Пифагор и пифагорейцы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

Пифагор Самосский (570 — 490 гг.до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Большинство знает Пифагора по знаменитому и заученному еще в школьные годы «квадрату гипотенузы, равному сумме квадратов катетов». Но кроме вклада в математику и в геометрию в частности Пифагор оставил большое наследие именно как философ со своей особой философской школой.

Содержание

Введение
Краткая биография
О философии Пифагора
Научные достижения
Интересные факты
В заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Пифагор.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Если  верить Пифагору, освободить душу от бесконечных  перевоплощений может очищение. Простейшее очищение заключается в воздержании  от излишеств, от пьянства или от употребления в пищу бобов. Так же строго должны соблюдаться и правила поведения: почитание старших, законопослушание. Но несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэрский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу. Во взаимоотношениях пифагорейцы во главу угла ставили дружбу, всё имущество друзей должно быть общим. Немногим избранным, как сегодня говорят, наиболее продвинутым, становилась доступной высшая форма очищения - философия, слово это, как мы уже упоминали, а до нас утверждал Цицерон, было впервые употреблено именно Пифагором, называвшим себя не мудрецом, а любителем мудрости.

       Математика - одна из составных  частей религии пифагорейцев, которые  учили, что Бог положил число  в основу мирового порядка. 

     Пифагорейцы пытались применять математические открытия Пифагора к умозрительным  физическим построениям, что приводило к любопытным результатам. Они полагали, что любая планета, обращаясь вокруг Земли, проходя при этом сквозь чистый верхний воздух, или "эфир", издаёт тон определённой высоты. Высота звука меняется в зависимости от скорости движения планеты, скорость же этого движения зависит от расстояния до Земли. Сливаясь, небесные звуки образуют то, что мы называем "гармонией сфер", или "музыкой сфер", ссылками на музыку сфер литература усыпана, как императорская корона бриллиантами. Ранние пифагорейцы были убеждены, что Земля плоская и находится в центре космоса. Позднее они "поумнели" и стали считать, что Земля имеет сферическую форму и вместе с другими планетами, включая и Солнце, обращается вокруг центра космоса, так называемого "очага".

     Пифагорейцев  привлекала не только оккультная философия, которую Пифагор убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется в чём-то безоговорочно как дети родителям, а в остальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету.

     Ученики Пифагора буквально обожествляющих своего учителя и основателя. Этот орден фактически пришел в Кротоне к власти. Однако из-за антипифагорейских настроений в конце VI в. до н. э. недоброжелателям Пифагора, обеспокоенным растущей популярностью его учений, все же удалось изгнать его в Метапонт. Где он и умер, как теперь говорят, от разрыва сердца, скорбя о тщетности своих усилий по просвещению и бесплодности служения человечеству, так ему казалось. Есть другая версия смерти Пифагора. Когда подожгли дом, где они собирались, то друзья его, бросившись в огонь, проложили в нем дорогу учителю, чтобы он по их телам вышел из огня, как по мосту. Но, спасшись из пожара и оставшись без товарищей, Пифагор так затосковал, что сам лишил себя жизни.

     Орден же правил в Кротоне ещё почти  столетие, пока не был разгромлен.

     Несправедливо думать, что пифагорейцы оставили после себя только заблуждения. Они совершили массу открытий в математике и геометрии. Многие их открытия использовал в "Началах" Эвклид. Пифагорейские идеи проникли в Афины, они были приняты Сократом, позже переросли в мощное идейное движение, возглавленное великим Платоном и его учеником Аристотелем.

     Пифагор не оставил после себя собрания сочинений, он держал своё учение в тайне и  передавал ученикам устно. В результате тайна умерла вместе с ними. Кое-какая  информация всё же просочилась в века, но теперь уже трудно сказать, сколько в ней истинного, а сколько ложного. Даже с пифагоровой теоремой не всё бесспорно. Некоторые историки сомневаются в авторстве Пифагора, утверждая, что её вовсю использовали в хозяйстве самые разные древние народы. Сегодня теорема Пифагора обнаружена в различных частных задачах и чертежах: и в египетском треугольнике в папирусе времен фараона Аменемхета первого (ок. 2000 до н.э.), и в вавилонских клинописных табличках эпохи царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), и в древнеиндийском геометрическо-теологическом трактате VII —V вв. до н.э. «Сульва сутра» («Правила веревки»). В древнейшем китайском трактате «Чжоу-би суань цзинь», время создания которого точно не известно, утверждается, что в XII в. до н. э. китайцы знали свойства египетского треугольника, а к VI в. до н.э.—и общий вид теоремы. Несмотря на все это, имя Пифагора столь прочно сплавилось с теоремой Пифагора, что сейчас просто невозможно представить, что это словосочетание распадется.

