Поиск и проблемы истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:37, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа - поиска и проблем истины.

Содержание

1. Введение.
2. Что есть истина.
3. Наука и антинаука.
4. Научная революция.
5. Практика, как критерий истины.
6. Познание.
7. Логика, как наука, как подтверждение истины.
8. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Поиск и проблемы_истины..doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром.. Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами.

Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых редиска в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания — в восприятии. Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления[8]. Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания, ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

Рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств; — регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств; — органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы развивать научное знание. Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие.

Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое накопило человечество. Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений». Возникновение понятий — это важнейшая закономерность становления и развития человеческого мышления.. Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое, холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то). Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе уже имеющихся знаний. Умозаключение содержит в своем составе суждения, а, следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь.

Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения, какого- либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т. д.

 

7. Логика,  как наука,  как подтверждение истины.

 

Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков. Логика и лингвистика — две области знаний, имеющие общие корни и тесные взаимопереплетения в истории своего развития. Логика всегда ставила своей основной задачей обозреть и классифицировать разнообразные способы рассуждений, формы выводов, которыми человек пользуется в науке и в жизни. Хотя традиционная логика имела дело с законами мысли и правилами их связи, выражались они средствами языка, поскольку непосредственной реальностью мысли является язык. Для логики важны общие логические закономерности мышления, реализуемые в тех или иных языковых конструкциях. Логические компоненты — важный фактор образования высказываний и организации текста. В логике правильным способом рассуждения является такой, который никогда не приводит от истинных предпосылок к ложным заключениям. Это требование вводит в соприкосновение логику как теорию вывода с семантикой. Вывод считается корректным тогда и только тогда, когда условия истинности его предпосылок составляют подмножество условий истинности его заключений.

Люди отличаются от животных тем, что могут логически мыслить, а от машин тем, что способны нелогично верить. Для многих людей между логикой и верой существует принципиальное противоречие, и они взаимно исключают друг друга. Существует общее мнение, что научные факты устанавливаются исключительно с помощью логики, и никакой веры при этом не требуется. В противоположность этому часто полагают, что религиозные убеждения опираются только на веру. Многие думают, что логика и разум в религиозных убеждениях не играют никакой роли, а поэтому религия является чисто произвольной и от нее следует отказаться. Этот широко распространенный взгляд ложен не только в отношении религиозных убеждений, но и в отношении научной деятельности. Логика и вера играют важную роль в обоих сферах и между ними нет принципиального противоречия. Они взаимно дополняют друг друга и в равной степени необходимы. Функция логики заключается в получении выводов и возможности перейти от одного этапа рассуждений к другому. Однако процесс рассуждений должен начинаться с какой-то отправной точки, с допущений, аксиом, истин, с какого-то предыдущего этапа. В противном случае такие этапы уходили бы бесконечно в прошлое и поиск истины превращался бы в определение базовых аксиом, что довольно часто и бывает в споре. К этой исходной точке нельзя прийти только доводами разума. Различие, которое можно привести между допущениями, не являющимися выводами, явно проявляются даже в такой "логичной" науке, как математика. Основные аксиомы математики мы вынуждены принимать на веру. То же самое происходит и во всех других точных и тем более "неточных" науках. У разума и логики есть присущая им ограниченность, которая заставляет нас опираться на веру Мы убеждены, что какая бы сила ни заставила камень упасть на землю сегодня, она заставит его сделать то же самое и таким же образом завтра. Логически это доказать нельзя, но у нас есть очень серьезные свидетельства верить этому. То, что существуют общие законы и принципы, которые предстоит открыть, это вопрос веры, без которой наука не может обойтись. Многие понимают, что одного разума недостаточно для установления фундаментальных принципов любой философии, религии или мировоззрения. Например, ни вера теистов в то, что Бог есть, ни противоположная вера атеистов не поддается логическим доказательствам. Поэтому вера в Бога и неверие равноценны, равноверны. Добро и зло равноверны. Вера нужна народу как чувствование бога. Вера нужна для благочестия масс. Догматы веры сводятся к важнейшим требованиям нравственности. Религия - ограничитель безнравственности, скотства, зверства. Вера надевает узду на людей и народы. Вера, религия, бог необходимы также, как законы. Что вера является необходимым дополнением к доводам разума не только в вопросах религии, но и в математике, в прочих науках, в повседневной жизни и межчеловеческих отношениях. Поразительно, но этот вывод подтверждается чисто математическими результатами, к которым пришли в 1930 годах Гедель и Тарски. Гедель доказал, что математика отличается большой неполнотой, в ней всегда будут недоказуемые утверждения, которые мы будем вынуждены называть истинными. Большинство ученых, работающих в области математики, уверены, что их дисциплина не имеет внутренних противоречий, но Гедель показал, что это исключительно вопрос веры, так как логически к такому выводу прийти невозможно. Тарски выявил и другие ограничения возможностей логики. В частности, пользуясь исключительно логикой, нельзя дать определение истине, т.к. ограниченность доводов разума связана и с ограниченными возможностями веры. Истина это: логичная вера и верная логика, разумная религия и религиозный разум, умственная душа и душевный ум. Прав не тот, кто "вообще" прав, а прав тот, у кого больше прав сейчас, причем разных прав: логики и веры, ума и души, разума и сердца, истины и заблуждений. Если завтра у кого будет больше этих и разных других прав, то прав будет он. Этим подтверждается относительность всех земных истин. Истиной является победившая истина. Высшая земная истина - это борьба истин. Реальная жизнь подтверждает, что истина - это противоречие, отсутствие противоречий - заблуждения. Законы науки - это, прежде всего верования, которые опираются на факты и эксперименты, а не на догмы, не подлежащие обсуждению. Настоящий ученый всегда открыт новым фактам и готов их принять, даже если они противоречат укоренившейся в сознании вере. Этот современный подход очень не похож на древнегреческую науку, которая пыталась выстроить здание знаний о физическом мире, почти не прибегая к кропотливым наблюдениям и делая выводы главным образом на основе недостаточно обоснованных философских допущений, прибегая только к умозаключениям и доводам рассудка.

Разум не способен объяснить насколько радикальны порой новые идеи, теории, концепции, например, теория относительности или квантовая теория. Сами ученые говорят, что в крупных открытиях важную роль играет творчество, воображение, вдохновение, вера и откровение.

 

8. Заключение.

 

Подводя итог данного реферата, можно сказать, что проблемы, касающиеся определения критериев истины, законов и формы мышления интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.
В дальнейшем историческом развитии учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и направлений. После опубликования трудов Иммануила Канта, достаточно ясно вырисовывается следующее направление философской мысли: истина носит "субъективный" характер, основное внимание при исследовании проблемы истины следует уделять познанию самого человека, законов его разума. Как достаточно убедительно показано Кантом, не может существовать всеобщего критерия истины. Все, чем располагает человек (и в этом Кант соглашается с Аристотелем) - это формальные законы логики. По Вл. Соловьеву, знание возможно лишь потому, что чувственность оформляется априорными формами рассудка. Истина, по Вл. Соловьеву, возможна только в том случае, если признавать всю действительность, беря ее в целом, то есть максимально обобщенно и максимально конкретно. Это значит, что истина есть сущее, взятое и в своем абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности. Другими словами, истина есть сущее всеединое.
 


 

 

18

 



Информация о работе Поиск и проблемы истины