Понятие абсурда и бунта в творчестве А.Камю

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:35, реферат

Описание работы

Противоречивость мира и бытия, смысл жизни, отношение к свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в мире и в обществе - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали мыслителей во все времена. Но особенно актуальными они стали именно в ХХ веке, который войдет в историю как эпоха бурного развития техники и появления техногенной среды обитания, эпоха драматичных политических преобразований и глобальных войн, эпоха становления и краха невиданных до этого тоталитарных режимов.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Понятие абсурда, его философское осмысление
Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы_____________4
Влияние «абсурда» на человеческое бытие______________________7


Бунт и образ бунтующего человека
Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества_______________________________________________10
Оценка различных категорий бунта ___________________________12

Заключение_____________________________________________________15
Библиографический список________________________________________16

Работа содержит 1 файл

реферат мхмт.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

       Итак, рассмотрев и проанализировав понятие абсурда, Камю определяет три основных следствия из абсурда: четкое сознание, с помощью которого человек противостоит миру, внутренняя свобода и многообразие опыта бытия. С помощью работы ума и сознания человек абсурда обращает в правило жизни то, что было приглашением к смерти, обретая тем самым смысл бытия и отвергая самоубийство.

        Чувство абсурда, возникающее в результате работы сознания, позволяет человеку переоценить свою судьбу. Это можно считать одной из предпосылок другому понятию, рассмотренному Камю в своем творчестве - понятию бунта.  
 
 
 
 
 
 
 

Бунт  и образ бунтующего человека 

          Пробужденное сознание показывает человеку абсурдность бытия, непонятность и несправедливость человеческого удела. Это порождает бунт, цель которого – преображение. Основной мотив бунта: «Человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть».  

  • Понятие бунта, ценность и значение бунта

    в судьбе человека и человечества 

          Человек бунтующий, по мнению Камю, это прежде всего человек, говорящий «нет». Но первым же своим действием он говорит «да». Протестуя против прежнего порядка вещей, человек в то же время признает существование некой границы, до которой он допускал вмешательство в свою жизнь негативных обстоятельств.

        Бунт безусловно предполагает в себе определенную ценность. Во-первых, бунтующий человек противопоставляет все то, что для него ценно, тому, что таковым не является.

        Приводя пример бунта раба против своего господина, Камю приходит к выводу, что раб восстает против прежнего порядка, в котором отрицается нечто, присущее сообществу всех угнетенных людей. Сам по себе индивид не является той ценностью, которую он намерен защищать. Эту ценность составляют все люди вообще.

        Но существует разница между  понятиями бунт и озлобленность. Озлобленность вызвана завистью и всегда направлена против объекта зависти. Бунт же, напротив, стремится к защите личности. Восставший защищает себя, каков он есть, целостность своей личности, стремится заставить уважать себя. Таким образом, озлобленность несет в себе негативное начало, бунт – позитивное.  

Подходя к понятию бунта с позиций социальных, Камю отмечает, что бунт невозможен в обществах, где неравенство слишком велико (например кастовые общества) или равенство абсолютно (некоторые первобытные общества). То есть,  бунт возможен в тех обществах, где за теоретическим равенством скрывается огромное фактическое неравенство.

        Кроме того, бунт – дело человека осведомленного. Он должен четко осознавать свои права. Из этого следует, что бунтующий человек не может присутствовать в таком обществе, где царят мифы и традиции.

       Причем первоисточником бунта является не только индивид. В ходе исторического развития человечество в целом все глубже и полнее осознает себя.

       Камю утверждает, что сегодняшняя история с ее распрями вынуждает людей признать, что бунт – одно из существенных измерений человека. Он является исторической реальностью человечества. И не следует бежать от этой реальности, а найти в ней ценности для человечества.

         Одна из главных ценностей бунта – то, что он предполагает человеческую общность, причем свободную от какой бы то ни было святости. Для того, чтобы жить, человек должен бунтовать, но не нарушая границы, открытые им в самом себе, границы, за которыми люди, объединившись, начинают свое подлинное бытие.

        Осознание абсурдности бытия и неразумности мира является первопричиной бунта. Однако, если в опыте абсурда страдание индивидуально, то в бунтарском порыве оно сознает себя как коллективное. Оно оказывается общей участью.

        Выводя индивида из одиночества, бунт является основой ценности для всех людей. Если первоначально значение бунта для индивида можно выразить фразой: «я бунтую – значит, я существую», то дальнейшее созидательное развитие бунта позволит сказать: «я бунтую, следовательно, мы существуем».  

Исследуя  понятие бунта, Камю выделяет несколько  его категорий и определяет характерные  особенности каждой из них.  

  • Оценка  различных категорий бунта
 

         Метафизический бунт подразумевает восстание человека против своего удела и против всего мироздания.

