Отражение идей Платона в реальности на основе диалогов «Государство» и «Законы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:44, сочинение

Описание работы

В своем эссе я хотел бы обратиться к таким диалогам Платона, как «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство», считающимся одним из наиболее важных трудов философа, Платон описал идеальное, с его точки зрения, государство; это одна из ранних утопий. Диалог «Законы» относится уже к позднему периоду творчества великого философа. Здесь Платон, по-видимому, уже умудренный жизнью и во многих отношениях разочарованного в ней, отступает от некоторых своих положений и требований, описанных в «Государстве», понимая практическую недостижимость своего идеала.

Работа содержит 1 файл

Эссе №1.docx

— 22.17 Кб (Скачать)

Национальный  Исследовательский Университет  Высшая школа Экономики 
Отделение Статистики, Анализа данных и Демографии факультета Экономики

Эссе  
на тему 
«Отражение идей Платона в реальности на основе диалогов «Государство» и «Законы»

Выполнил: Нестругин К.Е. 
Группа: С-110

Москва 2011г.

 

 
Введение

Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который  в систематической форме представил свое понимание государств. Его творчество волнует умы людей уже не одно тысячелетие. Интерес к его творчеству не только не ослабевает, но даже усиливается в наше время, потому что мнение и взгляды столь великого человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересны сами по себе.

В своем  эссе я хотел бы обратиться к таким  диалогам Платона, как «Государство»  и «Законы». В диалоге «Государство», считающимся одним из наиболее важных трудов философа,  Платон описал идеальное, с его точки зрения, государство; это одна из ранних утопий. Диалог «Законы» относится уже к позднему периоду творчества великого философа. Здесь Платон, по-видимому, уже умудренный жизнью и во многих отношениях разочарованного в ней, отступает от некоторых своих положений и требований, описанных в «Государстве», понимая практическую недостижимость своего идеала.

Оба этих диалога отражают в себе проблему общественного и государственного строя, которая постепенно переходит  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы человека. Я считаю, что многие положения, представленные в них, остаются актуальными и в нынешние дни.

 

 
Основная  часть

В диалоге  «Государство» Платон начал рассмотрение своего идеального государственного строя с того, что разделил всех граждан на три класса: стражей, воинов и простых людей. По концепции Платона политической властью обладает только первый класс граждан. При этом людей из этого класса значительно меньше, нежели чем граждан из последних двух классов. Перехода граждан из одного класса в другой практически не существует; звание стражей обычно переходит по наследству. Однако Платон допускал, что в некоторых случаях подающий надежды ребенок может выдвигаться из нижних классов в высший – класс стражей. Таким же образом ребенок, не отвечающий требованиям, может быть исключен из числа стражей.

Из сказанного выше не трудно проследить аналогию с  современными государствами, в том  числе и России. Очевидно, что  к числу стражей будут относиться все лица, участвующие прямым или  даже косвенным образом в управлении государством. В их числе члены  Федерального собрания (или парламента, если говорить о другой стране), Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены местного самоуправления президент. Для многих из нас не секрет, что многие политические должности в нашей стране переходят от гражданина к гражданину по наследству, хоть это и не регламентировано.

В диалоге  «Законы», Платон, однако уже изменил свои принципы по поводу распределения граждан по классам, описанные им ранее в «Государстве». Теперь деление заменилось градацией на основе имущественного ценза. Разбогатев или обеднев, граждане могут тем самым перейти в другой класс. Таким образом, приобретение права участвовать в управлении государством определяется в зависимости от размеров имущества. Помимо этого гражданам ставится в обязанность служба в восках. Несомненно, что этот принцип отчасти воплощён и в современности.

В «государстве», чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”. Однако, поняв недостижимость такого порядка, Платон уже в «Законах» отказался от коллективной собственности воинов и философов и установил единый порядок пользования имущества для граждан. Теперь земля – это собственность государства, которая делится на равные плодородные участки. Каждый гражданин получает от государства собственный земельный надел на основе установленных все тем же государством порядков. Этим наделом гражданин пользуется теперь на правах владения.

