Особенности современной мировой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

Понятие “цивилизация” появилось в XVIII веке и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени в развитии общества. Впервые употребивший это понятие шотландский философ А.Фергюссон (1723-1816) рассматривал его содержание в самом широком смысле - как то, что отличает человеческое общество от животного мира, с одной стороны, и от любого иного общества, с другой. Однако уже со второй половины XVIII века широкое распространение получило и иное толкование понятия цивилизации.

Содержание

1.Особенности современной мировой цивилизации.
2. Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение.
3. Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества.

Работа содержит 1 файл

Особенности современной мировой цивилизации.docx

— 37.86 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

1.Особенности современной  мировой цивилизации.

2. Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение.

3. Пути решения глобальных  проблем. Стратегии  выживания человечества. 
 

 

  1. Особенности современной  мировой  цивилизации

     Понятие “цивилизация” появилось в XVIII веке и использовалось вначале для  обозначения определенной исторической ступени в развитии общества. Впервые  употребивший это понятие шотландский философ А.Фергюссон (1723-1816) рассматривал его содержание в самом широком смысле - как то, что отличает человеческое общество от животного мира, с одной стороны, и от любого иного общества, с другой. Однако уже со второй половины XVIII века широкое распространение получило и иное толкование понятия цивилизации. Оно стало трактоваться как определенная совокупность ценностей, обогащаемых в ходе развития общества, как его социальное и моральное совершенствование. Миссия цивилизации, отмечали французские просветители, состоит в том, чтобы покончить с войнами и завоеваниями, с рабством и нищетой и распространить на мир славную “империю разума”. Известные французские социологи конца XIX - начала XX вв. Э. Дюрктейм и М. Мосс относили к цивилизации крупные идеологические, художественные, культурные и политические ценности и движения. Характерная черта цивилизации, по их мнению, состоит в том, что она выходит за пространственные и временные рамки той или иной исторической общности. Поэтому к цивилизации они относили только те элементы в жизни общества, которые могут передаваться или заимствоваться: например, формы государственного правления Древней Эллады и Древнего Рима, ценности эпохи Возрождения и Реформации, сказки африканских племен и т.п.

     В философии О. Шпенглера (1880-1936) цивилизация - заключительный период в развитии замкнутых, локальных культур (египетской, греко-римской, западноевропейской и  т.п.), в процессе которого происходят их закат и упадок. Цивилизация  и прогресс несовместимы, как невозможно и существование единой, общечеловеческой цивилизации.

     Идея  плюрализма локальных цивилизаций, переживающих несколько стадий в  своем развитии - от зарождения до гибели, - характерна и для А. Тойнби (1889-1975). Вместе с тем он отмечал преемственность, наличие единства в различных  цивилизациях, представляющих, по его  мнению, многочисленные ветви общего древа человеческой истории.

     Плюрализм цивилизаций во времени признает и марксизм. Для него характерно понимание цивилизации как глобальной эпохи в истории человечества, совпадающей с эпохой классовых  формаций, отчуждением человека и  одновременно - с формированием реальных предпосылок его преодоления  и “возвращения человека к самому себе как человеку общественному”. Ф. Энгельс, вслед за Л. Морганом, различал следующие эпохи в развитии человечества: дикость - период преимущественного присвоения готовых продуктов природы; варварство - введение скотоводства, земледелия, овладения методами увеличения продуктов природы посредством труда; цивилизация - период овладения обработкой продуктов природы, период промышленности и искусства. Важной чертой цивилизации, с точки зрения марксизма, является ее постоянное развитие от низшего к высшему, то есть прогресс, хотя он и характеризуется постоянными противоречиями. В конечном итоге, цивилизация представляет собой переходную ступень к высшей стадии в развитии общества - к господству демократии в управлении, братству, равенству прав и всеобщему образованию. Это означает, что историческое многообразие цивилизаций, с точки зрения марксизма сменяется, в конечном итоге, неким единым общепланетарным устройством человеческого общества.

