Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:07, доклад
О первых древнегреческих мудрецах известно очень мало. Точных сведений почти нет. В литературе о ранней древнегреческой философии все свидетельства, как правило, приводятся с оговорками.
"Семь мудрецов" сыграли большую роль в подготовке античной философии .Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь.
ГОУ ВПО
«Сургутский Государственный Университет»
Доклад на тему:
«Первые греческие мудрецы
– философы (Эпоха «семи мудрецов»).
Выполнил: студент 1 курса
Семь мудрецов.
О первых древнегреческих мудрецах известно очень мало. Точных сведений почти нет. В литературе о ранней древнегреческой философии все свидетельства, как правило, приводятся с оговорками.
"Семь мудрецов" сыграли
большую роль в подготовке античной философии
.Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки,
потому что этих мудрецов было больше;
существовали различные списки мудрецов,
но в каждом списке их было обязательно
семь. Это говорит, о том, что здесь проявлялась
характерная для пред-филосфского сознания
магия чисел, которую мы находим и у Гесиода,
поэтому его поэма называлась "Труды
и дни", ибо в конце поэмы Гесиод рассказывает
о том, какие дни месяца благоприятны или
неблагоприятны для тех или иных дел.
Разные источники определяют состав "семи
мудрецов" неоднозначно. Самый ранний
из дошедших до нас списков принадлежит
Платону. Это уже 4 в. до н. э. В диалоге Платона
"Протагор" о мудрецах сказано: "К
таким людям принадлежали и Фалес Милотский,
и Питтак Митиленский, и Биант из Приены,
и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон
Хенейский, а седьмым между ними считался
лаконец Хилон". Позднее у Диогена Лаэрция
место малоизвестного Мисона с большим
на то правом занимает Периандр - коринфский
тиран. Полагают, что Платон вывел Периаидра
из состава "семи" из-за своей ненависти
к тирании и тиранам. Были и другие списки.
Но во всех семерках иеизменно присутствовало
четыре имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак. Другими античными авторами
в этот список включались Акусилай, Анаксагор,
Анахарсис, Ариотодем, Лас, Леофант, Лин,
Орфей, Памфил, Периандр, Пифагор, Ферекид,
Эпименид, Эпихарм, Эфор.
Со временем имена мудрецов были окружены легендами. Например, Плутарх в своем произведении "Пир семи мудрецов" описал явно вымышленную их встречу в Коринфе у Периандра.
По легенде, известной Платону (“Протагор” 343а), “семь мудрецов”, сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости” свои изречения (в т. ч. “Познай самого себя”), высеченные с тех пор на колонне Дельфийского храма (год, в который, согласно Деметрию Фалерскому, “семеро были названы мудрецами”, 582/1 до н. э. совпадает с датой реорганизации Пифийских игр в честь Аполлона в Дедьфах). Позднее “встреча” и фиктивные беседы “семи мудрецов” усваиваются жанром философского симпосия (“Пир семи мудрецов” Плутарха). Большинство высказываний семи мудрецов посвящены некоторым нравственным предписаниям. Собирание и комментирование гном “семи мудрецов” остается популярным от эллинистической до византийской эпох.В качестве примера можно привести развитие темы меры. Практически у каждого мыслителя встречается такая мысль, что мера лучше всего. Клеобул: “мера лучше всего”, Солон: “ничего — слишком”, Питтак: “знай меру” и т.д. Это основное направление их мудрости — открытие гармонии в мире и человеке. Множество гномов выражают просто некие этические мысли, например: “Отца нужно уважать”, “Лучше быть ученым, чем неученым”, “Будь сдержан на язык”, “К несправедливости питай ненависть”, “Благочестие блюди” и т.д. Однако среди всех высказываний семи мудрецов следует выделить несколько. Во-первых, максима, о которой говорит Хилон, а также Фалес, и которая была выбита над входом в дельфийский оракул: “Познай самого себя”. Эту фразу Сократ считал самой мудрой и избрал девизом своей собственной философии. Это уже не просто фраза, но девиз познания, самопознания, то, что стало целью и методом дальнейшей философии. И еще одну мысль Солона я бы выделил: “О тайном догадывайся по явному”. Здесь выражается принцип дальнейшего научного познания. Причинность надо искать не среди явлений, а за явлениями надо искать скрытую причину, о которой можно судить по этому явлению.
