Пифагор и пифагорейцы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:04, реферат

Описание работы

Пифагор Самосский (ок. 580 - ок. 500 до н. э.) древнегреческий математик и философ-идеалист. Родился на острове Самос. Получил хорошее образование. По преданию Пифагор, чтобы ознакомиться с мудростью восточных ученых, выехал в Египет и как будто прожил там 22 года. Хорошо овладев всеми науками египтян, в том числе и математикой, он переехал в Вавилон, где прожил 12 лет и ознакомился с научными знаниями вавилонских жрецов. Предания приписывают Пифагору посещение и Индии. Это очень вероятно, так как Иония и Индия тогда имели торговые связи. Возвратившись на родину (ок. 530 г. до н. э.), Пифагор попытался организовать свою философскую школу. Однако по неизвестным причинам он вскоре оставляет Самос и селится в Кротоне (греческая колония на севере Италии). Здесь Пифагору удалось организовать свою школу, которая действовала почти тридцать лет.

Работа содержит 1 файл

Пифагор и пифагорейцы.docx

— 34.75 Кб (Скачать)
  1. Биография Пифагора

     Пифагор Самосский (ок. 580 - ок. 500 до н. э.) древнегреческий математик и философ-идеалист. Родился на острове Самос. Получил хорошее образование. По преданию Пифагор, чтобы ознакомиться с мудростью восточных ученых, выехал в Египет и как будто прожил там 22 года. Хорошо овладев всеми науками египтян, в том числе и математикой, он переехал в Вавилон, где прожил 12 лет и ознакомился с научными знаниями вавилонских жрецов. Предания приписывают Пифагору посещение и Индии. Это очень вероятно, так как Иония и Индия тогда имели торговые связи. Возвратившись на родину (ок. 530 г. до н. э.), Пифагор попытался организовать свою философскую школу. Однако по неизвестным причинам он вскоре оставляет Самос и селится в Кротоне (греческая колония на севере Италии). Здесь Пифагору удалось организовать свою школу, которая действовала почти тридцать лет. Школа Пифагора, или, как ее еще называют, пифагорейский союз, была одновременно и философской школой, и политической партией, и религиозным братством.

     Статут  пифагорейского союза был очень  суровым. Каждый, кто вступал в  него, отказывался от личной собственности  в пользу союза, обязывался не проливать  крови, не употреблять мясной пищи, беречь тайну учения своего учителя. Членам школы запрещалось обучать  других за вознаграждение. Учение пифагорейцев не исчерпывается, однако, философско-этической теорией; важное место в нем занимают нравственные установки созданного Пифагором практического союза. Ряд ученых полагает, что пифагорейский союз преследовал в основном цели нравственного совершенствования, другие считают его политической организацией, боровшейся за власть, третьи - религиозным орденом, четвертые - философской школой. Каждое из этих суждений имеет свои "за" и "против". На наш взгляд, вероятнее всего предположение, что союз пифагорейцев носил многофункциональный характер ипредставлял собой политико-религиозно-философско-нравственную общину. Нравственные цели играли в нем очень важную роль. Пифагор учил "избегать корыстолюбия и зависти", ибо "у друзей всеобщее" (59, 421). Это убеждение являлось одним из оснований союза, иученики Пифагора "сносили все свое добро воедино" (35, 309). Если верить Диогену Лаэртскому, для Пифагора нравственное совершенствование было решающим условием счастливой жизни. "Главное для людей, - говорил Пифагор, - в том, чтобы наставить душу к добру или злу. Счастлив человек, когдадуша у него становится доброю". И далее: "Добродетель есть лад (harmonia), здоровье, всякое благо и бог. Дружба есть равенство ладов" (35, 315). Союз пифагорейцев как раз и должен был стать общиной друзей, в которой осуществлялась бы гармония межчеловеческих отношений. И по-видимому, Пифагорово понимание справедливости имело прямое отношение к основанной им организации. Справедливость, тождественная равенству, несоответствовала реальным нравам, она выражала опыт "божественного"прошлого и выступала в качестве долженствования, нравственной задачи. Пифагорейская община, которая, кстати заметить, была закрытой, тайной, отгороженной от повседневных межчеловеческих отношений, ставила передсобой задачу вдохнуть новую жизнь в старый принцип справедливости [1].

