Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:41, реферат
Важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой - это новаторство. Следует особо подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. Критика "идолов" у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта в этом смысле не просто интеллектуальные изобретения, а особенности эпох: пересматривалось старое знание, для нового звания отыскивались прочные рациональные основания. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, - другая черта философии Нового времени.
Один из самых известных философов нового времени - рационалист Рене Декарт. Методология Декарта заключается в том, что науки и философии должны быть объединены в единую систему. Их единство мыслитель уподобляет мощному древу, корни которого - метафизика, ствол - физика а ветви - механика, медицина, этика. Метафизика (или первая философия) есть фундамент систематического познания; этикой оно увенчивается. Таков общий архитектонический проект здания науки и философии, предложенный Декартом. Истоки и задачи методического сомнения, обоснованного Декартом, состоят в следующем. Все знания, в том числе и те, относительно истинности которых имеется давнее и прочное согласие (что в особенности относится к математическим истинам) подлежат проверке сомнением. Причём теологические суждения о Боге и религии не составляют исключения. Согласно Декарту, надо - по крайней мере, временно - оставить в стороне суждения о тех предметах и целокупностях, в существовании которых хотя бы кто-то на земле может сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям. Смысл методического сомнения Декарта: Сомнение не должно быть самоцельным и беспредельным. Его результатом должна стать ясная и очевидная первоистина, особое высказывание: в нём пойдет речь о чём-то таком, в существовании чего уже никак нельзя усомниться. Сомнение, разъясняет Декарт, надо сделать решительным, последовательным и универсальны
1. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. СПОР СЕНСУАЛИСТОВ (Ф. БЭКОН, Т. ГОББС, Д. ЛОКК) И РАЦИОНАЛИСТОВ (Р. ДЕКАРТ, Б. СПИНОЗА, В.Г. ЛЕЙБНИЦ)
2. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ
3. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ. П.Я. ЧААДАЕВ О СУДЬБЕ РОССИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вообще следует заметить, что Чаадаев принадлежал к философам сократовского типа. Он, считая себя наделенным даром предвозвестника истины, считал своим долгом проповедовать свои взгляды, не облекая их в форму логически оформленного трактата. Поэтому его основное "философическое" произведение изложено в виде писем, а многие другие его письма имеют полное право именоваться "философическими".
При всей изменчивости конкретно-исторических оценок Чаадаева даже по такому вопросу, как предназначение его родины, в его философских воззрениях был неизменный идейный стержень! В разгонений и обвинений мыслителя в том, что он втаптывает в грязь свою родину и оскорбляет ее верования, сожалея о публикации "Письма" содержащего во многом уже преодоленные представления, Чаадаев писал графу С.Г. Строганову - попечителю Московского учебного округа и председателю московского цензурного комитета: "Я галек от того, чтобы отрекаться от всех мыслей, изложенных в означенном сочинении; в нем есть такие, которые я готов подписать кровью".
Будучи одним из самых философски образованных людей России, Чаадаев ценил воззрения античных мыслителей, особенно Платона и Эпикура, однако первостепенное значение для него всегда имела христианская философия.
Чаадаев стремится определить всеобщий закон существования к развития человечества, придающий смысл историческим фактам и обусловливающий объективную необходимость исторических событий и нравственный прогресс в обществе. Таким законом для него является действие Бога, Провидения. Притом "способность к усовершенствованию" народов и "тайна их цивилизации" состоит в "христианском обществе", ибо только оно "действительно руководимо интересами мысли и души".
1. Артыкбаев М.Т. философия. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов КГНУ. Бишкек. 1999 г.
2. БрудныЙ А. А Пространство возможностей. Введение в исследование реальностей. Бишкек 1999 г.
3. Булатов М.А. Немецкая классическая философия. Часть I. - Киев: Стилос, 2003.
4. Бердяев Н. A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
5. Волчек В.З. Философия курс лекций. М-1996 г.
6. Галактионов А. А, Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв.Л., 1989.
7. Громов М.Н. Русская философская мысль X-XVII вв.М., 1990.
8. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т.Л., 1991.
9. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Издание второе, исправленное. - М.: Логос, 2002.
10. Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории. Свердловск, 1991.
11. Ойзерман Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм // Вопросы философии, М., 2002.
12. Канке В.А. Философия. М-2000 г.
13. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2000.
14. Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М., 1995.
15. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005.
16. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Соч.М., 1999.
Информация о работе Отличительные особенности философии Нового времени