     Научные достижения

     В современном мире Пифагор считается  великим математиком и космологом древности, однако ранние свидетельства  до III в. до н. э. не упоминают о таких  его заслугах. Как пишет Ямвлих про пифагорейцев: «У них также  был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев.»

     Античные  авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы: квадрат  гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Такое мнение основывается на сведениях Аполлодора-исчислителя (личность не идентифицирована) и на стихотворных строках (источник стихов не известен):

     «В  день, когда Пифагор открыл свой чертёж знаменитый,

     Славную он за него жертву быками воздвиг.»

     Современные историки предполагают, что Пифагор  не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в  Вавилоне за 1000 лет до Пифагора (согласно вавилонским глиняным табличкам  с записями математических уравнений). Хотя сомнение в авторстве Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет.

     Аристотель  затрагивает развитие представлений  о космологии в работе «Метафизика», однако вклад Пифагора в ней никак  не озвучен. По Аристотелю космологическими теориями занимались пифагорейцы в середине V в. до н. э., но, видимо, не сам Пифагор. Пифагору приписывают открытие, что Земля — шар, но то же открытие наиболее авторитетный автор в этом вопросе, Феофраст, отдаёт Пармениду. Да и Диоген Лаэртский сообщает, что суждение о шарообразности Земли высказывал Анаксимандр Милетский, у которого учился Пифагор в юности.

     В то же время, научные заслуги школы  пифагорейцев в математике и космологии бесспорны. Точку зрения Аристотеля, отражённую в его несохранившемся  трактате «О пифагорейцах», передал  Ямвлих.По Аристотелю истинными пифагорейцами были акусматики, последователи религиозно-мистического учения о переселении душ. Акусматики рассматривали математику как учение, исходящее не столько от Пифагора, сколько от пифагорейца Гиппаса. В свою очередь математики-пифагорейцы, по их собственному мнению, вдохновлялись направляющим учением Пифагора для углублённого изучения своей науки. 

     Интересные  факты

     До  нас дошли несколько весьма интересных легенд о Пифагоре, о правдивости  которых, к сожалению, судить мы не можем, но узнавать их довольно занимательно. Рассказывали, например, что Пифагор мог заставить птиц изменить направление полёта. Если верить рассказам о нем старинных и надежных писателей, то наставления его обращались даже к бессловесным животным. В давнийской земле, где жителей разоряла одна медведица, он, говорят, взял ее к себе, долго гладил, кормил хлебом и плодами и, взявши клятву не трогать более никого живого, отпустил; она тотчас убежала в горы и леса, но с тех пор не видано было, чтобы она напала даже на скотину. В Таренте он увидел быка на разнотравье, жевавшего зеленые бобы, подошел к пастуху и посоветовал сказать быку, чтобы тот этого не делал. Пастух стал смеяться и сказал, что не умеет говорить по-бычьи; тогда Пифагор сам подошел к быку и прошептал ему что-то на ухо, после чего тот не только тут же пошел прочь от бобовника, но и более никогда не касался бобов, а жил с тех пор и умер в глубокой старости в Таренте при храме Геры, где слыл священным быком и кормился хлебом, который подавали ему прохожие. А на Олимпийских играх, когда Пифагор рассуждал с друзьями о птицегаданиях, знамениях и знаках, посылаемых от богов вестью тем, кто истинно боголюбив, то над ним, говорят, вдруг появился ореол, и он поманил его к себе, погладил и опять отпустил. И, повстречав однажды рыбаков, тащивших из моря сеть, полную рыбы, он точно им сказал заранее, сколько рыб в их огромном улове; а на вопрос рыбаков, что он им прикажет делать, если так оно и выйдет, он велел тщательно пересчитать всех рыб и тех, которые окажутся живы, отпустить в море. Самое же удивительное, что все немалое время, пока шел счет, ни одна рыба, вытащенная из воды, в его присутствии не задохнулась. Многим, кто приходил к нему, он напоминал о прошлой жизни, которую вела их душа, прежде чем облечься в их тело. Сам он был Евфорбом, сыном Памфа, и доказывал это неопровержимо.