На первый взгляд, кажется, что данная концепция  не имеет ничего общего с современными порядками. Однако это не так. Изначально любая земля принадлежит государству, и чтобы эта земля досталась  гражданину, он берет ее в аренду, либо же покупает ее у государства. Единственная (хотя может быть и  определяющая) разница здесь с  тем, что писал Платон, заключается  лишь в том, что такой порядок  передачи земли диктуется денежными  отношениями.

Основной  целью диалога «Государство»  является определение, что есть справедливость или справедливое государство. Деление на классы – есть условие прочности идеального государства. При этом самовольный переход из одного класса в другой недопустим и считается преступлением, так как каждый гражданин должен заниматься только тем делом, к которому он предназначен от природы. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость». Но конечно же в наши дни слово «справедливость» теперь ассоциируется с равенством и уже не имеет ничего общего с тем, о чем писал великий философ. Однако в «Законах» идея о справедливом государстве была изменена. В диалоге большое внимание уделяется вопросу о законе. Именно понятие закона теперь связывается со справедливостью. Платон писал, что закон – основная опора государства. Закон должен быть выше правителей, являющихся лишь слугами закона. Тем самым закон выступает гарантом всеобщего равенства. На лицо один из основных признаков правового государства, чьи принципы гарантированы во многих конституциях современных государств. Российская Федерация не исключение. В конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года содержатся следующие положения:

Глава 1. Статья 1.1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Глава 2. Статья 19.1. Все равны перед законом  и судом

Глава 1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. (принцип обязанности государства перед своими гражданами также был описан в диалоге «Государство»).

Хотя  идея правового государства слабо  выражена в нашей стране (в частности  из таких явлений, как коррупция  и пр.), тем не менее, она держится в перспективе будущего развития политического строя Российской Федерации.

В «Государстве» Платон не только описывал основные принципы идеального государства, но также пытался показать неверные пути развития государственного устройства. Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом. На первом месте он ставил так называемую тимократию – форма государства, где господствуют сильнейшие воины. Утверждена частная собственность. Свободные землевладельцы обращены в рабов.

Следующий вид государственного устройства –  олигархия – появляется в результате скопления богатства у частных  лиц. Этот строй основан на имущественном  цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении.

Когда же побеждают бедняки, то устанавливается демократия – власть народа. При таком строе общественные должности распределяются путем жребия. Платон считал, что в таком государстве будут царить своеволие и безначалие.

Самым худшим видом государства Платон считал тиранию, основанную на вероломстве  и насилии. Тиранический строй – это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было добродетелей.

На протяжении всей истории встречались все  четыре типа государства, начиная с  воинственной Спарты и заканчивая любым  современным государством. Россия официально является демократическим государством. Но думаю, многие согласятся со мной, что принцип демократии в нашей стране выполнен лишь отчасти. Именно олигархия принимает непосредственное участие в управлении государством, но не обычный народ. Многие осуждают такой государственный строй, однако согласно идеям Платона наш государственный строй - второй после идеала. Но при этом философ утверждал, что во главе государства должен стоять философ, причастный к вечному благу и способный воплотить небесный мир идей в земной жизни. “Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать.., до тех пор государствам не избавиться от зол”. Вряд ли мы можем сказать такое о нашей или какой-либо другой стране. 

 

 
Заключение

Таким образом, в своем эссе я попытался наиболее полно проанализировать основные положения платоновской политической концепции на основе двух великих трудов философа – «Государство» и «Законы». Несомненно, что многие идеи из этих обоих трудов встречаются и по сей день в политико-правовом устройстве многих современных стран, и России в том числе.

Информация о работе Отражение идей Платона в реальности на основе диалогов «Государство» и «Законы»