Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:10, контрольная работа
Понятие “цивилизация” появилось в XVIII веке и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени в развитии общества. Впервые употребивший это понятие шотландский философ А.Фергюссон (1723-1816) рассматривал его содержание в самом широком смысле - как то, что отличает человеческое общество от животного мира, с одной стороны, и от любого иного общества, с другой. Однако уже со второй половины XVIII века широкое распространение получило и иное толкование понятия цивилизации.
1.Особенности современной мировой цивилизации.
2. Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение.
3. Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Особенности современной мировой цивилизации.
2. Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение.
3.
Пути решения глобальных
проблем. Стратегии
выживания человечества.
Понятие “цивилизация” появилось в XVIII веке и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени в развитии общества. Впервые употребивший это понятие шотландский философ А.Фергюссон (1723-1816) рассматривал его содержание в самом широком смысле - как то, что отличает человеческое общество от животного мира, с одной стороны, и от любого иного общества, с другой. Однако уже со второй половины XVIII века широкое распространение получило и иное толкование понятия цивилизации. Оно стало трактоваться как определенная совокупность ценностей, обогащаемых в ходе развития общества, как его социальное и моральное совершенствование. Миссия цивилизации, отмечали французские просветители, состоит в том, чтобы покончить с войнами и завоеваниями, с рабством и нищетой и распространить на мир славную “империю разума”. Известные французские социологи конца XIX - начала XX вв. Э. Дюрктейм и М. Мосс относили к цивилизации крупные идеологические, художественные, культурные и политические ценности и движения. Характерная черта цивилизации, по их мнению, состоит в том, что она выходит за пространственные и временные рамки той или иной исторической общности. Поэтому к цивилизации они относили только те элементы в жизни общества, которые могут передаваться или заимствоваться: например, формы государственного правления Древней Эллады и Древнего Рима, ценности эпохи Возрождения и Реформации, сказки африканских племен и т.п.
В философии О. Шпенглера (1880-1936) цивилизация - заключительный период в развитии замкнутых, локальных культур (египетской, греко-римской, западноевропейской и т.п.), в процессе которого происходят их закат и упадок. Цивилизация и прогресс несовместимы, как невозможно и существование единой, общечеловеческой цивилизации.
Идея плюрализма локальных цивилизаций, переживающих несколько стадий в своем развитии - от зарождения до гибели, - характерна и для А. Тойнби (1889-1975). Вместе с тем он отмечал преемственность, наличие единства в различных цивилизациях, представляющих, по его мнению, многочисленные ветви общего древа человеческой истории.
Плюрализм
цивилизаций во времени признает
и марксизм. Для него характерно
понимание цивилизации как
Изменения, происходящие в мире, влекут за собой неизбежные изменения и в понимании термина “цивилизация”, содержание которого развивается по мере эволюции отражаемого им объекта и развития науки. Сегодня понятие цивилизации включает два взаимосвязанных аспекта. В нем концентрируются наиболее значимые явления всемирной истории, единство и многообразие материальной и духовной культуры человеческого общества, его ценностей, образа жизни и труда. Каждый период, каждое общество, нация обладают собственной неповторимой цивилизацией. И в то же время в каждой из них есть элементы, присущие человечеству в целом, причем, по мере развития науки и техники, средств связи и транспорта, экономических, культурных и иных обменов между государствами, народами и частными субъектами, количество этих элементов растет. Понятие цивилизации имеет, таким образом, и общепланетарный характер, своего рода космическое измерение, отражающее уникальность, неповторимость человеческого рода.
В
современных условиях одной из важнейших
характеристик, свойственных цивилизации
в ее общепланетарном измерении,
становится вступление ее в такую
фазу, когда острота накопившихся
и продолжающих усугубляться противоречий
и проблем делает вполне реальной
угрозу гибели человечества или, по меньшей
мере, серьезных потрясении, деградации
важнейших аспектов его существования.
Речь идёт прежде всего о сохраняющейся
опасности возникновения
Степень
противоречивости современной глобальной
цивилизации делает достаточно сомнительным
бесспорное прежде для многих социологических
течений положение об общественном
прогрессе. Во всяком случае, становится
все более явной
Не уменьшается, - несмотря на увеличение удельного веса универсальных ценностей и проблем, отличающих современное человечество от его предшествующих исторических поколений, - и многообразие свойственных ему самобытных (национальных, региональных, конфессиональных) цивилизаций и культур. В этой связи встает вопрос об особенностях их взаимодействия и о характере влияния на международные отношения. В социологии существуют три подхода к анализу данного вопроса.
