Пьер Корнель

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:32, реферат

Описание работы

Пьер Корнель (Corneille) (6.6.1606, Руан - 1.10.1684, Париж) - французский драматург. Член Французской академии с 1647 года. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии "Мелита, или Подложные письма" (постановка 1629, издание 1633) и др., трагикомедия "Клитандр, или Освобожденная невинность" (постановка 1630-1631, издание 1632), трагедия "Медея

Работа содержит 1 файл

Пьер Корнель.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

 

·  Кто много говорит, тот говорит много глупостей.

·  Кто не боится смерти, тому не страшны угрозы.

·  Кто презирает страх, тот слишком возгордился.

·  Разве можно 
Исправить ревностью мужчину? 
Осторожно Тут надо действовать.

·  Ранимы жалостью высокие сердца, 
Участье к слабому — не слабость храбреца.

·  Рассказывая о своем горе, часто его облегчаешь.

·  Ревность возбуждать одной любви пристало.

·  Сдержан только тот, кто перестал любить.

·  Сердца, не знавшие тревоги и боренья, 
Бесчувствием своим внушают подозренье.

·  Сколь зависти достоин 
Тот, кто, теряя мощь, теряет жизнь, как воин, 
И сколь казним судьбой отважный человек, 
Который долго жил и пережил свой век!

·  Скрывай желания, таи и мечты свои.

·  Слава громкая, которой столь горды мы, 
Пройдет, как легкая, рассеивая дымы.

·  Слезам возлюбленной легко осилить нас; 
Неотразим сквозь них огонь прекрасных глаз! 
Над сердцем в этот миг так властны сожаленья.

·  Не у толпы... искать опоры надо; 
Ее хвалебный гул — непрочная награда.

·  Обманутый в любви не знает снисхожденья.

·  Одна лишь красота нас покоряет силой, 
Мы, смерти не страшась, боимся гнева милой!

·  Отважная душа не станет вероломной.

·  От веры до любви короткая дорога. 
Внушить доверие — о, это очень много! 
Когда поверишь ты, что он в тебя влюблен, 
Полюбишь и сама: таков любви закон.

·  Пасть за отечество — счастливая чреда:  
Умерший доблестно бессмертен навсегда.

·  Хуже муки нет, чем страстно полюбить 
Того, кто ненавистью будет вам платить.

 

 

Жан Бати́ст  Раси́н (фр. Jean-Baptiste Racine, 21 декабря 1639 — 21 апреля 1699) — французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

[править]Биография


Расин родился 21 декабря 1639 года (крещён 22 декабря 1639) в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа (ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615—1643). В 1641 году при родах второго ребенка (сестры будущего поэта, Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Воспитывала детей бабушка.

В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом. Источником вдохновения для Жана стал конфликт между любовью к классической литературе и янсенизмом.

После обучения в парижском коллеже Аркур (fr) в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от короля Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661 году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 (по другой версии — в 1663) году он возвращается в Париж. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis), и «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 гг.

 
Драматург скончался 21 апреля в 1699 года. Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

[править]Творчество


  • 1660 — (фр. Amasie)
  • 1660 — (фр. Les amours d’Ovide)
  • 1660 — «Ода на выздоровление короля» (фр. Ode sur la convalescence du roi)
  • 1660 — «Нимфа Сены» (фр. La Nymphe de la Seine)
  • 1685 — «Идиллия мира» (фр. Idylle sur la paix)
  • 1693 — «Краткая история Порт-Рояля» (фр. Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
  • 1694 — «Духовные песни» (фр. Cantiques spirituels)

[править]Пьесы

  • 1663 — «Слава музам» (фр. La Renommée aux Muses)
  • 1664 — «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis)
  • 1665 — «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand)
  • 1667 — Андромаха
  • 1668 — Сутяги (fr) («Челобитчики»)
  • 1669 — Британик
  • 1670 — Береника
  • 1672 — Баязет (fr)
  • 1673 — Митридат (fr)
  • 1674 — Ифигения
  • 1677 — Федра
  • 1689 — Эсфирь (fr)
  • 1691 — Гофолия (fr) («Афалия»)

 

Жан Расин (Racine) (21.12.1639, Ферте-Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, - 21.4.1699, Париж), французский драматург, член Французской академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов, в школах которых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия "Фиваида, или Братья-враги" (пост. и изд. 1664). Единственная комедия Расина "Сутяги" (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает французский суд. Новую страницу в историю французской драматургии и театра вписала трагедия "Андромаха" (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после Пьера Корнеля, Расин создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравственную проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека.

Тонкий и точный психологизм  раскрывает драму внутренне раздвоенной  личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Расин душевный мир женщин - ведущих персонажей его произведений.

Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутренней логике чувств героев. Поэтому  характеры и слово приобретают у Расина особенно большое значение, тогда как внешнее действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трёх единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в её рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собственной воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини Расина, напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную чистоту.

Государство обычно предстаёт  у Расина как начало деспотическое, близкое к восточной тирании, под игом которого гибнет всё светлое  и добродетельное. Яркая политическая трагедия поэта "Британник" (пост. 1669, изд. 1670) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархии обнаруживается здесь особенно ясно.

