Он отводил главную роль в познании мышлению. Зенон впервые попытались выработать понятие единого бытия и сделали его основой философствования. Единое бытие понимается у него как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присущее в каждом мельчайшем элементе действительности. Оно исключает любую множественность вещей в их движении. Зенон разработал сорок апорий, направленных против движения и против множественности вещей. Он указал на противоречивость конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного.     Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще, не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей.            В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин «противоположности». Аристотель, стремясь познать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному. Он первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок.         В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд замечательных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой классической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. Однако, у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии.        Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Высшая ступень развития включает в себя, таким образом, низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Таким образом, Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики.  В философии наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Основные законы диалектики

Закон - это объективное, необходимое и существенное отношение, имеющее устойчивый и повторяющийся  характер. Как общее отношение  для всей совокупности явлений закон  не терпит исключений. При одних  и тех же условиях действие закона непременно и однозначно. Именно данные особенности объективных законов  природы и общества позволяют  человеку сознательно использовать их в своей практической деятельности.       В зависимости от пространства действия различают законы специфические (функционирующие в какой-либо конкретной сфере бытия), общие (присущие в целом природе или обществу) и всеобщие, или законы диалектики. Как элементы материалистической диалектики ее законы выражают универсальные существенные связи бытия. Выступая по своей логической форме в виде суждений, законы диалектики являются отношением единства противоположных категорий: сущности и явления, качества и количества, возможности и действительности, отдельного и общего.             Закон единства и борьбы противоположности - основной закон диалектики. Этот закон определяется как суть, ядро диалектики, так как он раскрывает самую существенную сторону развития - его источник и причину. Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего. Основные понятия закона - понятие диалектических противоположностей. Это такие две стороны единого, целостного предмета, явления, процесса, которые взаимно определяют и вместе с тем отрицают, исключают друг друга в своем существовании: в математике - плюс и минус; в физике - положительное и отрицательное.           Единство противоположностей временно. Борьба противоположностей абсолютна. Взаимоотношение единства и борьба противоположностей составляет противоречия. Развития рассматривается как процесс возникновения, развития и разрешения противоречия.        Противоречия бывают:         Внутренние - характеризуют противоборство, столкновение сторон, тенденций внутри самого предмета.       Внешние - это противоречия между различными предметами. Определяющими противоречиями являются внутренние.    Основные противоречие - это противоречие, определяющее всю совокупность других противоположностей.          Не основные - это производное противоречие, результат и следствие основного.           Антагонистические противоречия - это противоречия между классами и другими социальными группами, характеризующиеся особой остротой, резкой враждебностью между ними. Нередко формой разрешения таких противоречий является социальные революции.       Неантагонические противоречия - это противоречие, разрешение которых возможно на путях реформ, эволюционных преобразований, это усовершенствование предмета, процесса, явления.    Неантагонические противоречия можно в соответствующих условиях перерабатывать в антагоническое, и наоборот, антагонизм может ослабевать, превращаться в неантагонистическое противоречие.      Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает внутренний механизм развития, показывает, как непосредственно происходит этот процесс.         Основные категории, посредством которых выражается содержание закона, - это качество, количество, мера, свойство, диалектический скачок.  Качество характеризуется внутреннюю определенность предмета, тождественную бытию предмета, самому его существованию. Исчезновение качества ведет к исчезновению предмета или превращению его в другой предмет. Количество - это внешняя определенность предмета, изменение которой в некоторых границах не влечет за собой изменения. Количественные характеристики включают такие показатели, как мера, объем, степень развития того или иного предмета или явления.          Границы, в которых изменение количества происходит без изменения качества, называется мерой. А точка, в которой происходит изменение качества и переход его в новое качественное состояние, - это узловые точки меры. Сущность закона состоит в том, что при накоплении количества и достижении узловой точки меры происходит переход одного качественного состояния в другое. Возникшее новое качество открывает новые возможности для количественного роста. Этот процесс перехода осуществляется посредством диалектического скачка. Форма или тип скачка зависит от особенностей развивающегося предмета.  Закон отрицания показывает направление тенденции развития. Диалектическое отрицание - это такой вид отрицания, который указывает на связь, преемственность между предшествующими и последующими ступенями развития. Диалектическое отрицание характеризуется такой чертой как объективность. Субъективного отрицания не бывает, существуют субъективное мнение, субъективная оценка. Отрицание по своей оценке объективно. Вторая его характеристика - всеобщность. Все в мире происходит через отрицание одних элементов, сторон, свойств развивающегося предмета и возникновение новых сторон, свойств. И, наконец, третьей характеристикой диалектического отрицания является его специфичность. То есть отрицание всегда осуществляется специфическим способом, определяемым как внутренней природой развивающегося предмета, так и условиями, в которых осуществляется процесс развития. Схематическим выражением данного закона является спираль, раскрывающая и преемственность, цикличность, повторение каких-либо ступеней развития, и поступательность в развитии.         

