Особенности культуры и философии Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

В науке принято деление истории на три периода: Древнюю, Среднюю и Новую историю. Время, о котором идет речь, философы Возрождения называли Новым, связывая его с выработкой принципиально иных подходов к развитию искусства и науки. Теоретическое знание начало решительно выступать против теологии и «коперниковским переворотом» впервые оспорило у нее право монопольно определять мировоззрение. В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты.

Работа содержит 1 файл

Особенности культуры и философии Возрождения.docx

— 18.98 Кб (Скачать)

Особенности культуры и философии  Возрождения

В науке  принято деление истории на три  периода: Древнюю, Среднюю и Новую  историю. Время, о котором идет речь, философы Возрождения называли Новым, связывая его с выработкой принципиально  иных подходов к развитию искусства  и науки. Теоретическое знание начало решительно выступать против теологии и «коперниковским переворотом» впервые оспорило у нее право монопольно определять мировоззрение. В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Так, Галилео Галилей сконструировал телескоп и создал первый термоскоп (прототип термометра), Леонардо да Винчи изобрел устройство для свободной подвески церковных колоколов, сводящих к минимуму сопротивление трения, подвижную модель шлюза, строгальный станок, устройство для насечки напильников, многоствольную скорострельную пушку, шариковый подшипник, артиллерийский снаряд со стабилизатором, модели вертолета, экскаватора, велосипеда, аэроплана. Наука стала принимать международный характер.

Широкое развитие мореплавания в поисках новых  земель превратило конец XV - начало XVI столетий в период Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб сделал известным для европейцев Американский континент. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519 - 1521 г.г. Фернан Магеллан осуществил первое кругосветное путешествие. С открытием новых земель мир раздвинулся и сделался в несколько раз больше, нарушились рамки национальной обособленности, а вместе с ними рухнула и средневековая замкнутость в экономике, культуре, мышлении. Культура и наука все больше приобретали светский характер.

 Итак, эпоха  Возрождения - это эпоха зарождения  капиталистических отношений, создания  национальных государств и абсолютных  монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов. Эти изменения привели к переменам в умонастроениях людей и пробуждению их самосознания. Прежде всего это выразилось в секуляризации, т. е. в освобождении общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии. «Освобождение от религии различных сфер общества и отдельных индивидов не следует понимать как единственный аспект секуляризации. Секуляризация предполагает и другую сторону этого процесса: утверждение в сознании и поведении индивидов, иных, нерелигиозных норм, ценностей и целей».

 Наиболее  интенсивно этот процесс шел  в среде набирающей силу буржуазии,  как класса, нуждающегося в новом  мировоззрении. Емкую и лаконичную  характеристику произошедшим переменам  дал Ф. Энгельс. «Королевская  власть, опираясь на горожан, сломила  мощь феодального дворянства  и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное общество».

 Гегель  оценивал период Возрождения  как время, когда «дух... поднялся  до предъявления к себе требования, чтоб он находил и знал себя  действительным самосознанием как в сверхчувственном мире, так и в непосредственной природе». Главная черта этой эпохи «пробуждение самостности духа», и рассматривать ее надо как подготовительный этап к возникновению философии Нового времени.

 Стремление  к возрождению идеалов и ценностей  классической древности, давшее  наименование эпохе, определило  решающее влияние наследия античности  на формирование философских  воззрений этого периода. Идеал  античной культуры оказался ближе  и понятнее нарождающейся буржуазии,  чем культура феодального общества. Поэты и художники стремились  отразить в своем творчестве  окружающий их мир и человека  такими, какими видели их в действительности. Опорой служило им искусство древних греков. Однако ренессансный гражданин, ренессансная культура и философия существенно отличаются от античных. Хотя Возрождение и противопоставляет себя Средневековью, оно возникло как итог развития средневековой культуры и поэтому несет на себе ее отпечаток. Античная традиция не просто усваивалась в эпоху Возрождения, но творчески перерабатывалась. Если в средние века ученые и философы, как правило, были служителями Церкви, то теперь появилась прослойка интеллигенции, связанная только с наукой и искусством.

 Возрождение  было в целом общеевропейским  явлением, но начало и наиболее  яркие его проявления связаны несомненно с Италией.

Основные  идеи философии эпохи  Возрождения

Сдвиг в сторону антропоцентризма.

 Внимание  возрожденческих философов направлено  по преимуществу на человека, именно он становится адресатом  философского интереса. Мыслителей  интересуют уже не столько  заоблачные религиозные дали, сколько  сам человек, его природа, его  самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец,  красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности.

 Сдвиг  в сторону антропоцентризма означал  понимание творчества как первостепенного  достоинства человека. В средние  века считалось, что творчество  является прерогативой Бога. Теперь  же считают по-другому. Человек,  полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрождения.

 В средние  века была широко распространена  моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

 Возрожденческое  мировоззрение выдвигает на первый  план не мораль, она многим  надоела, и не науку, она  была развита слабо, а искусство  и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся  человеческое тело, безмерное любование  его красотой. Отнюдь не случайно  необычайного расцвета достигает  живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти ("Сикстинская мадонна" и.др.), Альбрехта Дюрера ("Портрет молодого человека" и.др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей.

 Эстетическое, что в переводе с греческого  означает относящееся к чувству,  доминирует в возрожденческой  философии. 

  Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный — о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Информация о работе Особенности культуры и философии Возрождения