Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 16:58, доклад
Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.
Особенности и
формы рационального познания
Познание распадается
как бы на две половинки, а вернее
части: чувственную и рациональную.
Основные формы чувственного познания:
ощущение , восприятие , представление.
Ощущение - это
отражение отдельных свойств
предмета или явления. В случае стола,
например, - его формы, цвета, материала
(деревянный, пластмассовый). По количеству
органов чувств различают пять основных
видов ("модальностей") ощущений:
зрительные, звуковые, осязательные (тактильные),
вкусовые и обонятельные. Наиболее важной
для человека является зрительная модальность:
через нее поступает более 80% чувственной
информации.
Восприятие дает
целостный образ предмета, отражающей
уже совокупность его свойств; в
нашем примере - чувственно-конкретный
образ стола. Исходным материалом восприятия,
таким образом, являются ощущения. В восприятии
они не просто суммируются, а органически
синтезируются. То есть мы воспринимаем
не отдельные "картинки"-ощущения
в той или иной, (чаще калейдоскопической)
их последовательности, а предмет как
нечто целое и устойчивое. Восприятие
в этом смысле инвариантно относительно
входящих в него ощущений.
Представление
выражает образ предмета, запечатленный
в памяти. Оно является воспроизведением
образов предметов, воздействовавших
на наши органы чувств в прошлом. Представление
не такое четкое, как восприятие. Кое-что
в нем опускается. Но это и хорошо: опуская
одни черты или признаки и удерживая другие,
представление делает возможным абстрагирование,
обобщение, выделение повторяющегося
в явлениях, что очень важно на второй,
рациональной, ступени познания. Чувственное
познание являет собой непосредственное
единство субъекта и объекта; они даны
здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное
не значит ясное, очевидное и всегда правильное.
Ощущения, восприятия, представления нередко
искажают действительность, неточно и
однобоко воспроизводят ее. К примеру,
карандаш, опущенный в воду, воспринимается
как изломанный.
Углубление познания,
выделение объективного из того субъект-объектного
единства, которое дано на чувственном
этапе познания, ведет нас к рациональному
познанию (иногда его называют еще абстрактным
или логическим мышлением). Это уже опосредованное
отражение действительности. Здесь тоже
три основных формы: понятие , суждение
и умозаключение.
Понятие - это
мысль, отражающая общие и существенные
свойства предметов, явлений и процессов
действительности. Составляя себе понятие
о предмете, мы отвлекаемся от всех
его живых подробностей, индивидуальных
черт, от того, чем конкретно он отличается
от других предметов, и оставляем только
его общие, существенные черты. Столы,
в частности, разнятся между собой по высоте,
цвету, материалу и т. д. Но, формируя понятие
"стол", мы как бы не видим этого и
сосредотачиваемся на других, более существенных
признаках: возможность сидеть за столом,
ножки, гладкая поверхность...
Суждения и
умозаключения суть формы познания,
в которых движутся понятия, в
которых и которыми мы мыслим, устанавливая
те или иные отношения между понятиями
и, соответственно, стоящими за ними предметами.
Суждение - это мысль, утверждающая или
отрицающая что-либо о предмете или явлении:
"процесс пошел", "в политике нельзя
верить словам". Суждения закрепляются
в языке с помощью предложения. Предложение
по отношению к суждению является его
своеобразной материальной оболочкой,
а суждение составляет идеальную, смысловую
сторону предложения. В предложении выделяются
подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект
и предикат.
Мысленная связь
нескольких суждений и выведение
из них нового суждения называется
умозаключением. Например: "Люди смертны.
Сократ человек. Следовательно, Сократ
смертен". Суждения, которые кладутся
в основу умозаключения или, по-другому,
суждения, из которых выводится новое
суждение, называются посылками, а выводимое
суждение - заключением.
Умозаключения
бывают различных видов: индуктивные,
дедуктивные и по аналогии. В индуктивном
умозаключении мысль движется от
единичного (фактов) к общему. Например:
"В остроугольных
В дедуктивном
умозаключении мысль движется от
общего к частному. Например: "Все,
что укрепляет здоровье, полезно. Спорт
укрепляет здоровье. Следовательно, спорт
полезен".
Аналогия - это
умозаключение, в котором на основании
сходства предметов в каком-то одном
отношении, делается вывод об их сходстве
в другом (других) отношении. Так, на
основании сходства звука и света (прямолинейность
распространения, отражение, преломление,
интерференция) был сделан вывод (в форме
научного открытия) о световой волне.
Что важнее в
познании - чувственное или рациональное
начало? В ответе на этот вопрос есть
две крайности: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм - это точка зрения, согласно
которой единственным источником всех
наших знаний является чувственный опыт,
то, что мы получаем с помощью зрения, слуха,
осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего
в уме, чего бы не было прежде в чувствах.
Рационализм, наоборот, есть позиция, в
соответствии с которой знание (подлинное,
истинное, достоверное) может быть получено
с помощью одного ума , без всякой опоры
на чувства. Абсолютизируются при этом
законы логики и науки, методы и процедуры,
развитые самим разумом. Образцом подлинного
знания является для рационалистов математика
- научная дисциплина, развиваемая исключительно
за счет внутренних резервов разума, его
формотворчества, его конструктивизма.
Вопрос все-таки
надо ставить по-другому: не противопоставление
чувственного и рационального познания,
а их внутреннее единство. Одной из конкретных
форм этого единства выступает воображение.