 

 

 

 

3.  Сущность диалектических категорий

Находящемуся в постоянном движении и развитии реальному миру соответствует столь же динамичная система понятий и категорий, отражающих события и процессы этого  мира в нашем мышлении. Даже самая  простая мысль о каком-либо предмете или явлении уже содержит в  себе определенные понятия и категории, с помощью которых мы способны связывать окружающие нас события  в стройную систему идей, взглядов и оценок. Если бы мы, воспринимая  объекты, не подводили их под какие-то понятия и категории, то мы бы просто бессмысленно смотрели на внешний мир, не в силах понять его. Понятия  и категории, существующие в нашем  мышлении, выступают необходимой  предпосылкой всякого познания.             Любая наука основана на определенном устойчивом понятийном аппарате, оперирует понятиями различной степени общности и значимости. Понятие есть абстрактная форма мышления, которая отражает свойства, связи и отношения предметов и явлений определенного класса по их специфическим признакам. Основу понятийного строя мышления составляют категории, являющиеся ядром любого понятийного аппарата; на них строится вся система понятий данной науки  . Категории философии – это предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные и универсальные связи и отношения реальности, важнейшие ступени познания мира.     Философские категории воспроизводят качества, свойства, связи и отношения бытия в максимально общем виде, регулируя и направляя процесс нашего познания мира. Это такие категории, как «бытие», «материя», «пространство», «время», «число», «сущность», «мера», «сознание», «истина», «красота» и т. д. Категории диалектики являются составной частью системы общефилософских категорий, отражая не только саму реальность, но и процесс ее постоянного развития. Законы диалектики представляют собой взаимосвязанную систему определенных категорий и сами законы суть развернутые категории, такие, как категории «причинности», «системности», «отрицания», «противоречия» и т.п. Отражая объективную диалектику действительности, они выступают в качестве всеобщего метода ее познания. Среди системы диалектических категорий наиболее выделяются парные категории диалектики, выступающие в качестве различных сторон и ступеней познания реального мира, отражающие универсальные связи бытия. Парные категории диалектики характеризуют противоположные, «полярные» стороны всех существующих в мире предметов, явлений и процессов, и сами образуют целостную и гибкую систему всеобщих понятий, отражающих противоречивость и изменчивость бытия.           По мере развития человеческих знаний о мире результаты познания вызревали, обрабатывались и формировались в мышлении и языке познающего субъекта. Философский анализ и направлен, в первую очередь, на выявление и формулировку всеобщих категорий и универсальных схем познания, он осмысливает их, показывает их взаимосвязь и дает им наиболее четкое выражение. В результате этого образуется цельный категориальный аппарат, который придает мышлению огромную силу, делает возможным сознательное применение категорий для познания и преобразования действительности. В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о реальных связях бытия с соответствующими формами их выражения в нашем мышлении; они одновременно являются отражением объективных процессов мира и познавательными приемами, при помощи которых осмысливаются сами эти процессы.     Среди бесконечного многообразия связей реального мира диалектическое познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей, которые и выражало парами противоположных категорий. «Единичное – общее», «часть – целое», «система – элемент», «содержание – форма» отражают устройство и организованность бытия. Причинные связи характеризует такая группа парных категорий диалектики, как «сущность – явление», «причина – следствие», «случайность – необходимость», «возможность – действительность». Все они объединяются в единую систему диалектических категорий, взаимосвязанных пар, которые постоянно переходят друг в друга, содержат в себе промежуточные ступени и состояния.