       По своим философским взглядам  Пифагор был идеалистом, защитником  интересов рабовладельческой аристократии. Возможно, в этом и заключалась  причина его отъезда из Самоса, так как в Ионии очень большое влияние имели сторонники демократических взглядов. В общественных вопросах под "порядком" пифагорейцы понимали господство аристократов. Древнегреческую демократию они осуждали. Пифагорейская философия была примитивной попыткой обосновать господство рабовладельческой аристократии. В конце V в. до н. э. в Греции и ее колониях прокатилась волна демократического движения. Победила демократия В Кротоне. Пифагор вместе с учениками оставляет Кротон и уезжает в Тарент, а затем в Метапонт. Прибытие пифагорейцев в Метапонт совпало со вспышкой там народного восстания. В одной из ночных стычек погиб почти девяностолетний Пифагор. Его школа прекратила свое существование. Ученики Пифагора, спасаясь от преследований, расселились по всей Греции и ее колониям. Добывая себе средства к существованию, они организовывали школы, в которых преподавали главным образом арифметику и геометрию. Сведения об их достижениях содержатся в сочинениях позднейших учёных - Платона, Аристотеля и др.

     Открытие  того факта, что между стороной и  диагональю квадрата не существует общей  меры, было самой большой заслугой пифагорейцев. Этот факт вызвал первый кризис в истории математики. Пифагорейское  учение о целочисленной основе всего  существующего больше нельзя было признавать истинным. Поэтому пифагорейцы пытались сохранить своё открытие в тайне  и создали легенду о гибели Гиппаса Мессопотамского, который осмелился разгласить открытие. Пифагору приписывают еще ряд важных в то время открытий, а именно: теорему о сумме внутренних углов треугольника; задачу о делении плоскости на правильные многоугольники (треугольники, квадраты и шестиугольники). Есть сведения, что Пифагор построил "космические" фигуры, т. е. пять правильных многогранников. Но вероятнее, что он знал только три простейших правильных многогранника: куб, четырехгранник, восьмигранник. Школа Пифагора много сделала, чтобы придать геометрии характер науки. Основной особенностью метода Пифагора было объединение геометрии с арифметикой.

     Пифагор много занимался пропорциями  и прогрессиями и, вероятно подобием фигур, так как ему приписывают  решение задачи: "По данным двум фигурам  построить третью, равновеликую одной  из данных и подобную второй". Пифагор  и его ученики ввели понятие  о многоугольных, дружественных, совершенных  числах и изучали их свойства. Арифметика как практика вычислений не интересовала Пифагора, и он с гордостью заявил, что "поставил арифметику выше интересов  торговца". Пифагор одним из первых считал, что Земля имеет форму шара и является центром Вселенной, что Солнце, Луна и планеты имеют собственное движение, отличное от суточного движения неподвижных звезд. Учение пифагорейцев о движении Земли Николай Коперник воспринял как предысторию своего гелиоцентрического учения. Недаром церковь объявила систему Коперника "ложным пифагорейским учением" [3].

     2. Пифагор  и  пифагорейцы:  религиозное,  научное  и  философское  учение. 

       Нравственные  принципы  и  заповеди  Пифагора.

     Нравственные  принципы,  проповедуемые  Пифагором  и  сегодня  достойны  подражания.  Каждый  человек  должен  следовать  правилу: беги  от всякой  хитрости,  отсекай  от  тела  болезнь,  от  души  невежество,  от  утробы  -  роскошество,  от  города – смуту,  от  семьи  -  ссору.  Вещей,  к  которым  стоит  стремиться  и  которых  следует  добиваться,  есть  на  свете  три:  во-первых, прекрасное  и  славное,  во-вторых,  полезное  для  жизни,  в-третьих,  доставляющие  наслаждение.  Но  наслаждение  имеется  ввиду  не  пошлое  и  обманчивое,  не  утоляющее  роскошествами  наше  чревоугодие  и  сладострастие,  а  другое,  направленное  на  прекрасное,  праведное  и  необходимое   для  жизни.