Первый отталкивается от характеристики цивилизации и культуры как некоей контролирующей и регулирующей инстанции, которая санкционирует (или не санкционирует) те или иные изменения в социальном порядке, связанные с взаимодействием данной общности с другими общностями. С такой точки зрения, например, если попытки модернизации российского общества путем заимствования западных моделей терпят провал, то объяснение этому следует искать в самобытности российской культуры, которая отторгает чуждые ее традициям способы и формулы реформирования.
Второй
подход связан с эволюционной (а
вернее - “девелопменталистской”) гипотезой,
которую разделяли Э. Дюркгейм и
М. Вебер и согласно которой различия
между цивилизациями и
Наконец, третий - “диффузионистский” - подход основывается на теории культурных потоков (П. Сорокин, Т. Парсонс), объединяющей положения о самобытности и конвергенции культур. В соответствии с этой теорией, более рациональные культуры имеют тенденцию распространяться на другие - путем заимствования последними их ценностей и норм. Результатом такого, по сути однонаправленного, движения культурных потоков и является саморегуляция международной системы. Так, Р. Арон пишет, что планетарное распространение форм и методов дипломатии, универсалий индустриального общества, триумф американской концепции международного правового порядка имеют следствием размывание гетерогенности различных цивилизаций и их конвергенцию в одну и ту же международную систему, все участники которой стремятся к обладанию одними и теми же средствами богатства и силы.
Действительно, сегодня уже невозможно не принимать во внимание феномен всемирного распространения таких, например, ценностей, как права человека, демократия, рыночное общество, материальное благосостояние, потребительская культура, досуг с его искушениями и т.п. Причиной их диффузии является как давление - причем не только объективное, но и целенаправленное - западной цивилизации, так и расширение “культурного импорта” народами Востока. А наиболее эффективными средствами подобного рода “культурного (или цивилизационного) облучения” выступают средства массовой информации - СМИ.
В
эпоху перехода к постиндустриальному
обществу путь к славе, богатству
и могуществу лежит через обладание
источниками и средствами распространения
информации. Спутниковое, телевидение,
телефаксы, электронная почта делают
возможным практически
Информация
творит событие по меньшей мере настолько
же, насколько она дает о нем
сведения. Репортер - не только свидетель,
но и действующее лицо. Именно поэтому
во многих странах мира журналисты
составляют значительную часть “пропавших
без вести”, заключенных, казненных
заложников или высылаемых лиц14. Падение
Берлинской стены и крушение социализма
в значительной мере объясняется
тем, что режим ничего не мог противопоставить
массированной информации о западном
образе жизни и ее неизбежному
следствию - эффекту межгруппового
сравнения. Распространение через
частные и зарубежные теле- и радиоканалы,
а также через периодическую
печать ценностей и идеалов
Таким
образом, многообразные процессы, связанные
с присущей современному миру дихотомией
единства и плюрализма цивилизаций
и культур, составляют социальную (“интрасоциетальную”)
среду, которая оказывает существенное
и воз- растающее влияние на эволюцию
и характер международных отношении.
Не меньшее значение имеет внесоциальная,
или “экстрасоциетальная” среда, накладьшающая
свои ограничения и принуждения
на международную систему. Исследования
данного аспекта среды
Особенности
интеграционных процессов, охватывающих
самые разные сферы жизни людей,
наиболее глубоко и остро проявляют
себя в так называемых глобальных проблемах
современности.
Глобальные проблемы:
Особенности
глобальных проблем.
1) Имеют планетарный, общемировой характер,
затрагивают интересы всех народов мира.
2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.
Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.
В наше время глобальные проблемы:
- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;
- а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.
Развитие
человеческого общества всегда было противоречивым.
Оно постоянно сопровождалось не только
установлением гармонической связи с
природой, но и разрушительным воздействием
на нее.
По-видимому, заметный ущерб природе наносили
уже синантропы (около 400 тысяч лет назад),
которые стали использовать огонь. В результате
возникших в этой связи пожаров уничтожались
значительные площади растительного покрова.
Человечество, развиваясь по пути прогресса,
постепенно накапливало материальные
и духовные ресурсы для удовлетворения
своих потребностей, однако ему никогда
не удавалось полностью избавиться от
голода, нищеты и безграмотности. Острота
этих проблем ощущалась каждым народом
по своему, и пути их решения никогда прежде
не выходили за пределы границ отдельных
государств. Между тем из истории известно,
что неуклонно растущие взаимодействия
между народами, обмен продуктами промышленного
и сельскохозяйственного производства,
духовными ценностями постоянно сопровождались
острейшими военными столкновениями.
За период с 3500 года до н.э. произошло 14530
войн. И только 292 года люди жили без войн.
В первой и второй мировых войнах лишились
жизни около 70 миллионов человек. Это были
первые мировые войны во всей истории
человечества, в которых участвовало значительное
большинство стран мира. Они-то и обозначили
начало превращения проблемы войны и мира
в глобальную.
Информация о работе Особенности современной мировой цивилизации