Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:53, реферат
Изобретение самого термина традиция приписывает Пифагору Самосскому. Пифагор видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу. Поэтому Пифагор утверждал, что он не есть воплощение мудрости – мудрец (софос), а лишь любитель мудрости – любомудр (философ). Но философия для Пифагора была не просто умственным любомудрием, но и особой системой жизненных правил. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо философа, подчиняя его себе и делая его аристократом духа и добродетели.
Вступление.
Создание организации “Пифагорейский союз”.
Нравственные принципы и заповеди Пифагора.
Образ жизни пифагорейцев.
Религиозно-филосовское учение.
Научное мировоззрение пифагорейцев. Космогония и
космология.
Учение о переселении душ.
Философия числа.
Заключение.
Космогонию
пифагорейцев можно описать
так: мир, слагающийся из
предела и беспредельного, есть
сфера, возникающая в беспредельной
пустоте и “вдыхающая” ее
в себя, тем самым, расширяясь
и расчленяясь. Так возникает
мировое пространство, небесные
тела, движение и время. В
середине мира находится огонь,
дом Зевса, связь и мера природы.
Далее идут Противоземля, Земля,
Луна, Солнце, пять планет и
мир неподвижных звезд. Противоземля
введена для круглого счета,
как десятое небесное тело,
с ее помощью объяснялись
лунные затмения. Космические
тела произошли из центрального
огня и вращаются вокруг
него, прикрепленные к хрустальным
сферам. Планеты, в том числе
Земля, вращаются с запада
на восток, обращенные к центральному
огню всегда одной стороной,
поэтому мы его не видим.
Наше полушарие согревается отраженными
Солнцем лучами центрального огня.
Космология
пифагорейцев представляет значительный
шаг вперед. Отказ от геоцентризма,
признание шарообразной формы
Земли, ее суточного обращения
вокруг центрального огня, объяснение
солнечных затмений прохождением
Луны между Солнцем и Землей,
а времен года наклоном земной
орбиты по отношению к солнечной,
представляли значительное приближение
к истине.
Но
этой физической картиной дело
не ограничивается. Пифагореизм
создает определенную логическую
схему мироздания, соотнесенную
с нравственной оценкой. Эта
сторона дела представлена в
учении о противоположностях,
что представляется так:
предел и беспредельное, нечетное
и четное, единое и многое, мужское
и женское, покоящееся и движущееся,
светлое и темное, хорошее и дурное,
четырехугольное и разностороннее.
Дело
не просто в противопоставлении
- противоположности соединяются.
Говоря о Пифагоре как основателе
гражданского воспитания, Ямвлих
приписывал ему мысль о том,
что ни одна из существующих
вещей не является чистой,
все смешано, и с землею огонь,
и огонь с водой, и воздух
с ними, и они с воздухом,
и даже прекрасное с безобразным,
и справедливое с несправедливым.
Следующая
идея пифагорейцев - идея
гармонии. Ее истоки можно
искать, если не у самого
Пифагора, то у Алкмеона Кротонского,
представителя пифагорейской медицины.
Этот врач рассматривал все
сущее как продукт соединения,
смешения, гармонического слияния
противоположностей. Он считал,
что сохраняет здоровье равновесие
сил влажного, сухого, холодного,
теплого, горького, сладкого
и пр., а господство одного из
них есть причина болезни. Здоровье
– есть соразмерное смешение таковых
сил. Это соразмерное смешение
и получило у пифагорейцев название
“гармония”, став одним из
основных понятий их учения:
все на свете обязательно
гармонично. Гармоничны боги,
гармоничен космос, т.к. все составляющие
его моменты абсолютно согласованы
в единое и нераздельное
целое. Гармоничны государство
и царь, потому что от
него зависит сила скрепления
всех людей в единое целое.
Подробно
понятие гармонии Пифагор исследует
на примере музыки. В трудах пифагорейцев
о музыке впервые была высказана
мысль о том, что качественное
своеобразие музыкального тона зависит
от длинны звучащей струны. На этой
основе пифагорейцы развили учение про
математические основы музыкальных интервалов.
Так, ими были установлены такие музыкальные
гармонии: октава 1:2, квинта 2:3, кварта 3:4.
Пифагор
открыл важный закон музыки, следовательно
которому, длинна струны обратно пропорциональна
ее длине. Он также определил, что когда
длина струн относиться как 6:3:4, то при
одновременном звучании они дают приятный
гармоничный аккорд; если же эти числа
изменить, то звуковая гармония нарушается.
