Автор: k**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 14:52, реферат
В древнеиндийской философии выделяют три основных этапа: 1) XV - VI вв. до н.э. - ведический период; 2) VI - II вв. до н.э. - эпический период; 3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр.
Особенности
философии Древней
Индии
В древнеиндийской философии выделяют
три основных этапа: 1) XV - VI вв. до н.э. - ведический
период; 2) VI - II вв. до н.э. - эпический период;
3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр.
Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские
трактаты, которые создавались пришедшими
в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии,
Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
- "священное писание", религиозные
гимны ("самхиты");
- описание ритуалов ("брахманы"),
сочиненное брахманами (жрецами);
- книги лесных отшельников ("араньяки");
- философские комментарии к Ведам ("упанишады").
Завершает период древнеиндийской философии
эра сутр - кратких философских трактатов,
рассматривающих отдельные проблемы (например,
"нама-сутра" и др.).
Онтология индийской
философии (учение о бытии и небытии)
опирается на закон Риты - космической
эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности.
Бытие и небытие ассоциируется соответственно
с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца).
В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец)
живет 100 космических (8640000000 земных) лет,
после чего умирает и наступает абсолютное
небытие, которое длится также 100 космических
(8640000000 земных) до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история - это чередование
жизни Космоса-Брахмы и Абсолютного Небытия,
которые сменяют друг друга через каждые
100 космических лет. При каждом новом рождении
Космоса-Брахмы заново появляется жизнь,
но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан, любое событие (поступок
человека, явление природы) влияет на жизнь
Космоса. Цель эволюции, развития - достижение
все более совершенного духа через постоянную
смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской
гносеологии (учения о познании) является
не изучение внешних (видимых) признаков
предметов и явлений (что характерно для
европейского типа познания), а изучение
процессов, происходящих в сознании при
соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет
три вида сознания:
- "пракрити" - материальное сознание,
- "пуруша" - чистое сознание (первичная
энергия, из которой возникли Вселенная
и люди),
- "майя" (сознание сновидения, мираж);
Душа в индийской философии состоит из
двух начал: атмана и манаса.
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой
душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе
жизни. Манас постоянно эволюционирует,
достигает высоких ступеней либо ухудшается
в зависимости от поступков человека,
его личного опыта, хода судьбы.
Также для Индийской философии характерны
учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости
души, которая проходит цепочку страданий
в земной жизни.
Карма - предопределенность человеческой
жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека
через испытания для того, чтобы его душа
совершенствовалась и добилась высшего
нравственного развития - мокши (для достижения
этой цели душа может пройти через десятки,
сотни земных жизней.)
Мокша - высшее нравственное совершенство,
после достижения которого эволюция души
(карма) прекращается. Наступление мокши
(прекращение эволюционного развития
души) - высшая цель любой души, которая
может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются
от цепи бесконечных жизней и становятся
Махатмами - Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле
(следовательно, единение человека, животных
и всей окружающей природы). Важнейший
принцип ахимсы - непричинение вреда тому,
что окружает (людям, животным, живой природе),
неубиение.
В средние века господствующее положение
в индийской философии заняло учение Гаутамы
Будды - буддизм.