     Система  морально-этических  правил,  завещанная  своим  ученикам  Пифагором, была  собрана  в  моральный  кодекс  пифагорейцев  -  “Золотые  стихи”.  Они  переписывались  и  дополнялись  на  протяжении  всей  тысячелетней  истории.  В  1808 г. в  Санкт-Петербурге  были  опубликованы  правила,  начинавшиеся  словами:  Зороастр  был  законодателем  персов.

     Ликург  был  законодателем  спартанцев. Солон  был  законодателем  афинян. Нума  был  законодателем  римлян. Пифагор  есть  законодатель  всего  человеческого рода.

       Вот  некоторые  извлечения  из  книжки,  содержащей  325  Пифагоровских  заповедей:

     - Сыщи  себе  верного  друга,  имея  его,  ты  можешь  обойтись  без  богов.

     -  Юноша!  Если  ты  желаешь  себе  жизни  долгоденственной,  то  воздержи  себя  от  пресыщения  и  всякого  излишества.

     -   Юные  девицы!  Памятуйте,  что  лицо  лишь  тогда  бывает  прекрасным,  когда  оно  изображает  изящную  душу.

     - Не  гоняйся  за  счастьем:  оно  всегда  находится  в  тебе  самом.

     - Не  пекись  о  снискании  великого  знания: из  всех  знаний  нравственная  наука,  быть  может,  есть  самая  нужнейшая,  но  ей  не  обучаются.  

       Сегодня  абсолютно  невозможно  сказать, какие  из  сотен  подобных  заповедей  восходят  к  самому  Пифагору.  Но  совершенно  очевидно,  что  все  они  выражают  вечные  общечеловеческие  ценности,  которые  остаются  актуальными  всегда,  покуда  жив  человек.

     Образ  жизни  пифагорейцев. 

     Пифагорейцы  вели  особый  образ  жизни,  у  них  имелся  свой

     особый  распорядок  дня.  День  пифагорейцам  надлежало  начинать  со  стихов: 

       Прежде,  чем  встать от  сладостных снов,  навеваемых  ночью, 

       Думай,  раскинь, какие  дела  тебе  день  приготовил.

     Проснувшись,  они  проделывали  мнемонические  упражнения,  помогающие  запоминать  нужные  сведения,  а  затем  шли  на  берег  моря  встречать  восход  солнца,  обдумывали  дела  предстоящего  дня,  после  чего  делали  гимнастику  и  завтракали. Вечером  совершалось  совместное  купание,  прогулка,  ужин,  после  чего  возлияние  богам  и  чтение.  Перед  сном  каждый  давал  себе  отчет  о  прошедшем  дне,  заканчивая  его  стихами:

       Не  допускай  ленивого  сна  на  усталые  очи,

       Прежде,  чем  на  три  вопроса  о  деле  дневном  не  ответишь:

       Что  я  сделал?  Чего  не  сделал?  Что  мне  осталось  сделать?

     Большое  внимание  пифагорейцы  уделяли  медицине,  психотерапии .  Они  разрабатывали  приемы  улучшения  умственных  способностей,  умение  слушать  и  наблюдать.  Они  развивали  память,  как  механическую,  так  и  смысловую.  Последняя  возможна  лишь  в  том  случае,  если  в  системе  знаний  найдены  начала.

     Как  видим,  пифагорейцы  с  равным  усердием  заботились  и о  физическом,  и  о  духовном  развитии.  Именно  у  них  родился  термин  “калокагатия”,обозначавший  греческий  идеал  человека,  сочетающего  в  себе  эстетическое (прекрасное)  и  этическое  (добро) начала,  гармонию  физических  и  духовных  качеств.  