Пифагор
распространил закон гармонии и на другие
явления природы, обобщил его. Но это привело
к некоторым неправильным заключениям.
Например, пифагорейцы считали, что радиусы
небесных сфер, вращаясь вокруг "центрального
огня", находятся в таком же соотношении,
как и длина струн, что создают гармонию.
Они утверждали, что небо есть число и
гармония.
Ученики
и последователи Пифагора рассматривали
всю Вселенную как гармонию чисел
и их отношений, приписывали определенным
числам особенные, мистические свойства,
считали, что, владея всеми вещами, числа
могут определять и духовные, в частности,
моральные качества.
7.
Учение о переселении
душ.
Было
в учении Пифагора и много
мистического, туманного. Среди
такого рода доктрин было
учение о бессмертии души, о
посмертном переселении души человека
в животных, о том, “что все рожденное
вновь рождается через промежутки
времени, что ничего нового
на свете нет и что все живое должно
считаться родственным друг другу”.
У
пифагорейцев были специфические
представления о природе и судьбе
души. Душа - существо божественное,
она заключена в тело в наказание
за прегрешения. Высшая цель
жизни - освободить душу из
телесной темноты и не допустить
переселения ее в другое тело.
Для достижения этой цели необходимо
выполнять моральный кодекс “пифагорейского
образа жизни”.
Из
учения о переселении душ
следовали и предписания, запрещающие
убивать животных и питаться
их мясом, так как в животном
могла обитать душа умершего человека.
Многие весьма прохладно принимали
эту часть пифагорейского учения
и часто его осмеивали и приписывали
иностранное влияние.
8. Философия числа.
Кроме
всем известной "теоремы Пифагора",
на счету этого античного ученого есть
и ряд других научных достижений. К их
числу относиться, например, открытие
того факта, что отношение диагонали и
стороны квадрата не может быть выражено
целым числом и дробью. Тем самим, в математику
было введено понятие иррациональности.
Важной
отличительной чертой философии
Пифагора было учение про число как
основу Вселенной. Считалось, что мир
состоит из пяти элементов: земли, огня,
воздуха, воды и эфира. Пифагор связывал
их с пятью видами правильных многогранников
с тем или иным числом граней. Так, Земля,
по его мнению, состоит из частиц кубической
формы, огонь – из частиц, что имеют форму
четырехгранной пирамиды (додекаэдра),
воздух – из восьмигранников (октаэдров),
вода – из двадцатигранников (икосаэдров),
а эфир – из двенадцатигранников (додекаэдров).
До
наших дней дошел рассказ римского
философа Боэция (480-524 рр. н. э.) о том, каким
образом Пифагор пришел к своей основной
идее, что число – основа всего сущего.
Как-то, проходя мимо кузницы, Пифагор
заметил, что совпадая, удары не одинаковых
по весу молотов производят разные гармонические
созвучия. Вес молотов можно измерить.
И, таким образом, качественное явление
– созвучие – точно определяется через
количество. Отсюда Пифагор сделал вывод,
что "число владеет вещами".
Основная
философская направленность Пифагора
состояла в философии числа.
Числа у пифагорейцев вначале
вообще не отличались от самих
вещей и, следовательно, были
просто числовым образом. При
этом числовым образом понимались
не только физические вещи,
но и вообще все существующее,
как, например, добро или
добродетель. Затем они стали
трактоваться как сущности,
принципы и причины вещей.
Пифагорейцы,
предавшись математическим занятиям,
считали началами всего - числа,
так как в числах они находили
много сходства с тем, что существует
и происходит, и в числах первичные
элементы всех математических
начал.
Вначале
пифагорейцы формируют сугубо
конкретное физическое понимание
числа: числа – особые протяженные
вещи, из которых составляются
предметы чувственного мира.
Они - начало и элемент всего
сущего. Логическая основа этого
представления - геометрическое понимание
чисел: единица – это точка,
две точки определяют прямую
линию, три точки – плоскость.
Отсюда представления о треугольниках,
квадратах, прямоугольниках. Треугольник
- есть первоисточник рождения
и сотворения различных видов
вещей. Квадрат несет в себе
образ божественной природы, эта
фигура символизирует высокое достоинство,
ибо прямые углы предают целостность,
а количество сторон способно
устоять перед силой. Здесь нужно
упомянуть о главном пифагорейском
символе - пифагорейская
звезда, которая образована диагоналями
правильного пятиугольника.
