Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:50, реферат
Завершение средневековой цивилизации в истории человечества связано с блестящим периодом культуры и литературы, который носит название Возрождения (или, если использовать общепринятый французский термин, Ренессанса). Это гораздо более короткая, чем античность или средневековье, эпоха. Она носит переходный характер, но именно культурные достижения этого времени заставляют нас выделить его как особый этап позднего средневековья.
Завершение средневековой
цивилизации в истории
до сих пор
задевающие за живое самого широкого
читателя и получившие название «вечных»,
родились в период Возрождения: вспомним,
например, шекспировского Гамлета или
Дон Кихота Сервантеса. Знание литературы
Возрождения составляет органическую
часть в современном школьном образовании.
Интенсивный расцвет
литературы в значительной степени
связан в этот период с особым отношением
к античному наследию. Отсюда и
само название эпохи, ставящей перед
собой задачу воссоздать, «возродить»
якобы утраченные в средние века
культурные идеалы и ценности. На самом
деле подъем западноевропейской культуры
возникает совсем не на фоне предшествующего
упадка. Но в жизни культуры позднего средневековья
столь многое меняется, что она ощущает
себя принадлежащей к другому времени
и чувствует неудовлетворенность прежним
состоянием искусств и литературы. Прошлое
кажется человеку Возрождения забвением
замечательных достижений античности,
и он берется за их восстановление. Это
выражается и в творчестве писателей данной
эпохи, и в самом их образе жизни: некоторые
люди того времени прославились не тем,
что создавали какие-либо живописные,
литературные шедевры, а тем, что умели
«жить на античный манер», подражая древним
грекам или римлянам в быту. Античное наследие
не просто изучается в это время, а «восстанавливается»,
и поэтому деятели Возрождения придают
большое значение открытию, собиранию,
сбережению и публикации древних рукописей..
Любителям древних литературных
памятников эпохи
Ренессанса мы обязаны тем, что имеем
возможность читать сегодня письма
Цицерона или поэму Лукреция «О природе
вещей», комедии Плавта или роман Лонга
«Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения
стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию
владения латинским, а затем и греческим
языками. Они основывают библиотеки, создают
музеи, учреждают школы для изучения классической
древности, предпринимают специальные
путешествия.
Что же послужило
основой тех культурных изменений,
которые возникли в Западной Европе
во второй половине XV—XVI вв. (а в Италии
— родине Возрождения — на век раньше,
в XIV столетии)? Историки справедливо связывают
эти изменения с общей эволюцией экономической,
политической жизни Западной Европы, ступившей
на путь буржуазного развития. Возрождение
— время великих географических открытий
— прежде всего Америки, время развития
мореплавания, торговли, зарождения крупной
промышленности. Этот период, когда на
основе складывающихся европейских наций
формируются национальные государства,
уже лишенные средневековой замкнутости.
В это время возникает стремление не только
укреплять власть монарха внутри каждого
из государств, но и развивать отношения
между государствами, образовывать политические
союзы, вести переговоры. Так возникает
дипломатия — тот вид политической межгосударственной
деятельности, без которой невозможно
представить современную международную
жизнь.
Возрождение —
это время, когда интенсивно развивается
наука и светское мировоззрение
начинает в определенной степени
теснить мировоззрение
Не стоит думать,
что значение этого понятия совпадает
с общеупотребительными сегодня
словами «гуманизм», «гуманный» (означающими
«человеколюбие», «милосердие» и т. п.),
хотя несомненно, что их современное значение
в конечном счете восходит к ренессансным
временам. Гуманизм в эпоху Возрождения
был особым комплексом нравственно-философских
представлений. Он имел непосредственное
отношение к воспитанию, образованию человека
на основе преимущественного внимания
не к прежним, схоластическим знаниям,
или знаниям религиозным, «божественным»,
а к гуманитарным дисциплинам: филологии,
истории, морали. Особенно важно, что гуманитарные
науки в это время стали цениться как самые
универсальные, что в процессе формирования
духовного облика личности главное значение
придавали «словесности», а не какой-либо
другой, может быть более «практической»,
отрасли знания. Как писал замечательный
итальянский поэт Возрождения Франческо
Петрарка, именно «через слово человеческое
лицо становится прекрасным». Престиж
гуманистических познаний был в эпоху
Возрождения чрезвычайно высок.