4. Принципы диалектики и её альтернативы

Философское учение о диалектике осуществляется в плане онтологическом и гносеологическом. Философское учение о диалектике в онтологическом плане иногда называют объективной диалектикой, в гносеологическом – субъективной диалектикой. Соответственно этому различают онтологические принципы диалектики и гносеологические принципы диалектики.   Онтологические принципы диалектики представляют собой положения, в которых отражаются общие свойства, общие связи и отношения, присущие явлениям объективного мира (живая, неживая природа, общество). Наличие таких свойств, связей и отношений выявляется в процессе экспериментальных и теоретических исследований, проводимых в различных областях науки. Каждый принцип диалектики предстаёт как результат обобщения данных, получаемых во всех специальных науках.           К числу исходных онтологических принципов диалектики относятся следующие:             1. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений, сущность которого в том, что все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, так что не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире. Взаимодействие и взаимообусловленность явлений в мире происходит по связям различной природы. Данные современной науки указывают на то, что всё многообразие существующих материальных систем различной природы на различных уровнях неживой и живой природы находится в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Ни один материальный объект не является абсолютно изолированным, независящим от всего остального мира, но всегда находится во взаимной связи и взаимодействии с другими объектами. Они связаны, прежде всего, пространственными и временными отношениями, находятся на определённых расстояниях друг от друга, объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами других тел; разрушение, деградация одних объектов даёт начало, рождение другим.   2. Принцип развития: в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления). Категорию «развитие» следует отличать от категорий «движение», «прогресс». В соответствии с логикой, различения понятий следует проводить по содержанию, по объёму и по степени абстрагирования. По содержанию все три категории фиксируют изменение. В онтологическом плане содержание данных категорий оказывается однородным и различие их здесь возможно только по объёму и степени абстрагирования. По объёму предельно широкой категорией является «движение». Обобщённое определение этой категории было дано Ф. Энгельсом: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутреннее присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».        3. Принцип системности: каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое.      Три рассмотренных онтологических принципа диалектики приемлемы как в философских школах объективного идеализма, так и в философии диалектико-материалистической. Однако в диалектико-материалистической философии принимается ещё один принцип.          4. Принцип материального единства мира: не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи.   Гносеологические принципы диалектики являются, отражением онтологических принципов, служат общими исходными положениями в процессах познания. Выделяются следующие основные гносеологические принципы диалектики.             1. Принцип конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений. Конкретность предполагает рассмотрение вещей и явлений такими, какими они объективно предстают в определённых условиях среды с присущими им связями и отношениями. Всесторонность рассмотрения – это требование учёта и выявления существующих конкретных связей, взаимодействий и отношений исследуемого объекта. Это требование в своё время В. И. Ленин выразил следующим образом: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигаем этого полностью, но требование всесторонности предостережёт нас от ошибок и от омертвения».   2. Принцип историзма. Этот принцип, по существу, является отражением онтологического принципа развития, имеет методологическое значение, кратко сущность принципа заключена в следующем положении: «Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».              3. Принцип системности. Гносеологический принцип системности выражает требование рассматривать любой объект, любое явление, любой процесс как систему, с учётом составляющих её компонентов и определённой структурной организации.             4. Принцип объективности. Выражает требование не привносить в исследуемое явление того, чего в нем нет и быть не может. Содержание знаний должно быть объективным, оно должно отражать те свойства, процессы, принципы, закономерности, которые присущи исследуемому объекту, т. е. не выдавать желаемое за действительное.        Онтологические и гносеологические принципы диалектики являются общими исходными положениями к исследованию систем любой природы и любой сложности. Они дают исследователю правильную ориентацию как при  предварительном начальном рассмотрении объектов – систем и их свойств, так и при составлении общей картины происходящих в системе процессов и выявлении тенденций внутренних изменений.        Принципам диалектики альтернативами являются: софистика, эклектика, догматизм, субъективизм. Так, диалектическому принципу конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений противостоят такие метафизические приёмы, как софистика и эклектика.         Софисты (от греч. sophists – мастер, художник) – так называли древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей «мудрости» и «красноречия». Софистика – сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.      