Паранаука

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:27, доклад

Описание работы

Паранау́ка (др.-греч. παρα — около) — группа концепций и учений идейно-гипотетического, теоретического и псевдотеоретического характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера (в том числе к так называемым «паранормальным явлениям»).

Работа содержит 1 файл

Паранау́ка.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Паранау́ка (др.-греч. παρα — около) — группа концепций и учений идейно-гипотетического, теоретического и псевдотеоретического характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера (в том числе к так называемым «паранормальным явлениям»).

Наиболее ярким  примером является парапсихология — дисциплина, которая направлена на исследование существования и причин сверхъестественных психических способностей людей, животных и растений, феноменов жизни после смерти и тому подобных явлений, используя научную методологию. Лабораторные и полевые исследования проводились конфиденциально, и финансировались некоторыми университетами во всем мире. Результаты таких исследований обычно распространялись в узких парапсихологических кругах, и лишь небольшая их часть публиковалась в крупных научных журналах.

Паранаучное знание возникает как альтернатива, дополнение к существующим видам научного знания, не соответствует критериям построения и обоснования научных теорий и не способно дать рациональное толкование изучаемых фактов. 

Аксиологически и идеологически паранаучные концепции нередко связаны с течениями антисциентистской направленности. Ввиду важности понятия, обсуждение феномена паранауки входит в курсы истории и философии науки.

По определению  доктора философских наук В. А. Кувакина: «Термин „паранаука“ относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. „Пара“ (от греческого pará — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо.

Культурно-историческая классификация паранаучных  концепций

Принято выделять различные типы паранаучных  концепций, специфицирующиеся принадлежностью  к тому или иному культурно-историческому  контексту своего возникновения:

  • Древнейшие учения медицинскогоалхимическогоастрологического, гадательного (дивинация) и пр. характера, имевшие распространение в Древнейших Египте, Вавилоне, Индии и Китае;
  • Древние учения аналогичного типа, свойственные для Античной Греции и Античного Рима (например, герметизм— религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философиихалдейской астрологииперсидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегистудревнеегипетскому жрецу, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения. Согласно традиции, герметизм — это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогиимантика— гадания в Древней Греции и Риме, которые проводились с целью установления воли богов на основании различных ниспосылаемых ими предзнаменований; некромантия — способ прорицания, который заключается в вызывании духов мёртвых с различными целями: от духовной защиты до получения знаний, в том числе о будущем. В основе данной практики лежит убеждение в том, что мёртвые обладают особым могуществом и могут покровительствовать живым; нумерология— система, традиция или верование о мистических или эзотерических связях между числами и физическими объектами или живыми существами и их сознанием);
  • Неортодоксальные средневековые учения (такие как каббалаалхимия – общее название существующих в  различных культурах системтрансформации как физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма, так и духовного);
  • Церковные средневековые учения (демонология – общее название разнородных мифов о демонах. Название используется по аналогии с современными научными направлениями. Основными направлениями в демонологии обычно являются изучение демонов, описание поведения демонов, описание обрядов по вызову демонов, борьбе с ними, подчинению и контролированию их сил и т. п..); учение об адеэкзорцизмарифмомантия — гадание по числам, получаемым в результате формального преобразования имён или слов);
  • Эволюционно восходящие к средневековым учения Эпохи Возрождения, Нового и Новейшего Времени (дополняясь такими направлениями, как физиогномика— научно не обоснованное учение, ориентированное на определение типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения); хиромантияспиритизм);
  • Некоторые побочные разработки учёных позднего времени, лишённые собственного научного характера (например, опыты по телепатии В. М. Бехтерева или по достижению бессмертия через переливание крови А. А. Богданова (А.Богданов предпринимал попытки омоложения человека путем переливания крови между здоровыми людьми. Он описывал ряд пациентов, у которых после переливания крови наблюдались отдельные признаки омоложения, повышение работоспособности и укрепление здоровья. Но ни клинических, ни экспериментальных доказательств влияния переливания крови не получено. Однако сын А.Богданова, известный врач, генетик и геронтолог А.Малиновский, которому в течение жизни было сделано 4 переливания крови, прожил до 90 лет).
 

Разнообразие  современного контекста

В современной практике термин «паранаука» применяется в разнообразных контекстах:

  • По отношению к новым, ещё не завоевавшим авторитета теориям, не соответствующим доминирующей теоретической парадигме. Примеры таких теорий, как космонавтика Циолковского или теория дрейфа материков Вегенера, свидетельствуют, что некоторые паранауки со временем имеют шанс войти в сферу «нормальной» науки».
  • По отношению к комплексу практического познания мира, для которого не обязателен идеал научной рациональности. Например, «народные науки» — народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и т.д., или современные прикладные руководства по различной тематике — «семейные науки», «кулинарные науки» и др. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта.
  • По отношению к концепциям и учениям, преувеличивающим роль определенных природных закономерностей или постулирующим существование особых, неизвестных науке или сверхъестественных сущностей, явлений и сил[. Например, парапсихологияуфология, «оккультные науки» — алхимияастрологияфренологиягеомантия, хиромантияфизиогномика, толкование сновидений и т.д.

К паранаукам обычно не относят те разделы некоторых  наук, в которых изучаются методы, средства и практики, находящиеся  вне основного содержания данной науки. Например, паралингвистика — раздел языкознания, изучающий неязыковые средства в составе речевого сообщения; парамедицина — раздел медицины, изучающий методы оказания доврачебной медицинской помощи.

 
 
 
 

 

Контрольные вопросы:

  1. Что такое паранаука?
  2. Паранаучные концепции.
  3. Типы паранаучных концепций.
  4. Что такое мантика?
  5. Контексты применения термина «паранаука». 
    Литература
  • Философия. Энциклопедический словарь. Справочное издание Ред. Л. Б. Родкина, О. М. Фролова Тираж 3000 экз., «Гардарики», 2004
  • Волькенштейн М. В. О феномене псевдонауки. «Природа», № 11 1983
  • Даниленко В. П. Инволюция в науке: прагматические паранауки
  • Ивин А. А. «Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей».— М.: Издательство ЛКИ, 2007
  • Кезин А.В. Идеалы научности и паранаука // Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.
  • Мартишина Н. И. Когнитивные основания паранауки.— Омск: Изд-во ОмГУ, 1996.
  • Сердюков Ю. М. Альтернатива паранауке.— М.: Academia, 2005. 308 с. (см. также рецензию д.ф.н. Р. Л. ЛившицаВестник РАН, т.76, №11, 2006. стр. 1051—1055)
  • Сердюков Ю. М. Исследование влияния паранауки и оккультизма на социально-экономическое и культурное развитие Дальнего Востока России (на материалах Амурской области, Камчатской области и Хабаровского края). 06-03-00450а. ДВГУПС. 2007.
  • Eberlein G. L. Schulwissenschaft, Parawissenschaft, Pseudowissenschaft. Wissenschaftliche Verlagsgesellschaft, 1997. ISBN 3804711685.
  • Frazier K. Science and the Parascience Cults // Science News, May 1976. 109, 22, pp. 346—348, 350
  • Inglis B. Science and Parascience: A History of the Paranormal, 1914—1939.— London: Hodder and Stoughton, 1984
  • Oepen I., Federspiel K., Sarma A. Lexikon der Parawissenschaften.— Münster: Lit-Verlag, 1999. ISBN 3825842770.
  • Wunder E. Parawissenschaft — was ist das? // Skeptiker, 1997. 10(4), 125—130

Информация о работе Паранаука