Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:32, реферат
Пьер Корнель (Corneille) (6.6.1606, Руан - 1.10.1684, Париж) - французский драматург. Член Французской академии с 1647 года. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии "Мелита, или Подложные письма" (постановка 1629, издание 1633) и др., трагикомедия "Клитандр, или Освобожденная невинность" (постановка 1630-1631, издание 1632), трагедия "Медея
· Кто много говорит, тот говорит много глупостей.
· Кто не боится смерти, тому не страшны угрозы.
· Кто презирает страх, тот слишком возгордился.
· Разве можно
Исправить ревностью мужчину?
Осторожно Тут надо действовать.
· Ранимы жалостью высокие сердца,
Участье к слабому — не слабость храбреца.
· Рассказывая о своем горе, часто его облегчаешь.
· Ревность возбуждать одной любви пристало.
· Сдержан только тот, кто перестал любить.
· Сердца, не знавшие
тревоги и боренья,
Бесчувствием своим внушают подозренье.
· Сколь зависти достоин
Тот, кто, теряя мощь, теряет жизнь, как
воин,
И сколь казним судьбой отважный человек,
Который долго жил и пережил свой век!
· Скрывай желания, таи и мечты свои.
· Слава громкая, которой
столь горды мы,
Пройдет, как легкая, рассеивая дымы.
· Слезам возлюбленной
легко осилить нас;
Неотразим сквозь них огонь прекрасных
глаз!
Над сердцем в этот миг так властны сожаленья.
· Не у толпы... искать
опоры надо;
Ее хвалебный гул — непрочная награда.
· Обманутый в любви не знает снисхожденья.
· Одна лишь красота нас
покоряет силой,
Мы, смерти не страшась, боимся гнева милой!
· Отважная душа не станет вероломной.
· От веры до любви короткая
дорога.
Внушить доверие — о, это очень много!
Когда поверишь ты, что он в тебя влюблен,
Полюбишь и сама: таков любви закон.
· Пасть за отечество — счастливая чреда:
Умерший доблестно бессмертен навсегда.
· Хуже муки нет, чем страстно
полюбить
Того, кто ненавистью будет вам платить.
Жан Бати́ст
Раси́н (фр. Jean-Baptiste Racine, 21 декабря 1639 — 21 апреля 1699) — французский дра
[править]Биография
Расин родился 21 декабря 1639 года (крещён 22 декабря 1639) в городе Ла-Ферте-Милон, графств
В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом. Источником вдохновения для Жана стал конфликт между любовью к классической литературе и янсенизмом.
После обучения в парижском коллеже Аркур (fr) в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от короля Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.
В 1661 году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 (по другой версии — в 1663) году он возвращается в Париж. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis), и «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 гг.
Драматург скончался 21 апреля в 1699 года. Похоронен на парижском кладбище
возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.
[править]Творчество
[править]Пьесы
Жан Расин (Racine) (21.12.1639, Ферте-Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, - 21.4.1699, Париж), французский драматург, член Французской академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов, в школах которых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия "Фиваида, или Братья-враги" (пост. и изд. 1664). Единственная комедия Расина "Сутяги" (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает французский суд. Новую страницу в историю французской драматургии и театра вписала трагедия "Андромаха" (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после Пьера Корнеля, Расин создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравственную проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека.
Тонкий и точный психологизм раскрывает драму внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Расин душевный мир женщин - ведущих персонажей его произведений.
Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутренней логике чувств героев. Поэтому характеры и слово приобретают у Расина особенно большое значение, тогда как внешнее действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трёх единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в её рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собственной воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини Расина, напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную чистоту.
Государство обычно предстаёт у Расина как начало деспотическое, близкое к восточной тирании, под игом которого гибнет всё светлое и добродетельное. Яркая политическая трагедия поэта "Британник" (пост. 1669, изд. 1670) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархии обнаруживается здесь особенно ясно.
Расиновский идеал самоотречения, выражавший веру поэта в нравственную и общественную необходимость ограничения человеком своих личных стремлений, наиболее явно воплощён в трагедии "Береника" (пост. 1670, изд. 1671), воспевающей отречение всех её героев от страсти. Но и здесь в центре оказываются страдания, которые влечёт за собой исполнение требований государства, а последующие трагедии Расина снова строятся на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами ("Баязет", пост. и изд. 1672; "Митридат", пост. и изд. 1673; "Ифигения в Авлиде", пост. 1674, изд. 1675). В "Федре" (пост. и изд. 1677) Расин с большой силой раскрыл трагедию высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей её преступной страстью. Величайшая трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка.