В целом для софистики характерен односторонний подход. Основными приёмами софистики являются: вырывание событий из их всеобщей взаимосвязи и выделение какой-либо отдельной связи, одной стороны, момента; абсолютизация отдельной выделенной связи, стороны, момента; подмена главного второстепенным, существенного несущественным; применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой, которым данные закономерности не присущи; подменой одних посылок другими в логических силлогизмах.    Эклектика – (от греч. eklego – выбираю) представляет собой механическое соединение различных сторон и свойств предмета или явления. Внешне эклектика выглядит как стремление к многостороннему охвату предмета. Однако на деле это механическое соединение в одно целое несовместимых признаков. В философии эклектика проявляется как беспринципное смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, и тому подобное. Основным методологическим пороком эклектики является неумение выделить из суммы связей и явлений объективного мира главные связи предмета в их конкретно-исторической обусловленности. При этом произвольный набор несовместимых признаков даёт эклектическую смесь, что в области практической деятельности ведёт к ошибкам и просчётам.       Диалектическим принципам развития историзма противостоят и такие метафизические методы мышления, как догматизм, скептицизм и субъективизм. Догматизм – (от греч. dogma – мнение) представляет собой такой способ метафизического мышления, при котором игнорируется принцип творческого развития и конкретности истины. Догматическое мышление оперирует абсолютными истинами, неизменными стереотипами; игнорируется относительность истины и диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Такое мышление полагает, что те или иные сформулированные закономерности являются истинными везде и всегда, независимо от конкретных исторических условий и новых данных практики науки.   Субъективный – зависящий от сознания и воли субъекта. Субъективизм в познании – это привнесение в исследуемый объект того, чего в нём нет и быть не может в данных условиях и в данный период времени; это принятие желаемого за действительное. Субъективизм весьма часто проявляется в различных идеологических концепциях. Применение субъективистских концепций на практике приводит к волюнтаристическим действиям. Воля – это сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий. В социально-политической теории и практике волюнтаризм означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности, опирающееся на познание объективных законов и сведение этой деятельности к субъективному произволу политических вождей.              В философии субъективизм проявляется во взгляде на сознание как на первично данное, всё остальное представляется формой, содержанием или результатом творчества сознания. Это характерно для такой разновидности философского направления, как субъективный идеализм.    Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий) предстаёт как концепция, выдвигающая сомнение в качестве принципа мышления, но при этом, подмечая относительность наших знаний, доходит до крайности в вопросе о познаваемости, подвергает сомнению вообще возможность познания мира. Последовательный скептицизм, доходящий до такой крайности, становится одной из форм агностицизма, отрицающей познаваемость мира. Скептицизм сыграл важную роль в опровержении догматизма средневековой религиозной философии. В то же время он привёл к агностицизму Д. Юма и И. Канта. С появлением теории относительности А. Эйнштейна скептицизм привёл к релятивизму, утверждающему, что поскольку наши знания относительны, то они не истинны. В современном понимании скептицизм представляется как антидиалектическая концепция, отрицающая познаваемость мира.    Наряду с метафизическими приёмами и методами мышления, противостоящими диалектическим принципам, существует также ряд факторов, препятствующих процессам диалектического познания мира. К их числу относятся заблуждение, ложь, иллюзия, консерватизм и инертность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Особенности диалектики как  миропонимания и способа мышления были и остаются предметом пристального философского внимания, так как во-первых существовали и существуют ее альтернативы, по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторых надо системно представить ее собственное содержание. Усилия в этом направлении классической немецкой философии в настоящее время приняли форму работы по созданию теории диалектики, как общей теории развития, логики и теории познания. Хотя и на сегодняшний день она остается незавершенной.           В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться предвидеть печальные последствия хороших начинаний, надо бояться односторонности, очернительства и "розовых очков", следует овладевать умением вести дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различных сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности республик и существования федерации, простора для рыночных отношений и плановости, существования различных видов собственности, свободы и ответственности и т.д. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком - значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

 

 

 

 

 

Список использованных источников 

1. Волчек, Е.З. Философия:  учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек - Мн.: ООО «Современная школа», 2005. - 544 с.

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.И., Социология: Курс лекций: Учебное пособие, Ростов-Н/Д: Феникс, 2000 - 512 с.

3. Калмыков В.Н. Основы  философии: Учеб. пособие/ В.Н. Калмыков. - Мн.: Выш. шк., 2003. - 541 с.

4. Канке В.А. Философия. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 352 с.

5. Тихонравов Ю.В. Философия - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998. -- 304 с.


Информация о работе Понятие диалектики. Исторические формы диалектики