В Западной Европе
этого времени появляется гуманистическая
интеллигенция — круг людей, общение
которых друг с другом основано не на общности
их происхождения, имущественного положения
или профессиональных интересов, а на
близости духовных и нравственных исканий.
Порой такие объединения единомышленников-гуманистов
получали наименование Академий — в духе
античной традиции. Иногда дружеское общение
гуманистов осуществлялось в письмах,
очень важной части литературного наследия
эпохи Возрождения. Латинский язык, ставший
в своем обновленном виде универсальным
языком культуры разных западноевропейских
стран, способствовал тому, что, несмотря
на определенные исторические, политические,
религиозные и прочие различия, деятели
эпохи Возрождения Италии и Франции, Германии
и Нидерландов чувствовали себя причастными
к единому духовному миру. Чувство культурного
единства усиливалось и благодаря тому,
что в этот период начинается интенсивное
развитие, с одной стороны, гуманистического
образования, а с другой — книгопечатания:
благодаря изобретению немца Гутенберга
с середины XV в. по всей Западной Европе
распространяются типографии и к книгам
получает возможность приобщиться более
значительное число людей, чем прежде.
В эпоху Возрождения
меняется и сам способ мышления человека.
Не средневековый схоластический диспут,
а гуманистический диалог, включающий
разные точки зрения, демонстрирующий
единство и противоположность, сложную
многоликость истин о мире и человеке,
становится способом мышления и формой
общения людей этого времени. Не случайно
диалог — один из популярных литературных
жанров эпохи Возрождения. Расцвет этого
жанра, как и расцвет трагедии, комедии,
— одно из проявлений внимания литературы
Возрождения к а^ тичной жанровой традиции.
Но Возрождение знает и новые жанровые
образования: сонет — в поэзии, новелла,
эссе — в прозе. Писатели этой эпохи не
повторяют античных авторов, а на основе
их художественного опыта создают, по
существу, другой и новый мир литературных
образов, сюжетов, проблем.
Понятно поэтому,
что стилевой облик эпохи Возрождения
обладает новизной и своеобразием.
Хотя деятели культуры этого времени
изначально стремились возродить античный
принцип искусства как «подражания природе»,
в своем творческом соревновании с древними
они открыли новые пути и способы такого
«подражания», а позднее и вступили в полемику
с этим принципом. Известно, что именно
в период Возрождения в живописи была
открыта перспектива, заменившая бытовавшее
прежде плоскостное изображение. В литературе
же, помимо того стилевого направления,
которое носит наименование «ренессансного
классицизма» и которое ставит своей задачей
творить «по правилам» древних авторов,
развивается и опирающийся на наследие
смеховой народной культуры «гротескный
реализм», и ясный, свободный, образно-стилистически
гибкий стиль ренессанс, и — на поздних
этапах Возрождения — прихотливый, изощренный,
нарочито усложненный и подчеркнуто манерный
«маньеризм». Такое стилевое многообразие
естественно углубляется по мере эволюции
культуры Ренессанса от истоков к завершению.
В процессе исторического
развития действительность позднего Возрождения
становится все более бурной, неспокойной.
Растет экономическое и политическое
соперничество европейских стран, ширится
движение религиозной Реформации, приводящее
все чаще к прямым военным столкновениям
между католиками и протестантами. Все
это заставляет современников эпохи Возрождения
острее чувствовать утопичность оптимистических
упований ренессансных мыслителей. Недаром
само слово «утопия» (его можно перевести
с греческого как «место, которого нет
нигде») родилось в эпоху Ренессанса —
в названии известного романа английского
писателя Томаса Мора. Растущее ощущение
дисгармоничности жизни, ее противоречивости,
понимание трудностей воплощения в ней
идеалов гармонии, свободы, разума приводит
в конце концов к кризису ренессансной
культуры. Предчувствие этого кризиса
проступает уже в творчестве писателей
позднего Возрождения.
Развитие культуры
Возрождения протекает в
Возрождение в
Италии. Именно Италия оказалась первой
страной, в которой зародилась классическая
культура Ренессанса, оказавшая большое
влияние на другие европейские страны.