     На  протяжении  всей  истории  Древней  Эллады  (Греции)  калокагатия  оставалась  своеобразным  культом  для  древних  греков  и  от  них  перешла  к  древним  римлянам.

     Пифагорский  образ  жизни  определялся  тем,  что  нет  зла  большего,  чем  безвластие  (анархия),  что  человек  по  своей  природе  не  может  оставаться  благополучным, если  никто  не  начальствует.  Высшая  власть  принадлежит  Богу.  Это  является  их  принципом  и  весь  образ  жизни  устроен  таким  образом,  чтобы  следовать  Богу.  И  основа  этой  философии  состоит  в  том, что  смешно  поступать  подобно  людям,  которые  ищут блага  где-то  в  другом  месте,  а  не  у  Богов.  После  Богов  следует  почитать  правителей,  родителей  и  старших,  а  также  закон.

     Образ  жизни  пифагорейцев  включал  учение  о  различных  способах  обращения  с  людьми  в  зависимости  от  их  статуса  в  обществе.  Смысл  такого  образа  жизни – подчинение  человека  авторитету.  В  пифагорейском  идеале  не  трудно  увидеть  гибкую,  приспособленную  к  исполнению  правящими  группами  общества  социально-политическую  концепцию.  Построенная  на  авторитете  общества  и  закона,  она  требует  держаться  отцовских  обычаев  и  законов,  даже, если  они  хуже  других.

     Религиозно-филосовское  учение.

     В  религиозно-философском  учении  раннего  пифагоризма  различаются  две  части:  “акусмата” (услышанное), т.е.  положения,  устно  и  без  доказательства,  преподнесенные  учителем  ученику,  и  “математа” (знание, учение,  наука),  т.е.  собственно  знания.     

       Положения  первого  типа  включали  указания  на  смысл  вещей,  предпочтительность  тех  или  иных  вещей  и  действий.  Обычно  они  преподавались  в  форме  вопросов  и  ответов:  Что  такое  острова  блаженных?  -  Солнце  и  Луна.  Что  самое  справедливое?  -  Принесение  Жертв.  Что  самое  прекрасное?  -  Гармония  и т.д.     

       Пифагорейцы  имели  множество  символических  изречений.  Собрание  этих  изречений,  называемых  акусмами,  заменяло  собой  устав  общества.  Вот  некоторые  из  пифагорейских  акусм  и  их  толкования:

      - Сердце не  ешь (т.е. не  подтачивай  душу  страстями  или  горем)

      - Огня  ножом  не  вороши (т.е. не  задевай  гневных  людей)

      - Уходя  не  оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь) 

      - Не  садись  на  хлебную  меру (т.е. не  живи  праздно)  и  др.

       Есть  мнение,  что  первоначально  пифагорейские  акусмы  понимались  в  прямом  смысле,  а  их  толкования  были  надуманы  позднее.  Например,  первая  акусма  отражала  общий  пифагорейский  запрет  на  животную  пищу,  тем  более  сердце – символ  всего  живого.  Но  в  начальном  виде  это  чистая  магия:  оборона  от  колдовства,  как  например,  разгладить  и  свернуть  постель  надо  для  того,  чтобы  на  ней  не  осталось  отпечатков  тела,  на  которые  мог  бы  воздействовать  колдун  и,  тем  самым,  повредить  человеку.  Или,  например,  запрещалось  касаться  бобов,  все  равно,  как  человеческого  мяса.  Согласно  одному  мифу  бобы  произошли  из  капель  крови  растерзанного  Диониса-Загрея,  поэтому  их  и  запрещалось  есть.  В  целом  же  все  эти  истории  только  лишний  раз  нам  напоминают,  что  жили  пифагорейцы  очень  давно – два  с  половиной  тысячелетия  назад,  что  ясный  ум  и  высокая  нравственность  окутаны  были  в  сознании  древнего  человека  красивой  сказочной  пеленой. 

Информация о работе Пифагор и пифагорейцы