Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:55, сочинение
С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных усиливается тенденция распространить принцип механической причинности и на органическую природу. Но этот метод познания и объяснения органического мира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кант нашел яркое выражение для этого состояния остановившейся на половине пути современной ему науки. В своем раннем трактате "Всеобщая естественная история и теория неба" он одновременно выразил и гордую уверенность науки в законности, силе механического причинного объяснения явлений неорганической природы, и смиренное признание ее неспособности дать такое же объяснение явлениям природы органической.
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Эссе
на тему: первое введение в критику
способности суждения
Выполнил студент 4-го курса
3-ей группы философии
Савченко
Роман Викторович
Санкт-Петербург
2009
О
«Критике способности
суждения» в общем.
"Критика способности суждения" Канта является основной его работой, как
по ее значению для понимания философии самого Канта, так и по влиянию,
какое она получила в истории послекантовского немецкого идеализма. В этой
работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к способности
суждения о прекрасном и произведениях искусства, во-вторых, к способности
суждения о целесообразности в природе, или о целесообразном строении
организмов. Вопрос о целесообразности в природе учеными XVIII столетия
решался с точки зрения всеобщих законов развития механики, физики и
астрономии. Механическая причинность стала ключом к научному объяснению всех процессов и явлений природы, в основе которых лежало представление о целях. С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных усиливается тенденция распространить принцип механической причинности и на органическую природу. Но этот метод познания и объяснения органического мира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кант нашел яркое выражение для этого состояния остановившейся на половине пути современной ему науки. В своем раннем трактате "Всеобщая естественная история и теория неба" он одновременно выразил и гордую уверенность науки в законности, силе механического причинного объяснения явлений неорганической природы, и смиренное признание ее неспособности дать такое же объяснение явлениям природы органической. Пока наука подчинялась религии, то естественно все явления и процессы объяснения органического мира она объясняла с религиозной точки зрения, но все настойчивее наука искала пути для научного, не религиозного объяснения природы. Так возникло
в научном мировоззрении
XVIII века одно из основных для него
противоречий.
Наука не смогла признать, как факт, существование целесообразности в
природе, в то же время сама наука признавала, что научное объяснение этого
факта пока невозможно. Это противоречие ослабло к XIX веку, но еще
продолжалось вплоть до середины нашего столетия, пока физические и
математические методы не проникли в биологию. В эпоху Канта указанное
противоречие оставалось в силе. Оно не укрылось от проницательного взора
Канта и стало предметом исследования не только в его ранней космогонии, но
также в первой из его "критик" - в "Критике чистого разума" , а также в последующих его работах "Критика практического разума" и явилось
всесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе -
"Критика способности суждения" , "Критика способности суждения"
завершает построение
философии Канта. Если "Критика
чистого разума" изучала законодательства
рассудка, а "Критика практического
разума" изучала законодательства
разума, то "Критика способности
суждения" исследует способность
суждения, которая представляет,
как теперь полагает Кант, промежуточное
звено между рассудком и разумом.
Учение Канта о целесообразности в органической природе с его
достоинствами и недостатками выступают в противоречивом сочетании.
Совершенно ясно, что, отрицая применимость к организмам принципа
механической причинности в качестве способа теоретического объяснения, Кант и в решении этого вопроса становится агностиком, однако в кантовском отрицании принципа механического объяснения целесообразных органических структур звучит и другой, принципиально не связанный с агностицизмом мотив, а именно критика односторонности и недостаточности
механизма как метода, призванного объяснить происхождение органических
форм, но все же механизм для Канта остается идеалом. В то же время он с
большой настойчивостью
выдвинул перед философией и перед
теорией познания вопрос о целесообразности
форм органической природы.
Он с редкой проницательностью
показал, что наука не вправе остановиться
перед загадкой целесообразности,
и не может и не должна
сложить перед ней оружие
причинного теоретического исследования
и объяснения, однако агностицизм
Канта парализует ценные выводы
из его работ. Кант
указывает на необходимость
дополнить принцип механического
объяснения теологическим принципом
с внедрением физических методов в
биологию. Успехи кибернетики убедительно
показывают нам в настоящее время,
насколько принципиален был Кант,
защищая право все более широкого применения
к органической природе и к ее целесообразным
структурам методов физической причинности.
Концепция «способности суждения»
Осознание принципиальной
разнородности предметов, к которым
применяется, с одной стороны, теоретический
разум («природа»), а с другой стороны,
практический разум («свобода»), привело
И.Канта к мысли о
И.Кант определял
способность суждения как «способность
подведения особенного под общее»,
различая при этом внутри нее рефлектирующую
способность, выражающуюся в размышлении
«согласно некоторому принципу о
данном представлении ради понятия, возможного
благодаря этому», и определяющую способность,
выражающуюся в том, чтобы «определять
лежащее в основе понятие данным эмпирическим
представлением». Предметом кантовского
исследования является, собственно, лишь
рефлектирующая способность суждения.