        Если раб бунтует против своего рабского положения, то метафизический бунтарь – против удела, уготованного ему как представителю рода человеческого. Он заявляет, что обманут и обделен самим мирозданием.

       Возникает интересная особенность: раб, протестуя против господина, тем самым одновременно и признает существование господина и его власти. Так же и метафизический бунтарь, выступая против силы, определяющей его смертную природу, вместе с тем и утверждает реальность этой силы.

        Из этого утверждения можно сделать вывод, что метафизический бунт не подразумевает в себе атеизм. Бунт не отрицает высшую силу, а, признавая ее, бросает ей вызов.  
 

       Исторический бунт. Основная цель исторического бунта, это свобода и справедливость. Исторический бунт стремится предоставить человеку царствование во времени, в истории.

        Камю сразу разделяет понятия бунт и революция. Он считает, что революция начинается с идеи, в то время как бунт представляет собой движение от индивидуального опыта к идее. Камю высказывает парадоксальную мысль: революции в ее подлинном значении человечество еще не знало.

       Подлинная революция ставит целью всеобщее единство и окончательное завершение истории. Происходившие же до сих пор революции приводили лишь к замене одного политического строя другим. Даже начинавшаяся как экономическая, любая революция в итоге становилась политической. И в этом также заключается отличие революции от бунта.

       Кроме того, цели революции и бунта совершенно различны. Революция предполагает низведение человека до уровня истории, точнее, материала для истории. Бунт же утверждает человека и человеческую природу, не подвластную миру силы. Бунт исходит из отрицания во имя утверждения. Революция исходит из абсолютного отрицания и обрекает себя на всевозможные виды рабства и террора ради цели, достижимой лишь в конце времен.

        Таким образом, бунт созидателен. Бунт предполагает, что вместо того, чтобы убивать и умирать во имя созидания такого бытия, каковым человечество не является, человечество должно жить ради созидания того, чем оно является.  
 

        Бунт в искусстве. Искусство, творчество заключают в себе бунт, проявляющийся в одновременном отрицании и утверждении. Творчество отрицает мир за то, чего ему недостает, но отрицает во имя того, чем мир хотя бы иногда является.

        Бунт в искусстве - это созидатель вселенной. Творец считает, что мир несовершенен, и стремится переписать, переделать его, придать ему недостающий стиль. Искусство спорит с действительностью, говорит Камю, но не избегает ее.

        Искусство приобщает человека к истокам бунта в той мере, в какой оно наделяет формой ценности, неуловимые во всем многообразии бытия, но зримые для творца, который, улавливая их, отделяет их от истории.

        Заканчивая исследование понятия бунта, Камю сопоставил бунт и понятие убийства – аналогично ранее сделанному им сопоставлению абсурда и самоубийства. Ценность бунта заключается в том, что он, положив предел угнетению, создает общее для всех людей достоинство. Бунт несет в себе созидательное начало. Его значение в общности людей, единстве их природы, общении, всем, что способствует их схожести и содружеству. Таким образом, бунт и убийство логически противоречат друг другу. Совершив убийство, бунтовщик раскалывает мир, разрушая те самые общность и единство людей. Таким образом, появляется новая формула, вмещающая в себя ценность и значение бунта: «я бунтую, следовательно, мы будем существовать».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

        Подводя итог исследованию понятий абсурда и бунта, можно прийти к выводу, что Камю придал им позитивный, созидательный, жизнеутверждающий смысл. Действительно, чувство абсурда пробуждает сознание человека, и он возвышается над своей судьбой, обретает в определенной степени смысл бытия. Сознание, в свою очередь, является первоисточником бунта – стремления к преображению. Бунт индивида, развиваясь, переходит в ценность для множества людей, определяя их общность и объединяя их как созидательную силу. «Я бунтую, следовательно, мы существуем и будем существовать» - таков принцип бунтующего человека.

         Рассмотренная в творчестве Камю проблематика остаётся актуальной и сегодня. В современном противоречивом мире с его катаклизмами и различными кризисами,  вопросы человека и его сущности являются одним из центральных предметов исследования философской мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Камю А. Избранное. Сборник. – М.: Радуга, 1988
  2. Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки. – М.: Наука, 1990
  3. Кушкин Е. П. Альберт Камю. Ранние годы. – Л.: Просвещение, 1982
  4. Мальро А. В. В свете истории. Статьи, письма. – М.: Худ. литература, 1984
  5. Руткевич А. М. Философия А. Камю. – М.: Просвещение, 1990
  6. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего». – Вопросы литературы, 1986, № 9 – с. 189-194
  7. Фокин С. Л. Альберт Камю. Роман. Философия. Жизнь. – СПб; Издательство «Алетейя», 1999
  8. Фокин С. Л. Художественное время в «Постороннем» А. Камю. – Иваново, 1988

Информация о работе Понятие абсурда и бунта в творчестве А.Камю