     Говорят, он переходил однажды с многочисленными  спутниками реку Кавкас и заговорил с ней, а она при всех внятным и громким голосом ему отвечала: "Здравствуй, Пифагор!" В один и тот же день он был и в италийском Метапонте, и в сицилийском Тавромении, и тут и там разговаривал с учениками; это подтверждают почти все, а между тем от одного города до другого большой путь по суше и по морю, которого не пройти и за много дней. Общеизвестно и то, как он показал гиперборейцу Абариду, жрецу гиперборейского Апполона, свое бедро из золота в подтверждение слов, что Пифагор и есть Апполон Гиперборейский; а когда однажды друзья его, глядя на подплывший корабль, гадали, прицениваясь, о его товарах, Пифагор сказал: "Быть у вас покойнику!" - и точно, на подплывшем корабле оказался покойник. Бесконечно много и других рассказов, еще более божественных и дивных, повествуется об этом муже согласно и уверенно; короче сказать, ни о ком не говорят так много и так необычайно.

     Рассказывают также и о том, как он безошибочно предсказывал землетрясения, быстро останавливал повальные болезни, отвращал ураганы и градобития, укрощал реки и морские волны, чтобы они открыли легкий переход ему и спутникам. Говорили также, что он повелевал духами: посылал их в воду и, глядя на рябь, делал предсказания.

     Влияние его на людей было так велико, что похвала из уст Пифагора переполняла  его учеников восторгом. Однажды  ему случилось рассердиться на ученика, и тот покончил с собой. Потрясённый философ никогда больше ни с кем не говорил раздражённо.

     Он  будто бы умудрялся исцелять людей, напевая им стихи из "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Он знал лекарственные  свойства огромного количества растений.

     В последующие столетия фигура Пифагора была окружена множеством легенд: его считали перевоплощённым богом Аполлоном, полагали, что у него было золотое бедро, и он был способен раздваиваться и запросто в одно и то же время преподавать в двух разных местах. Отцы раннехристианской церкви отвели Пифагору почётное место между Моисеем и Платоном. Хотя и не очень понятно, за что: Пифагор прославился своим учением о космической гармонии и переселении душ, что не очень-то вписывается в христианские догматы. К тому же, учёный муж не чурался и колдовства, даже в XVI в. были нередки ссылки на авторитет Пифагора в вопросах не только науки, но и магии. Как в России все дворники - философы, так и в Древней Греции все философы были математиками. Пифагор в этом отношении не был исключением.

     В заключение

     Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Но целый ряд его заслуг почитался как его учениеками и последователями в годы его жизни, так и тясячами философоф на протяжении более двух тысяч лет.

     В новое время, особенно благодаря  бурному развитию естествознания, астрономии и математики, идеи Пифагора о мировой  гармонии приобретают новых поклонников. Великие Николай Коперник и Иоганн Кеплер, знаменитый художник и геометр Дюрер, гениальный Леонардо да Винчи, английский астроном Эддингтон, экспериментально подтвердивший в 1919 году теорию относительности, и многие другие ученые и философы продолжают находить в научно-философском наследии Пифагора необходимое основание для установления закономерностей нашего мира.

     Его наследие, научные достижения, достижения в философии были использованы для сотен новых открытий и позволили на своей основе составить множество новых теорем, гипотез, целых научных трактатов.

 

      Список использованной литературы

  1. Волошинов А.В. Пифагор: Союз истины, добра и красоты. - М.: Просвещение,1993.
  2. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа, - Наука, 1990.
  3. Философский словарь.- М.: Просвещение,1995.
  4. Основы философии: Учебное пособие для вузов- М.: ВЛАДОС, 1997.
  5. Канке В.А. Философия.- М.: Логос, 1997.
  6. Золотаревская М.А. Пифагор за 90 минут, АСТ, Москва, 2006.
  7. Сигачёв А. А. Пифагор (научно-популярный очерк) - электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 6

Информация о работе Пифагор и пифагорейцы