Оно подводит чувственное разнообразие
открываемого нами в познании мира под
абстрактно-общие понятия. Попробуйте,
например, без воображения подвести Иванова,
Петрова, Сидорова под понятие "человек".
И не только потому, что это наши люди,
но и в принципе, по существу. Для абстрактного
мышления образы воображения служат чувственной
опорой, своеобразным средством обличения
в смысле обнаружения, заземления, "оплотьнения".
Конечно, воображение выполняет не только
эту функцию - моста, связи. Воображение
в широком смысле есть способность создавать
новые образы (чувственные или мыслительные)
на основе преобразования полученных
от действительности впечатлений. С помощью
воображения создаются гипотезы, формируются
модельные представления, выдвигаются
новые идеи экспериментов и т.д.
Своеобразной
формой сопряжения чувственного и рационального
является также интуиция - способность
непосредственного или прямого (в
виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения
истины. В интуиции четко и ясно осознается
лишь результат (вывод, истина); конкретные
же процессы, к нему ведущие, остаются
как бы за кадром, в области и глубинах
бессознательного.
В общем, познает
всегда целостный человек, человек
в полноте всех его жизненных
проявлений и сил.
Рассудок и
разум, философские категории, сформировавшиеся
в домарксистской философии и
выражающие определённые способы теоретического
мышления. Различение Р. и р. как двух
"способностей души" намечается уже
в античной философии: если рассудок
— способность рассуждения — познаёт
всё относительное, земное и конечное,
то разум, сущность которого состоит в
целеполагании, открывает абсолютное,
божественное и бесконечное. У Николая
Кузанского, Дж. Бруно,И. Гамана, Ф. Якоби,Ф.
Шеллинга и др. сложилось представление
о разуме как высшей по сравнению с рассудком
способности познания: разум непосредственно
"схватывает" единство противоположностей,
которые рассудок разводит в стороны.
Согласно И. Канту, основной функцией рассудка
в познании является мыслительное упорядочение
явлений. Разум же, пользующийся средствами
рассудка, стремится постигнуть "вещь
в себе", но не достигает этой цели и
остаётся в границах рассудка. Г. Гегель
истолковывал рассудок как "... необходимый
момент разумного мышления" (Соч., т.
3, М., 1956, с. 278). Диалектический метод, по
мысли Гегеля, на высшей своей ступени
предстаёт как "... рассудочный разум
или разумный рассудок" (там же, т. 5,
М., 1937, с. 4). Вместе с тем Гегель отождествил
рассудок с метафизическим пониманием
действительности и противопоставил его
диалектике разума. С точки зрения диалектического
материализма, процесс развития теоретического
мышления предполагает взаимосвязь Р.
и р. С рассудком связана способность строго
оперировать понятиями, правильно классифицировать
факты и явления, приводить знания в определённую
систему. Опираясь на рассудок, разум выступает
как творческая познавательская деятельность,
раскрывающая сущность действительности.
Посредством разума мышление синтезирует
результаты познания, создаёт новые идеи,
выходящие за пределы сложившихся систем
знания.
Интуиция (позднелат. лат. intuitio — созерцание (составные лат. in — в, внутри; лат. tui — мочь, неметь (онеметь), ты, тебе; лат. ti(tum) — после, затем, потом), от лат. intueor — пристально смотрю) — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.
Интуиция с
точки зрения философии
В истории философии
понятие Интуиции включало разное содержание.
Интуиция понималась как форма непосредственного
интеллектуального знания или созерцания
(интеллектуальная Интуиция). Так, Платон
утверждал, что созерцание идей (прообразов
вещей чувственного мира) есть вид непосредственного
знания, которое приходит как внезапное
озарение, предполагающее длительную
подготовку ума.
В истории философии
нередко чувственные формы
Г. Гегель в своей
системе диалектически совмещал
непосредственное и опосредствованное
знание.
Интуиция трактовалась
также и как познание в виде
чувственного созерцания (чувственная
Интуиция): «…безоговорочно несомненное,
ясное, как солнце… только чувственное»,
а потому тайна интуитивного познания
и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах
Л.).
Интуиция понималась
и как инстинкт, непосредственно,
без предварительного научения определяющий
формы поведения организма (А. Бергсон),
и как скрытый, бессознательный первопринцип
творчества (З. Фрейд).
В некоторых
течениях философии Интуиция трактуется
как божественное откровение, как
всецело бессознательный
Материалистическая
диалектика усматривает рациональное
зерно понятия Интуиции в характеристике
момента непосредственности в познании,
которое представляет собой единство
чувственного и рационального.
Процесс научного
познания, а также различные формы художественного
освоения мира не всегда осуществляются
в развёрнутом, логически и фактически
доказательном виде. Нередко субъект схватывает
мыслью сложную ситуацию, например во
время военного сражения, определения
диагноза, виновности или невиновности
обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно
велика там, где необходим выход за пределы
существующих приёмов познания для проникновения
в неведомое. Но Интуиция не есть нечто
неразумное или сверхразумное. В процессе
интуитивного познания не осознаются
все те признаки, по которым осуществляется
вывод, и те приёмы, с помощью которых он
делается. Интуиция не составляет особого
пути познания, идущего в обход ощущений,
представлений и мышления. Она представляет
собой своеобразный тип мышления, когда
отдельные звенья процесса мышления проносятся
в сознании более или менее бессознательно,
а предельно ясно осознаётся именно итог
мысли — воспринимаемый как «истина»,
c более высокой вероятностью определения
истины, чем случайность, но менее высокой,
чем логическое мышление.
Информация о работе Особенности и формы рационального познания