     Изменения, происходящие в мире, влекут за собой  неизбежные изменения и в понимании  термина “цивилизация”, содержание которого развивается по мере эволюции отражаемого им объекта и развития науки. Сегодня понятие цивилизации  включает два взаимосвязанных аспекта. В нем концентрируются наиболее значимые явления всемирной истории, единство и многообразие материальной и духовной культуры человеческого  общества, его ценностей, образа жизни и труда. Каждый период, каждое общество, нация обладают собственной неповторимой цивилизацией. И в то же время в каждой из них есть элементы, присущие человечеству в целом, причем, по мере развития науки и техники, средств связи и транспорта, экономических, культурных и иных обменов между государствами, народами и частными субъектами, количество этих элементов растет. Понятие цивилизации имеет, таким образом, и общепланетарный характер, своего рода космическое измерение, отражающее уникальность, неповторимость человеческого рода.

     В современных условиях одной из важнейших  характеристик, свойственных цивилизации  в ее общепланетарном измерении, становится вступление ее в такую  фазу, когда острота накопившихся и продолжающих усугубляться противоречий и проблем делает вполне реальной угрозу гибели человечества или, по меньшей  мере, серьезных потрясении, деградации важнейших аспектов его существования. Речь идёт прежде всего о сохраняющейся  опасности возникновения термоядерной войны, резком обострении других глобальных проблем на фоне противоречивых демографических  изменений, затяжных региональных конфликтов, трудностей в адаптации к требованиям  микроэлектронной революции. Сюда относятся  также кризис городов, рост наркомании, преступности и терроризма, деградация культуры и морали, маргинализация значительных масс людей, изменение  структуры ценностей, потребностей и идеалов современного человека.

     Степень противоречивости современной глобальной цивилизации делает достаточно сомнительным бесспорное прежде для многих социологических  течений положение об общественном прогрессе. Во всяком случае, становится все более явной несостоятельность  отождествления научно-технического или  материального прогресса с общественным прогрессом в целом: ведь даже в экономически развитых государствах научно-технический  и материальный рост не стал очевидной  причиной роста нравственности, духовной культуры или терпимости в национальных и социальных отношениях. Тем более это верно для мира в целом, где развитые страны составляют меньшинство, причем разрыв между ними и слаборазвитыми странами не уменьшается, а, напротив, становится все больше.

     Не  уменьшается, - несмотря на увеличение удельного веса универсальных ценностей  и проблем, отличающих современное  человечество от его предшествующих исторических поколений, - и многообразие свойственных ему самобытных (национальных, региональных, конфессиональных) цивилизаций  и культур. В этой связи встает вопрос об особенностях их взаимодействия и о характере влияния на международные  отношения. В социологии существуют три подхода к анализу данного  вопроса.

     Первый  отталкивается от характеристики цивилизации  и культуры как некоей контролирующей и регулирующей инстанции, которая  санкционирует (или не санкционирует) те или иные изменения в социальном порядке, связанные с взаимодействием  данной общности с другими общностями. С такой точки зрения, например, если попытки модернизации российского  общества путем заимствования западных моделей терпят провал, то объяснение этому следует искать в самобытности российской культуры, которая отторгает  чуждые ее традициям способы и  формулы реформирования.

     Второй  подход связан с эволюционной (а  вернее - “девелопменталистской”) гипотезой, которую разделяли Э. Дюркгейм и  М. Вебер и согласно которой различия между цивилизациями и культурами носят временный и второстепенный характер. Первостепенным и постоянным является факт непрерывного движения общества к универсальным культурным ценностям, которые становятся все  более секуляризованными, более  рациональными и более совершенными.

     Наконец, третий - “диффузионистский” - подход основывается на теории культурных потоков (П. Сорокин, Т. Парсонс), объединяющей положения о самобытности и конвергенции культур. В соответствии с этой теорией, более рациональные культуры имеют тенденцию распространяться на другие - путем заимствования последними их ценностей и норм. Результатом такого, по сути однонаправленного, движения культурных потоков и является саморегуляция международной системы. Так, Р. Арон пишет, что планетарное распространение форм и методов дипломатии, универсалий индустриального общества, триумф американской концепции международного правового порядка имеют следствием размывание гетерогенности различных цивилизаций и их конвергенцию в одну и ту же международную систему, все участники которой стремятся к обладанию одними и теми же средствами богатства и силы.

