Особенности философии Древней Индии

Автор: k**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

В древнеиндийской философии выделяют три основных этапа: 1) XV - VI вв. до н.э. - ведический период; 2) VI - II вв. до н.э. - эпический период; 3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр.

Работа содержит 1 файл

философия Индии.docx

— 15.25 Кб (Скачать)

Особенности философии Древней  Индии 
 
 
В древнеиндийской философии выделяют три основных этапа: 1) XV - VI вв. до н.э. - ведический период; 2) VI - II вв. до н.э. - эпический период; 3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр. 
 
Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. 
 
Веды, как правило, включали в себя: 
 
- "священное писание", религиозные гимны ("самхиты"); 
- описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами); 
- книги лесных отшельников ("араньяки"); 
- философские комментарии к Ведам ("упанишады"). 
 
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.). 
 
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). 
 
В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) до нового рождения Брахмы. 
 
Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса-Брахмы и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. 
 
Мир взаимосвязан, любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. 
 
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. 
 
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: 
 
- "пракрити" - материальное сознание, 
- "пуруша" - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди), 
- "майя" (сознание сновидения, мираж); 
 
Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана и манаса. 
 
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. 
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. 
 
Также для Индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. 
 
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. 
 
Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши (для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) 
 
Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. 
 
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных жизней и становятся Махатмами - Великими Душами. 
 
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение. 
 
В средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.
 
 

Информация о работе Особенности философии Древней Индии