Время деятельности "семи
мудрецов" - конец 7 и начало 6 в. до
н. э. Это конец четвертого (после
Эгейского неолита, Критской и Микеиской
Греции и "гомеровской" Греции) периода
в истории Эгейского мира - периода
архаической Греции (8 - 7 вв. до н. э.)
и начало пятого периода. В 6 в. до н.
э.
Мудрость "семи мудрецов" нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник философии, а именно - обыденное сознание, в особенности то, которое достигает уровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся иногда до большой обобщенности и глубины в понимании человека и его социальности. Этим, как помним, особенно отличалась китайская предфилософия и даже философия. Но то, что для Китая было судьбой, то для Эллалы было лишь эпизодом. Конечно, возможна историко-сравнительная тема "Конфуций и "семь мудрецов", но развить ее можно только в общем контексте древнекитайской и древнеиндийской предфилософии и философии. В отличие от древнекитайской и древнеиндийской, древнегреческая философия возникла не как этика, а как натурфилософия, а лучше сказать, "физикофилософия".
Со временем начинают складываться
первые еще очень наивные, но все
же немифологические системы взглядов.
Но на первых порах миру богов и
героев противопоставляется осмысление
обыденного сознания в афоризмах, в
которых нет ничего от сверхъестественного
мира. Это чисто житейская
Такие афоризмы, или гномы, имели
форму всеобщности. Аристотель определяет
"гному" как "высказывание общего
характера". Гномы пользовались большой
известностью. Изречения "ничего сверх
меры" и "познай самого себя" были
даже высечены над входом в дельфийский
храм Аполлона. Диоген Лаэрций сообщает,
что имена "семи мудрецов" были официально
провозглашены в Афинах при архонте Дамасии
(582 г. до н. э.).
Три вида гном. В лице своих мудрецов античное
мировоззренческое сознание обращается
от мифологических теогоний к человеку.
В гномах можно увидеть зарождение древнегреческой
этики. Конечно, этика - это наука о нравственности,
а не сама нравственность, но нравственное
самосознание - это уже начало этики. Античная
мифология не отличалась ни нравственным
уровнем, ни морализированием.
В основе складывающихся этических
норм лежал один важнейший принцип.
Он был четко выражен уже
Античная предфилософская лирическая
поэзия сыграла свою роль в подготовке
философии. В лирике происходит пробуждение
личного самосознания, тогда как в эпосе
личность поглощена родом. Мифология -
дело родового сознания, а философия –
личного
Второй вид гном - это
нечто большее, чем нравственные
указания. Сюда прежде всего относится
гнома "Познай самого себя!" Она
имела не только нравственный, но и
мировоззренческо-философский
Третий вид гном - это гномы Фалеса. Фалес
- первый во всем списках "семи". Он
же первый древнегреческий, древнезападный
философ. Фалесу приписаны такие мудрые
мировоззренческие изречения: "Больше
всего пространство, потому что оно все
в себе содержит", "Быстрее всего
ум, потому что он все обегает", "Сильнее
всего необходимость, ибо она имеет над
всем власть", "Мудрее всего время,
потому что оно все открывает" и некоторые
другие.
Имея в виду именно Фалеса, Маркс говорил
о том, что "греческая философия начинается
с "семи мудрецов". Именно Фалес распространил
ту форму всеобщности, которая была достигнута
в гномах, на мировоззрение. В этом ему
помогло и занятие науками. Фалес был не
только первым среди мудрецов, но и первым
античным ученым.
Фалесу
приписывается несколько
Среди
его философских положений
Второе
положение Фалеса — все полно
богов. И доказательство этого Фалес
находил в том, что магнит притягивает
к себе железо. Таким образом, душа
— это двигательное начало. Она
есть не только у живых, но и у
вещей (такая концепция, приписывающая
жизнь неживым предметам, называется
гилозоизмом). Поэтому одушевлена вся
вселенная, так что, цитирует Фалеса
Анахарсис у Плутарха, не стоит
удивляться тому, что промыслом бога
совершаются прекраснейшие