Пантеистическая философия Джордано Бруно

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Речь идет о идеях Бруно, его краткая биография и основные направления.

Содержание

Введение 3-4стр.
1.Жизнь философа 4-6стр.
2.Определение пантеизма 6-8стр.
3.Пантеизм Бруно 9-11стр.
4.Утверждения Бруно 11-13стр.
Заключение 14стр.
Список литературы 15стр.

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная работа. философия джордано бруно.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Натуральный магический герметизм Бруно вошел  в противоречие с христианизованным  герметизмом французского двора, и  в 1583 году Генрих III отсылает Бруно в Англию с рекомендательным письмом к послу Франции. Так начинается его европейский анабасис и самый важный период жизни. Он не очень доволен приемом в Оксфорде, но много пишет и издает. В книге "Изгнание торжествующего зверя" (1584) он проповедует, что религия египтян вернется, их нравственные установления придут на смену хаосу нынешнего века, а небесным знамением, возвещающим, что египетский свет близок, служит для него система Коперника. Книги Бруно - это проект грядущей моральной и религиозной реформы, в которой он притязает на роль пророка, совершившего восхождение сквозь сферы птолемеевой системы мира, разрушенные для него Коперником. Чертеж системы Коперника в его книгах был для него магическим иероглифом, ниспосланным свыше. Вообще, труды Бруно наполнены темными геометрическими схемами, которым он придавал магический смысл и которые при издании лично гравировал. Его новая философия имела религиозный смысл, а безумные схемы в книгах представляли символику какой-то секты. Освободив герметизм от христианского привоя Фичино и Пико. И отказавшись таким образом от теологической надстройки над "египетским" учением, Бруно намеревался стать магом-натуралистом и новым религиозным вождем-реформатором. Здесь мы переходим к самой важной стороне наследия Бруно.

     Йейтс высказывает следующее предположение  о роли учения Бруно в реформирующейся  Европе: "Его деятельность пришлась на конец XVI века, когда религиозная  нетерпимость проявлялась самым  чудовищным образом и когда религиозный  герметизм казался путем к  примирению сражающихся сект. Он призывает к своего рода египетской Контрреформации, он возвещает возврат к Египту и предлагает некое новое решение всех религиозных проблем. И при этом он призывает к нравственной реформе, ставя на первый план добрые дела и этику общественного служения. Где еще можно увидеть подобное сочетание религиозной терпимости, сердечной привязанности к средневековому прошлому, идеи служения ближним и приверженности фантастической религии и символике египтян? Мне приходит в голову только один ответ - в масонстве с его мифологическим происхождением от средневековых каменщиков, терпимостью, филантропией и египетской символикой".

  1. Утверждения Бруно.

Вот что  утверждал Джордано Бруно.

      1. Земля имеет лишь приблизительно  шарообразную форму: у полюсов она сплющена.

      2. И солнце вращается вокруг  своей оси

      3. "...земля изменит со временем  центр тяжести и положение  свое к полюсу".

      4. Неподвижные звезды суть также  солнца.

      5. Вокруг этих звезд вращаются,  описывая правильные круги или  эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния.

      6. Кометы представляют лишь особый  род планет.

      7. Миры и даже системы их постоянно  изменяются и, как таковые,  они имеют начало и конец;  вечной пребудет лишь лежащая  в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется.

    В 1584 году он публикует диалог «Изгнание  торжествующего зверя», в котором  проповедуется скорое пришествие или  точнее, возрождение магической религии египтян.

    Цитату: «Вот, значит, никогда не обоготворялись сами по себе крокодилы, петухи, лук, репа, но боги и божество в крокодилах, петухах и прочем; божество, которое  с течением времени, от места к  месту, постепенно, то тут то там, проявлялось, проявляется и будет проявляться в различных предметах, хотя бы они и были смертны: египтяне смотрели на божество, как на близкое и дружественное им, а не как на высшее, заключённое в себе самом, не пребывающее в сотворённых вещах. Смотри же, как простое божество, которое находится во всех вещах, плодоносная природа, мать хранительница вселенной сообразно различным своим проявлениям отображается в различных предметах и принимает различные имена. Смотри, как к ней единой, различным образом должно восходить, приобщаясь к различным дарам: иначе напрасно будешь черпать воду сетями, и ловить рыбу лопатой. Для всего этого, конечно, необходимы та мудрость и суждение, то искусство, деятельность и пользование духовным светом, каковые духовное солнце открывает миру в иные времена больше, в иные – меньше. Вот этот обряд и называется Магией, и поскольку занимается сверхъестественными началами, она – божественна, а поскольку наблюдением природы, доискиваясь до её тайн, она – естественна, срединной и математической называется, поскольку исследует силы и способности души…»

     Здесь Бруно, отбрасывая попытки Фичино примирить  христианство и магию, безоговорочно  возвращается к её языческим истокам. И далее он уповает на то, что  великолепная магическая религия египтян  вернётся, их нравственные установления придут на смену хаоса нынешнего века, пророчества исполнятся.

     Для правильного понимания творчества Бруно и роли в нем идеи множественности  миров важно учитывать то, что  Бруно не был ученым, хотя и затрагивал в своих сочинениях научные проблемы. Он плохо разбирался в астрономии и математике, а как философ - логик значительно уступал своему учителю - Николаю Кузанскому. Тем не менее, Бруно лучше многих современников чувствовал динамизм своей эпохи, ее устремленность к радикально новому, ее, по словам Гегеля, "одержимость бесконечностью". Свое ощущение эпохи Бруно попытался выразить в философско - религиозном учении. Которое он называл "героическим энтузиазмом", "философией рассвета". Это учение должно было, по-видимому, прийти на смену христианству, чтобы способствовать преодолению разногласия между протестантами и католиками, а также, чтобы включить в себя идеи коперниканство, бесконечности Вселенной и, самое главное, нового человека, способного рассекать ограничивающий его волю и разум "кристалл небес". 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Единство  и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость - таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя Джордано Бруно. На этом базируется его космологическое представление. Развивая идеи Кузанского, Бруно доказывал, что любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания потому, что он находится повсюду и - нигде, то есть обосновывал идею бесконечности Вселенной. Бруно открыто порывает с теоцентрической концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятие «вверх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному.    « В безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. Наша Солнечная система – лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем». «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг Солнца» - писал Джордано Бруно в книге « О бесконечности, вселенных и мирах». Так идеи Джордано Бруно и его предшественников Николая Кузанского и Коперника заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени. 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1.Гулыга А.В. Немецкая классическая  философия. – М. : «Мысль», 1986. – 333 с.

2.История философии в кратком  изложении / пер. с чеш. И.И. Богута. – М. : Мысль, 1991. – 591 с.

3.История философии / ред. В.П. Кохановский,  В.П. Яковлев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – 576 с.

4.Копалов В.И. Курс русской философии истории : учебн. пособие / Рос.филос. об-во и др. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. – 256 с.

5.Краткий очерк истории философии / под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. – Изд. 2-е,  перераб. – М. : «Мысль», 1967. – 790 с.

6.Краткая история философии / под общ..ред. В.Г. Голобкова. – М. : Олимп; изд-во АСТ, 1996. – 576 с.

7.Новиков А.И. История русской философии  X-XX вв. – Спб. : «Лань», 1998. – 320 с.

8.Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 576 с. 
 
 
 
 

Информация о работе Пантеистическая философия Джордано Бруно