Особенности средневековой философской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение особенностей средневековой философской мысли. Задачи:
1. Определить основные черты философии Средних веков;
2. Ознакомиться с философией Ф. Аквинского;
3. Рассмотреть основные принципы схоластики.

Содержание

Введение 3
Основные черты философии Средних веков: апологетика и патристика 4
Философия Ф. Аквинского 7
Схоластика: основные черты 11
Заключение 13
Список используемых источников 14

Работа содержит 1 файл

Тема - 4.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Об обществе и государстве. В трактате "О правлении князей" Аквинатом даны синтез аристотелевских  этических идей и анализ христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви. Главная же цель государственной власти - содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Он отдавал предпочтение монархической форме правления, однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.

Фома Аквинский завершил построение здания католической теологии. Начиная с XIV в. и поныне его учение признается католической церковью как  ведущее направление философского мировоззрения (в 1323 г. Фома Аквинский  был причислен к лику святых).

 

  1. Схоластика: основные черты

 

Схоластика (греч. σχολαστικός — учёный школьный) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

В философии Ф. Бэкон  и Р. Декарт, а в педагогике Я. А. Коменский положили начало освобождению сознания от схоластики. Гегель охарактеризовал  схоластику как "варварскую философию  рассудка". Он считал, что схоластика не могла быть наукой, так как не соответствовала требованиями, которые предъявляются к подлинно научному знанию. У нее нет конкретной содержательной сферы исследования, единства теоретических выкладок, целеполагания и строгой систематизации изложения. Гегель выделил характерные черты схоластического сознания и прежде всего авторитарность: в основе схоластического знания находился прочный положительный авторитет. Вторая отличительная черта схоластики - несвобода, зависимость от церковных норм, догм и авторитетов. Третья - спекулятивность, так как схоластика не обращается к опыту и результаты "исследования" предрешены ею заранее. Однако Гегель видел и достижения схоластики. К их числу он относил попытки разрешить проблемы соотношения всеобщего и единичного, представление о том, что нельзя понять "голые факты" без их "обработки" мышлением.

Схоластика средневековья, безусловно, имела и положительные  стороны: активно развивалась логика, главным образом формальная, исключительное внимание уделялось терминологической точности, разрабатывались логические приемы спора, в стремлении добиться систематичности и доказательности до виртуозности оттачивалось мышление, формулировались некоторые элементы математической логики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Немало открытий и  множество терпеливых усилий еще потребуется для того, чтобы мы были в состоянии, не боясь серьезных ошибок, подвести итог средневековой мысли. Однако нам представляется, что уже сейчас собранные отовсюду произведения той эпохи позволяют окончательно отбросить некоторые заблуждения, которые долгое время рассматривались как очевидные истины.

Прежде всего ложным оказалось утверждение, что средние  века можно определить просто как  эпоху интеллектуального поглощения и усвоения, все усилия которого были нацелены на обнаружение капитала, собранного античностью. Разумеется — и факты постоянно напоминают об этом, — нельзя понять и даже представить себе средневековую философию без философии древнегреческой. Аристотель, Платон и неоплатоники воспитывали и перевоспитывали человеческое мышление. Каждое обнаружение их произведений и каждый перевод, который делался с него, были равнозначны для людей средних веков открытию нового мира. Так что средневековая философия, предполагающая прежде всего хотя бы начальное усвоение греческой философии, сама была чем-то другим и гораздо большим.

Чтобы узнать, действительно  ли философские положения средневековья (по крайней мере некоторые) что-то добавили к наследию древнегреческой философии, следует спросить себя: является ли современная философия продолжением греческой философии, если предположить, что средних веков не существовало вовсе? Разрыв, который полагают увидеть между средними веками, наполненными теологией без философии, и современным миром, занятым одной философией без теологии, соответствует лишь внешней видимости. Единственные современные философы, которые радикально устранили теологию, — это те, кто устранил также и метафизику, но некоторые из них, в частности Кант и Конт, вернулись к теологии окольными путями. Что же касается тех, кто, напротив, стремился к метафизике, поддержал или восстановил ее, — все они должны были строить естественную теологию, обосновавшись на той же почве, которая с XII до XIV века была неделимой собственностью философа и теолога. Если средние века изобилуют теологами-философами, в современном мире нет недостатка в философах-теологах.

Теология может обойтись без философских дисциплин, говорит  св. Фома в своей «Сумме теологии»  ибо не от них, а от Бога черпает  она свои принципы, но ей удобно пользоваться принципами философии. Не случайно некоторые идеи, которые рассматривались как характерные для современной науки и философии, возникли в средние века. Это не был блестящий период развития философии, за которым последовал длительный упадок. XIII век — классическая эпоха схоластики — не был той вершиной, за которой последовал период упадка. Но исходя из проблем, поставленных этим веком в соответствии со своими собственными требованиями, философы XIV века преподнесут с явно ощутимым духом доктринальной преемственности новые решения этих старых проблем. Нет ничего более ложного, чем считать средневековую философию эпизодом, нашедшим завершение в себе самом, эпизодом, который можно обойти молчанием, обрисовывая историю идей. Именно средние века стали временем появления философских и научных доктрин, которые, как иногда говорят, как бы превосходили силы этой эпохи; именно тогда подвергали критике интенциональные виды, видообразующие формы и прочие реалистические абстракции; наконец, именно тогда впервые распространилась философия, свободная от всякого авторитета, даже человеческого. Так что следует отнести к области легенд историю возрождения мысли, которая пришла на смену векам сна, темноты и заблуждений. Современная философия не должна вести борьбу, чтобы отстоять свои права разума против средневековья — наоборот, средние века завоевали для нее эти права; XVII век, воображавший, что он уничтожил труд предшествующих веков, лишь продолжал его.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Фиюсофия. Учебник, М., 1998
  2. Введение в философию. Учебн. пособие для вузов.- М., 2003
  3. Вундт В. Ведение в философию. М, 1998.
  4. Ермакова Е. Е. Философия. М.. 1999
  5. История философии. Учебник/под ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. Ростов-на-Дону., 1999
  6. Канке В. А. Философия. М., 2000
  7. Крапивенский С. Е. Общий курс философии. Учебник для студентов аспирантов нефилософских факультетов. М. 1999
  8. Новейший философский словарь (Мир энциклопедии). Изд. 3-е, испр., Минск, Книжный дом, 2003.
  9. Рассел Б. История западной философии. М. 2001
  10. Современный философский словарь. Под ред.В.Е. Кемерова. -М., 2004.
  11. Философия. Уч. для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.Ратникова-М., 2001.



Информация о работе Особенности средневековой философской мысли