Он подразделяет ее на эстетическую способность
суждения о произведениях искусства и
на телеологическую способность суждения
«о природных вещах», под которыми подразумеваются
биологические организмы. Соответственно
этому первая часть «Критики способности
суждения» представляла собой, по сути
дела, философскую эстетику (или философию
искусства), а вторая - философию органической
природы.
Более определенно, прекрасное, по И.Канту, есть то, что нравится с необходимостью всем, без всякого утилитарного интереса, а только своей чистой формой и не опосредуясь понятием. При рассмотрении эстетической способности суждения И.Кант придавал базисное значение своеобразному чувству «удовольствия» («благорасположения»), испытываемому от предметов, которые оцениваются как прекрасные (или возвышенные).
И.Кант с большой
остротой поставил и глубоко исследовал
проблему специфики эстетического
«удовольствия» в отличие от просто
«приятного» в чувственном
Положение И.Канта
- «прекрасно то, что всем нравится без
(посредства) понятия». Однако позиция
самого И.Канта и по данному вопросу неоднозначна,
причем настолько, что он формулирует
антиномию с тезисом «суждения вкуса не
основываются на понятиях» а антитезисом
«суждения вкуса основываются на понятиях».
Предложенное И.Кантом разрешение этой
антиномии таково, что «суждение вкуса
не основывается на определенных понятиях».
Суждение вкуса основывается на «неопределенном»
понятии о сверхчувственном субстрате
явлений».
Трактовка И.Кантом эстетически возвышенного как основанного на чувственном восприятии определенных предметов природы перекидывала мостик от эстетической способности суждения к телеологической, характеризуемой как особый способ рассмотрения органической природы. Констатируя невозможность «объяснить организмы... исходя только из механических принципов природы», И.Кант абсолютизировал механистическую ограниченность современного ему естествознания и на этом основании полагал, что свойственное этой науке каузальное объяснение явлений обнаруживает непреодолимую недостаточность при подходе к пониманию живых существ.
Согласно И.Канту, «мы можем мыслить и сделать понятной для себя целесообразность, которая должна быть положена в основу даже нашего познания внутренней возможности многих природных вещей не иначе, как представляя себе их и мир вообще как продукт разумной причины .
По убеждению И.Канта, телеологическо-теологические объяснения живых существ «суть только принципы рефлектирующей способности суждения, которые не определяют их происхождения как такового, а только утверждают, что мы - по свойству нашего рассудка и нашего разума - можем мыслить происхождение организмов только согласно конечным причинам...»
Особого внимания
заслуживает мысль И.Канта, что
«телеологический способ объяснения отнюдь
не исключает механического» и что «они
вовсе не противоречат друг другу». Фактически
И.Кант ставил вопрос о возможности объяснить
естественными, «физическими», «механическими»
причинами возникновение «внутренней
целесообразности организмов». Такую
возможность он предусматривал для познания,
которое смогло бы углубиться в «сверхчувственное
реальное основание... природы» (причем
этот «сверхчувственный субстрат» явлений
И.Кант считал сущностью самой природы,
а не божественным разумом). По И.Канту,
это познание мог бы осуществить так называемый
«интуитивный разум», который «идет от
синтетически общего к особенному...»
и который поэтому называется также «архетипным
интеллектом» . И.Кант сожалел, что познающий
разум людей является не интуитивным,
а только дискурсивным, т.е. вынужденным
познавать через понятия, «идти от аналитически
общего к особенному (к данному эмпирическому
созерцанию)», ничего не определяя самостоятельно
«в отношении многообразия особенного...»
и будучи поэтому ограниченным, «эктипным
интеллектом» . Кантовский идеал «архетипного
интеллекта» при всей его оторванности
от человека все же известным образом
ориентировал человеческое познание на
поиск оснований органических «продуктов»
природы в самом «механизме природе».
Этот идеал выдвигался в контексте указаний
И.Канта, что «для разума бесконечно важно
не упускать из виду механизм природы
в ее порождениях и при объяснении их не
пренебрегать им, так как без него невозможно
проникнуть в природу вещей». Мысль И.Канта
определенно стремилась преодолеть ею
же поставленные агностические пределы.
Философия И.Канта оставила в истории мировой философии очень глубокий след. И.Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума И.Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве.
В западной философии после И.Канта многие философские системы прямо или косвенно связаны с кантовским учением. Это и фихтеанство, и гегельянство, и неокантианство и др. На современном этапе философского развития можно говорить о связи с философией И.Канта таких направлений в философии как феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др.
Информация о работе Первое введение в критику способности суждения