     Действительно, сегодня уже невозможно не принимать  во внимание феномен всемирного распространения  таких, например, ценностей, как права  человека, демократия, рыночное общество, материальное благосостояние, потребительская  культура, досуг с его искушениями  и т.п. Причиной их диффузии является как давление - причем не только объективное, но и целенаправленное - западной цивилизации, так и расширение “культурного импорта” народами Востока. А наиболее эффективными средствами подобного рода “культурного (или цивилизационного) облучения” выступают средства массовой информации - СМИ.

     В эпоху перехода к постиндустриальному  обществу путь к славе, богатству  и могуществу лежит через обладание  источниками и средствами распространения  информации. Спутниковое, телевидение, телефаксы, электронная почта делают возможным практически мгновенное распространение информации из любой  точки мира в любую другую. Но распространение информации о том  или ином событии дает возможность  не только знакомить с ним огромную аудиторию, но и пропагандироватъ или  же, напротив, развенчивать его смысл, то есть, иначе говоря, использовать его в собственных интересах. Манипулирование информацией стало  одним из источников обострения отношении  между “Севером” и “Югом”, выдвинутого развивающимися странами требования нового международного информационного порядка.

     Информация  творит событие по меньшей мере настолько  же, насколько она дает о нем  сведения. Репортер - не только свидетель, но и действующее лицо. Именно поэтому  во многих странах мира журналисты составляют значительную часть “пропавших без вести”, заключенных, казненных  заложников или высылаемых лиц14. Падение  Берлинской стены и крушение социализма в значительной мере объясняется  тем, что режим ничего не мог противопоставить массированной информации о западном образе жизни и ее неизбежному  следствию - эффекту межгруппового  сравнения. Распространение через  частные и зарубежные теле- и радиоканалы, а также через периодическую  печать ценностей и идеалов европейской  либеральной демократии - многопартийности и конкуренции партий, выборности руководящих лиц, уважения прав и  свобод личности - стало одной из причин массовых протестов студенческой молодежи стран Тропической Африки против тоталитарных режимов и вступления этих стран на путь

     Таким образом, многообразные процессы, связанные  с присущей современному миру дихотомией единства и плюрализма цивилизаций  и культур, составляют социальную (“интрасоциетальную”) среду, которая оказывает существенное и воз- растающее влияние на эволюцию и характер международных отношении. Не меньшее значение имеет внесоциальная, или “экстрасоциетальная” среда, накладьшающая  свои ограничения и принуждения  на международную систему. Исследования данного аспекта среды международных  отношений чаще всего соотносятся  с таким понятием, как “геополитика”.  
 
 
 
 

  1. Глобальные  проблемы современности, их сущность и происхождение.

     Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют  себя в так называемых глобальных проблемах современности. 
Глобальные проблемы:

  • проблема экологии
  • сохранения мира
  • освоения космоса и Мирового океана
  • продовольственная проблема
  • проблема народонаселения
  • проблема преодоления отсталости
  • проблема сырья

     Особенности глобальных проблем. 
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

     2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

     3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

     4) Требуют коллективных усилий  всех государств, совместных действий народов.

     Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

     В наше время глобальные проблемы:

     - с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

     - а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.

     Развитие  человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее. 
По-видимому, заметный ущерб природе наносили уже синантропы (около 400 тысяч лет назад), которые стали использовать огонь. В результате возникших в этой связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова. Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств. Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 года до н.э. произошло 14530 войн. И только 292 года люди жили без войн. В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 миллионов человек. Это были первые мировые войны во всей истории человечества, в которых участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало превращения проблемы войны и мира в глобальную.

Информация о работе Особенности современной мировой цивилизации