Расиновский идеал самоотречения, выражавший веру поэта в нравственную и общественную необходимость ограничения  человеком своих личных стремлений, наиболее явно воплощён в трагедии "Береника" (пост. 1670, изд. 1671), воспевающей отречение всех её героев от страсти. Но и здесь в центре оказываются страдания, которые влечёт за собой исполнение требований государства, а последующие трагедии Расина снова строятся на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами ("Баязет", пост. и изд. 1672; "Митридат", пост. и изд. 1673; "Ифигения в Авлиде", пост. 1674, изд. 1675). В "Федре" (пост. и изд. 1677) Расин с большой силой раскрыл трагедию высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей её преступной страстью. Величайшая трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка.

Жизненная правда и сила изображенных Жаном Расином страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их "Федра". Расина обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта к янсенизму. К драматургии Расин вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив трагедию "Эсфирь" (пост. и изд. 1689) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря. Поэт взывал к религиозной терпимости. Новый жанр религиозно-политической драмы четко определился в трагедии на библейский сюжет "Гофолия" (пост. 1690, изд. 1691), завершающейся вооруженным восстанием народа против властителя-деспота. Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным общественным содержанием. Предвосхитив просветительскую трагедию 18 века, Расин и в библейских драмах остался верен основным принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных средств и др. Благородной простотой отличается и язык Расина. Завершают литературную деятельность Расина "Духовные песни" (1694) и "Краткая история Пор-Рояля" (изд. 1742). Крупнейший поэт классицизма, Расин оказал огромное влияние на всех представителей этого направления у себя на родине и за её пределами. Его творчество сохраняло всё своё значение и в годы Великой французской революции.

В конце 18 - начале 19 веков  на русский язык было переведено большинство  трагедий Жана Расина. Роль Федры стала  одной из коронных ролей Е. С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина Александр Пушкин и Александр Герцен. В 1921 году в новом переводе Валерия Брюсова "Федра" была поставлена московским Камерным театром с А. Г. Коонен в главной роли.

 

Расин Жан родился  в 1639 г., в неболлыпом городке Ферте-Милон, (графство Валуa) в семье чиновника. Образование получил в Париже, в янсенист-ском монастыре Пор-Руаяль-де-ПГан. Но очень скоро отошел от аскетического  образа жизни, обязательным для сторонников ясненизма, и стал сочинять оды; это занятие вышло более перспективным для карьеры, поскольку Расин в результате оказался при дворе короля. 
  Две первые пьесы, написанные в Версале, не раскрыли всех возможностей молодого автора. А вот 1667 г. успех написанной трагедии «Андромаха», оказался сногшибательным. Историки театроведы считают «Андромаху» первой пробой классической трагедии, где на первом плане любовные страсти, нравственные проблемы и сочувствие к страданиям человека. 
  В 1669 г. Расин написал трагедию «Британик», следом за ней— трагедию «Береника», а вскоре «Баязет» и «Митридат» — эти трагедии объединеняет ненависть к деспотизму и любовь к его жертвам. 
  В 1674 г. состоялась премьера трагедии «Ифигения в Авлиде», а в 1678 г. — трагедия «Федра», поражает драматизмом борьбы высоконравственной женщины с охватившей ее преступной страстью. Пьеса была освистана лицемерами и драматург, тяжело переживший подобное отношение к своему детищу, 12 лет не предпринимал попыток продолжить занятия на театральной стезе. Последними его книгами были «Духовные песни» (16.94) и не вышедшая при жизни «Краткая история Пор-Руаяля». Умер Расин в Париже в 1699 г.

 

Высказывания, цитаты и афоризмы Расинa

Биография: Расин Жан

·  Сеешь зло — так жди кровавой жатвы.

·  Сильней страдают те, чье горе молчаливо.

·  Со страху человек на все готов пойти.

·  Всевластная любовь повелевает нами 
И разжигает в нас, и гасит страсти пламя. 
Кого хотим любить, тот нам — увы! — не мил; 
А тот, кого клянем, нам сердце полонил.

·  Все, кто на свет рожден, — все Афродиту чтут.

·  Без дела веры нет.

·  Быть вождем лишь тот один достоин, 
Кому и честь, и жизнь вручает воин.

·  Величие души нам без труда дается, 
Когда чужая кровь, а не родная льется! 4523. Народ покорствует и чтит царя обычно  
До той поры, пока царь не попал в беду; 
Тогда он восстает и рвет свою узду.

·  Неверным может ли быть тот, кто не любим?

·  Ненависть к отцу ложится и на сына.

·  Нередко дар богов бывает божьей карой.

·  Препятствовать страстям напрасно, как грозе.

·  Ревнивая досада 
Не внемлет разуму. Ей ненавистен тот, 
Кто масла ярости в ее костер не льет.

·  С велением богов нам спорить не по силам. 
Долг смертных — принимать, что властный рок судил им.

·  Страсть, как ее ни прячь, видна чужому глазу. 
Все выдает нас: вздох, движенье, слово, взгляд, 
Скрываемый огонь сильнее во сто крат.

·  Тиран медоточив, пока не в полной силе.

·  У человека с заурядными свойствами умеренность — добродетель весьма заурядная.

·  Чье сердце не болит 
Желаньем угодить тому, кто в нем царит?

·  Я обнимаю своего соперника, но только с целью задушить его.

·  Яснее всего видят наши недостатки как раз те люди, 
Которые охотнее всего закрывают на них глаза.


Информация о работе Пьер Корнель