Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:36, контрольная работа
Цель данной работы: изучение особенностей средневековой философской мысли. Задачи:
1. Определить основные черты философии Средних веков;
2. Ознакомиться с философией Ф. Аквинского;
3. Рассмотреть основные принципы схоластики.
Введение 3
Основные черты философии Средних веков: апологетика и патристика 4
Философия Ф. Аквинского 7
Схоластика: основные черты 11
Заключение 13
Список используемых источников 14
Об обществе и государстве. В трактате "О правлении князей" Аквинатом даны синтез аристотелевских этических идей и анализ христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви. Главная же цель государственной власти - содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Он отдавал предпочтение монархической форме правления, однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.
Фома Аквинский завершил
построение здания католической теологии.
Начиная с XIV в. и поныне его учение
признается католической церковью как
ведущее направление
Схоластика (греч. σχολαστικός — учёный школьный) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
В философии Ф. Бэкон и Р. Декарт, а в педагогике Я. А. Коменский положили начало освобождению сознания от схоластики. Гегель охарактеризовал схоластику как "варварскую философию рассудка". Он считал, что схоластика не могла быть наукой, так как не соответствовала требованиями, которые предъявляются к подлинно научному знанию. У нее нет конкретной содержательной сферы исследования, единства теоретических выкладок, целеполагания и строгой систематизации изложения. Гегель выделил характерные черты схоластического сознания и прежде всего авторитарность: в основе схоластического знания находился прочный положительный авторитет. Вторая отличительная черта схоластики - несвобода, зависимость от церковных норм, догм и авторитетов. Третья - спекулятивность, так как схоластика не обращается к опыту и результаты "исследования" предрешены ею заранее. Однако Гегель видел и достижения схоластики. К их числу он относил попытки разрешить проблемы соотношения всеобщего и единичного, представление о том, что нельзя понять "голые факты" без их "обработки" мышлением.
Схоластика средневековья, безусловно, имела и положительные стороны: активно развивалась логика, главным образом формальная, исключительное внимание уделялось терминологической точности, разрабатывались логические приемы спора, в стремлении добиться систематичности и доказательности до виртуозности оттачивалось мышление, формулировались некоторые элементы математической логики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Немало открытий и множество терпеливых усилий еще потребуется для того, чтобы мы были в состоянии, не боясь серьезных ошибок, подвести итог средневековой мысли. Однако нам представляется, что уже сейчас собранные отовсюду произведения той эпохи позволяют окончательно отбросить некоторые заблуждения, которые долгое время рассматривались как очевидные истины.
Прежде всего ложным
оказалось утверждение, что средние
века можно определить просто как
эпоху интеллектуального
Чтобы узнать, действительно
ли философские положения
Теология может обойтись без философских дисциплин, говорит св. Фома в своей «Сумме теологии» ибо не от них, а от Бога черпает она свои принципы, но ей удобно пользоваться принципами философии. Не случайно некоторые идеи, которые рассматривались как характерные для современной науки и философии, возникли в средние века. Это не был блестящий период развития философии, за которым последовал длительный упадок. XIII век — классическая эпоха схоластики — не был той вершиной, за которой последовал период упадка. Но исходя из проблем, поставленных этим веком в соответствии со своими собственными требованиями, философы XIV века преподнесут с явно ощутимым духом доктринальной преемственности новые решения этих старых проблем. Нет ничего более ложного, чем считать средневековую философию эпизодом, нашедшим завершение в себе самом, эпизодом, который можно обойти молчанием, обрисовывая историю идей. Именно средние века стали временем появления философских и научных доктрин, которые, как иногда говорят, как бы превосходили силы этой эпохи; именно тогда подвергали критике интенциональные виды, видообразующие формы и прочие реалистические абстракции; наконец, именно тогда впервые распространилась философия, свободная от всякого авторитета, даже человеческого. Так что следует отнести к области легенд историю возрождения мысли, которая пришла на смену векам сна, темноты и заблуждений. Современная философия не должна вести борьбу, чтобы отстоять свои права разума против средневековья — наоборот, средние века завоевали для нее эти права; XVII век, воображавший, что он уничтожил труд предшествующих веков, лишь продолжал его.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Особенности средневековой философской мысли