Жизненная правда и сила изображенных Жаном Расином страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их "Федра". Расина обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта к янсенизму. К драматургии Расин вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив трагедию "Эсфирь" (пост. и изд. 1689) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря. Поэт взывал к религиозной терпимости. Новый жанр религиозно-политической драмы четко определился в трагедии на библейский сюжет "Гофолия" (пост. 1690, изд. 1691), завершающейся вооруженным восстанием народа против властителя-деспота. Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным общественным содержанием. Предвосхитив просветительскую трагедию 18 века, Расин и в библейских драмах остался верен основным принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных средств и др. Благородной простотой отличается и язык Расина. Завершают литературную деятельность Расина "Духовные песни" (1694) и "Краткая история Пор-Рояля" (изд. 1742). Крупнейший поэт классицизма, Расин оказал огромное влияние на всех представителей этого направления у себя на родине и за её пределами. Его творчество сохраняло всё своё значение и в годы Великой французской революции.
В конце 18 - начале 19 веков на русский язык было переведено большинство трагедий Жана Расина. Роль Федры стала одной из коронных ролей Е. С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина Александр Пушкин и Александр Герцен. В 1921 году в новом переводе Валерия Брюсова "Федра" была поставлена московским Камерным театром с А. Г. Коонен в главной роли.
Расин Жан родился
в 1639 г., в неболлыпом городке Ферте-Милон,
(графство Валуa) в семье чиновника.
Образование получил в Париже,
в янсенист-ском монастыре Пор-Руаяль-де-ПГан.
Но очень скоро отошел от аскетического
образа жизни, обязательным для сторонников ясненизма, и стал сочинять оды;
это занятие вышло более перспективным
для карьеры, поскольку Расин в результате
оказался при дворе короля.
Две первые пьесы, написанные в Версале,
не раскрыли всех возможностей молодого
автора. А вот 1667 г. успех написанной трагедии
«Андромаха», оказался сногшибательным.
Историки театроведы считают «Андромаху»
первой пробой классической трагедии,
где на первом плане любовные страсти,
нравственные проблемы и сочувствие к
страданиям человека.
В 1669 г. Расин написал трагедию «Британик»,
следом за ней— трагедию «Береника», а
вскоре «Баязет» и «Митридат» — эти трагедии
объединеняет ненависть к деспотизму
и любовь к его жертвам.
В 1674 г. состоялась премьера трагедии
«Ифигения в Авлиде», а в 1678 г. — трагедия
«Федра», поражает драматизмом борьбы
высоконравственной женщины с охватившей
ее преступной страстью. Пьеса была освистана
лицемерами и драматург, тяжело переживший
подобное отношение к своему детищу, 12
лет не предпринимал попыток продолжить
занятия на театральной стезе. Последними
его книгами были «Духовные песни» (16.94)
и не вышедшая при жизни «Краткая история
Пор-Руаяля». Умер Расин в Париже в 1699 г.
Высказывания, цитаты и афоризмы Расинa
Биография: Расин Жан
· Сеешь зло — так жди кровавой жатвы.
· Сильней страдают те, чье горе молчаливо.
· Со страху человек на все готов пойти.
· Всевластная любовь
повелевает нами
И разжигает в нас, и гасит страсти пламя.
Кого хотим любить, тот нам — увы! — не
мил;
А тот, кого клянем, нам сердце полонил.
· Все, кто на свет рожден, — все Афродиту чтут.
· Без дела веры нет.
· Быть вождем лишь тот
один достоин,
Кому и честь, и жизнь вручает воин.
· Величие души нам без
труда дается,
Когда чужая кровь, а не родная льется! 4523. Народ покорствует и чтит царя обычно
До той поры, пока царь не попал в беду;
Тогда он восстает и рвет свою узду.
· Неверным может ли быть тот, кто не любим?
· Ненависть к отцу ложится и на сына.
· Нередко дар богов бывает божьей карой.
· Препятствовать страстям напрасно, как грозе.
· Ревнивая досада
Не внемлет разуму. Ей ненавистен тот,
Кто масла ярости в ее костер не льет.
· С велением богов нам
спорить не по силам.
Долг смертных — принимать, что властный рок
судил им.
· Страсть, как ее ни прячь,
видна чужому глазу.
Все выдает нас: вздох, движенье, слово,
взгляд,
Скрываемый огонь сильнее во сто крат.
· Тиран медоточив, пока не в полной силе.
· У человека с заурядными свойствами умеренность — добродетель весьма заурядная.
· Чье сердце не болит
Желаньем угодить тому, кто в нем царит?
· Я обнимаю своего соперника, но только с целью задушить его.
· Яснее всего видят наши
недостатки как раз те люди,
Которые охотнее всего закрывают на них
глаза.