Поразительным
является и еще одно обстоятельство.
Именно звездчатый пятиугольник
наиболее распространен в живой
природе (вспомним цветы незабудки,
гвоздики, колокольчика, вишни,
яблони и т.д.) и принципиально
не возможен в кристаллических
решетках неживой природы. Симметрию
пятого порядка называют симметрией
жизни. Это своеобразный защитный
механизм живой природы против
кристаллизации, против окаменения,
за сохранение живой индивидуальности.
И именно эту геометрическую
фигуру пифагорейцы выбирают
в качестве символа здоровья
и жизни.
Пифагорейская
звезда (пентаграмма) была тайным
знаком, по которому пифагорейцы
узнавали друг друга.
Исходя
из своих идей, пифагорейцы проводили
исследовательскую работу в математике.
Они комбинировали числа и, предавая
им мистическое значение, делили их
на числа добрые – непарные числа,
и злые – парные числа; идеальные
– каждое из которых равно суме своих
делителей (если из числа делителей исключить
самое число). Например, идеальным есть
число 6, потому что сумма его делителей
1, 2, 3 равна шести. Числа дружественные
– это числа, из которых одно равно сумме
делителей другого, но также без этого
самого числа. Были у них числа пирамидальные,
многоугольные и т.д. В частности, прямоугольным
называли целое число, которое равно произведению
двух других целых чисел.
Из множества чисел священно число “36”: 1 + 2 + 3 .
Оно состоит из единицы, а без единицы нет ни одного числа и она символизирует “ед.” - единство бытия и мира. Оно состоит из двойки, которая символизирует принципиальную полярность во Вселенной: свет-тьма, добро-зло и т.д. Оно состоит из тройки, совершеннейшей из чисел, ибо имеет начало, середину и конец.
Кроме
того, в числе “36” возможны
удивительные превращения, например:
36 = 1+2+3+4+5+6+7+8.
Можно
сделать вывод, что числа
у пифагорейцев выступают основополагающими
универсальными объектами, к
которым предполагалось свести
не только математические построения,
но и все многообразие действительности.
Физические, этические, социальные
и религиозные понятия получили
математическую окраску. Науке
о числах отводится огромное
место в системе мировоззрения,
т.е. фактически математика объявляется
философией.
Особое
значение пифагорейцы приписывали
числам в деле познания. По
Филолаю “число – есть основание
оформленности и познаваемости
всего сущего. Все познаваемое
имеет число. Ибо без него
невозможно ничего ни понять,
ни познать”.
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Значение религиозного, научного
и философского учения пифагорейцев.
Длительная
и сложная история пифагореизма
ставит перед исследователями
немало вопросов. Однако можно
сформулировать следующие достаточно
обоснованные оценки смысла
и теоретического содержания
пифагорейских учений.
Идеология
пифагореизма включает три главных
компонента: религиозно-мифологически-
Раскрывавшаяся
пифагорейцами числовая закономерность
сущего - это протяженный
мир тел, математические закономерности
движения небесных тел, законы
музыкальной гармонии, закон
прекрасного устройства человеческого
тела и др. открытия -
предстали как торжество человеческого
разума, которым человек обязан
божеству.
К
сожалению, за тысячу лет
античности традиции реальные
и вызывающие глубокое уважение
к личности Пифагора сведения
были перемешаны со множеством
легенд, сказок и небылиц. Но
главное чудо, прославившее
его, состояло в том, что
он вывел человечество из
лабиринтов мифотворчества и
богоискательства к берегам
океана точного знания. Утренние
купания пифагорейцев в волнах Ионического
моря были и ежедневной прелюдией
к плаванию по океану знания.
Только целью плавания были
не поиски сокровища, а поиски
истины.
Пифагор
был, видимо, первым, кто открыл
человечеству могущество абстрактного
знания. Он показал, что именно
разум, а не органы чувств
приносят человеку истинное
знание. Вот почему он советовал
своим ученикам переходить от
изучения физических объектов
к изучению абстрактных математических
объектов. Так математика становится
у Пифагора орудием познания
мира. А за математикой следует
и философия, ибо философия
есть не что иное, как
распространение накопленного
специального (в данном случае
математического) знания на
область мировоззрения. Так
рождается знаменитый пифагорейский
тезис: “Все есть число”.
Так в недрах пифагорейского
союза рождаются математика
и философия.
Информация о работе Пифагор и пифагорейцы: религиозное, научное и философское учение