Особенности философии
эпохи Возрождения
Решающими чертами
философии Возрождения являются
стремление выйти из монашеской кельи
на простор природы, материалистические
тенденции, связанные с опорой на
чувственный опыт, индивидуализм
и религиозный скептицизм. Воскресает
интерес к материалистам древности
- ионийцам. Философия эпохи Возрождения
тесно связана с естествознанием.
В философии эпохи Возрождения можно выделить
два основных периода. В 15 веке новый класс
- буржуазия - еще не могла и не успела создать
своей собственной философии. Поэтому
она реставрировала и приспосабливала
к своим нуждам античную философию. Однако
эта философия существенным образом отличалась
от схоластики, также использовавшей творения
Платона и Аристотеля. Философы
Возрождения использовали античных авторов
принципиально в иных целях, чем схоласты.
Гуманисты обладали богатством греческих
подлинников (а не арабских переводов
и пересказов), о которых не могли и мечтать
философы 13-14 веков.
Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым
идеям, новому знанию. Этим был подготовлен
второй период философии Возрождения
- натурофилософский.
Платонизм вошел
в эпоху Возрождения с многовековыми
наслоениями с виде неоплатонизма,
христианских наслоений. Что касается
философского содержания возрожденного
платонизма, то следует отметить, что особых
оригинальных элементов эпоха Возрождения
не внесла. Значение имеет лишь племика
"превосходства" Платона над Аристотелем.
Но грандиозный расцвет платонизма состоялся
благодаря работам Николая Кузанского.
Он был предшественником итальянской
натурофилософии, первопроходцем современного
мышления, которое начало складываться
на рубеже средневековья и Ренессанса.
В заключение необходимо отметить, что
эпоха Возрождения породила предшественников
утопического социализма - Томаса Мора
и Томмазо Кампанеллу
- автора "Города солнца".