Этому причиной были и общественно-экономические
факторы (существование независимых, экономически
мощных городов-государств, бурное развитие
торговли на перекрестке между Западом
и Востоком), и национальная культурная
традиция: Италия была исторически и географически
особенно тесно связана с древнеримской
античностью. Культура Возрождения в Италии
прошла несколько этапов: раннее Возрождение
XIV в. — это период творчества Петрарки
— ученого, гуманиста, но прежде всего
в сознании широкого читателя замечательного
лирического поэта, и Боккаччо — поэта
и знаменитого новеллиста. Зрелое и высокое
Возрождение XV ъ. — это преимущественно
стадия «ученого» гуманизма, развитие
ренессансной философии, этики, педагогики.
Созданные в этот период художественные
сочинения известны сейчас более всего
специалистам, но это время широкого распространения
по Европе идей и книг итальянских гуманистов.
Позднее Возрождение — XVI в. — отмечено
процессом кризиса гуманистических идей.
Это время осознания трагизма человеческой
жизни, конфликта между чаяниями и способностями
человека и реальными трудностями их воплощения,
время смены стилей, явного усиления маньеристических
тенденций. Среди наиболее значительных
сочинений этого времени — поэма Ариосто
«Неистовый Орландо».
Возрождение во
Франции. Гуманистические идеи стали
проникать во Францию из Италии еще
на рубеже XIV—XV вв. Но Возрождение было
во Франции и естественным, внутренним
процессом. Для этой страны античное
наследие было органичной частью ее собственной
культуры. И все же ренессансные черты
французская литература приобретает лишь
во второй половине XV столетия, когда возникают
общественно-исторические условия для
развития Возрождения. Раннее Возрождение
во Франции — 70-е гг. XV в. — 20-е гг. XVI в. Это
время становления во Франции новой системы
образования, создания гуманистических
кружков, издания и изучения книг античных
авторов. Зрелое Возрождение — 20—60-е гг.
XVI в. — период создания сборника новелл
Маргариты Наваррской «Геп-тамерон» (по
образцу «Декамерона» Боккаччо), выхода
в свет знаменитого романа Франсуа Рабле
«Гаргантюа и Пантагрюэль». Позднее Возрождение
— конец XVI в. — это, как и в Италии, время
кризиса Возрождения, распространения
маньеризма, но это и пора творчества замечательных
писателей позднего Ренессанса — поэтов
П. Ронсара, Ж. дю Белле, философа и эссеиста
М. Монтеня.
Возрождение в
Германии и Нидерландах. В этих странах
Возрождение не только отличается более
поздним моментом рождения, чем в Италии,
но и особым характером: «северных» гуманистов
(так обычно называют деятелей Возрождения
в странах к северу от Италии) отличает
больший интерес к религиозным проблемам,
стремление к непосредственному участию
в церковной реформаторской деятельности.
Очень важную роль в развитии ренессансной
культуры в этих странах играло книгопечатание
и развитие «университетской реформации».
С другой стороны, не меньшее значение
имели религиозные дискуссии и сформировавшееся
в ходе этих дискуссий движение «христианского
гуманизма». И немецкая литература, и литература
Нидерландов стремились соединять в своем
художественном облике сатиру и назидательность,
публицистичность и аллегоризм. Обе литературы
объединяет также и фигура замечательного
писателя-гуманиста Эразма Роттердамского.
Возрождение в Англии. Английское Возрождение началось позднее, чем в других европейских странах, но оно было чрезвычайно интенсивным. Это было для Англии временем и политического, и экономического подъема, важных военных побед и укрепления национального самосознания. Английская культура активно впитывала достижения ренессансной литературы других стран: здесь очень много переводят — и античных авторов, и произведения итальянских, французских, английских писателей, увлеченно развивают и преображают национальную поэзию, драматургию. Особенный подъем английская культура Возрождения переживает в так называемый елизаветинский период — годы царствования королевы Елизаветы (1558—1603). В этот период появляется целое созвездие замечательных имей английских писателей — поэтов Спенсера и Сидни, прозаиков Лили, Делони и Нэша, драматургов Кида, Грина, Марло. Но главное» ярчайшее явление театра этой эпохи — творчество Уильяма Шекспира, одновременно и кульминация английского Возрождения и начало кризиса гуманизма, предвестье новой эпохи.