Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:06, реферат
На формирование древневосточной философии оказали влияние такие характерные черты восточной цивилизации, как традиционализм (относительная устойчивость общественных отношений, передача духовных ценностей от поколения к поколению), попечительское отношение правителей и чиновников к подданным государства, деспотизм (абсолютизация государственной власти), сакрализация (сближение с религиозным учением). В духовном освоении мира подчеркивалась роль наставника (гуру), призванного помочь ищущему идти по правильному пути.
1.Особенности древневосточных цивилизаций и их влияние на формирование философской мысли……………………………………………………………………………..3
2.Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Ортодоксальные и не ортодоксальные школы философии…………………… …………………………………..5
3.Рационально-практическая и этико-административная направленность философии древнего Китая. Конфуцианство, даосизм, легизм…………………………………………..10
Список использованных источников………………………………………………………….15
Содержание:
1.Особенности древневосточных цивилизаций и их влияние на формирование философской мысли…………………………………………………………………
3.Рационально-практическая и этико-административная направленность философии древнего Китая. Конфуцианство, даосизм, легизм…………………………………………..10
Список использованных источников……………………………………………………
1.Особенности древневосточных цивилизаций и их влияние на формирование философской мысли.
В середине I тысячелетия до н.э. возникает философия в Индии и Китае, являющихся очагами древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.
На формирование древневосточной философии оказали влияние такие характерные черты восточной цивилизации, как традиционализм (относительная устойчивость общественных отношений, передача духовных ценностей от поколения к поколению), попечительское отношение правителей и чиновников к подданным государства, деспотизм (абсолютизация государственной власти), сакрализация (сближение с религиозным учением). В духовном освоении мира подчеркивалась роль наставника (гуру), призванного помочь ищущему идти по правильному пути. Акцент делается на познание ценностного значения и смысла явлений и стремление к личному самосовершенствованию при соблюдении традиций социальной группы, к которой принадлежит индивид. Философские поиски были направлены прежде всего на человека и его душу, на разработку этической проблематики. Вместе с тем по мере развития производства и торговли передовая общественная мысль начинала критически относиться к традиционным религиозным верованиям (например, в египетской "Песне арфиста" о загробной жизни). В папирусе "Беседа разочарованного со своим духом" предпринималась первая попытка заглянуть во внутренний мир человека, показать взаимоисключающие мысли и настроения. На фоне господствующих идеалистических взглядов в египетских памятниках ставился вопрос о материальной первооснове природных явлений (вода, воздух). В Вавилоне во II в. до н.э. высказывалась догадка о гелиоцентрическом строении мира.
Поступательное развитие Индии и Китая было замедлено иерархической организацией общества (кастовость в Индии, чиновно-бюрократическая система в Китае), что способствовало консервации религиозно-мифологических представлений, сохранению их роли в формировании философских учений. Природа трактовалась в основном как объект религиозно-нравственной рефлексии; учение о мире представлялось как вариация и продолжение этического учения о человеке, натурфилософия искала в сущем не естественные причинно-следственные связи, а вселенский нравственный миропорядок. В древнеиндийской философии был поставлен вопрос об общем основании мира, каковым считался безличностный мировой дух Брахман. Это - духовный Абсолют, из которого происходит все остальное. Конкретный проявленный мир возникает из Брахмана и растворяется в нем. Он постижим только высшей религиозной интуицией, непосредственным озарением, внелогическим усмотрением. Брахман объективен, но лишен причинно-следственных характеристик и пространственно-временных координат. Считалось, что бессмертная душа каждого человека после смерти тела неоднократно переселяется в другое тело до тех пор, пока душа ("атман") не сольется с мировым духом. Атман составляет глубинную суть человеческого "я", это чистое сознание, не подверженное изменениям и тождественное для всех существ и предметов. Атман во всем, все одушевляет, это есть самосознание Брахмана. В учении буддизма утверждалось, что непрерывно изменяющийся мир, состоящий из элементов - физических и психических форм, не позволяет человеку достичь совершенства. Поэтому достижение вечного блаженства (нирваны) возможно только путем углубленного самосозерцания. В древнеиндийской философско-религиозной мысли нирвана означает состояние отрешенности, характеризуется утратой чувства "я", исчезновением индивидуального сознания. Переход к нирване считается единственным путем избавления от страданий мира, для чего человек (йог) должен отказаться от земных интересов, ценностей и привязанностей.
В восточной философии проявлялись также материалистические и наивно-диалектические тенденции. Они характерны для даосизма (основатель - Лао-цзы, V в. до н.э.). В этом учении дао - первопричинное естественное основание Вселенной, в том числе и человека, порождающее из себя все многообразие видимого мира.
Первоначально дао означало "путь", "дорогу". Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути, в процессе изменения они переходят в свою противоположность. Соблюдение законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить свою природу в целости". В наивно-материалистической трактовке дао рассматривается как естественный путь вещей, их закономерность, а у идеалистов как "идеальное начало", "божественный путь".
Древнекитайской философии свойственно натурфилософское представление о пяти элементах (воде, огне, дереве, металле, земле), составляющих физический фундамент Космоса. Китайский софист Хуэй Ши (350-260 до н.э.) высказал ряд диалектических суждений: "Все вещи тождественны и различны", "Самое большое не имеет внешней границы, а самое маленькое не имеет предела внутри себя" и др. Согласно древнеиндийской школе чарваков, в основе мироздания лежат воздух, огонь, вода и земля, а комбинации их образуют вещи, в том числе человека. В ряде учений предметы рассматривались как результат различных комбинаций мелких частичек. В учении вайшешиков мир состоит из разнородных частиц - ану (воды, земли, воздуха и огня), заключенных в эфире, времени и пространстве. Ану вечны, неразрушимы, а образованные из них объекты изменчивы. Утверждалось, что единственные достоверные источники познания - ощущения и восприятия, а цель быстротечной жизни - радость телесного существования и наслаждение благами посюстороннего мира.
На Востоке в понимании разума и деятельности господствовал идеал минимального вмешательства в протекание природных и социальных процессов, что выразилось в идеале ненасильственных действий, развитом в индийской культурной традиции, в китайском принципе "у-вэй". В последнем провозглашался идеал минимального действия, основанный на чувстве резонанса ритмов мира. Притча о "мудреце", который пытался ускорить рост злаков и стал тянуть их за верхушки и вытянул из земли, иллюстрирует, к чему может привести нарушение данного принципа. В этом принципе вектор активности обращен преимущественно не вовне, а вовнутрь, на самовоспитание и самоограничение субъекта. Здесь обнаруживается, что традиционные восточные культуры не ставили своей целью преобразование мира и обеспечение власти человека над природой. Эти установки восточной культуры утвердились в современной философской мысли: выясняется, что в сложных развивающихся системах особую роль играют несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. В современной науке природа рассматривается не как конгломерат качественно специфических объектов, не как механическая система, а как целостный организм, преобразование которого человеком может проходить в определенных границах. Эта идея своими корнями уходит также в древневосточную философию, выражена в принципе даосизма и конфуцианства - "одно во всем и все в одном", в буддийском учении о дхарме, где все ее элементы равносильны и связаны между собой. В буддизме "дхармы" - это вечные и неизменные элементы безличного жизненного процесса, из которых слагается все сущее, некие вспышки психофизической энергии.
2.Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Ортодоксальные и не ортодоксальные школы философии.
Для древней Индии было характерно кастовое деление общества. Принадлежность человека к той или иной касте определялось фактом рождения, а переход из одной касты в другую был невозможен.
Основными кастами были: брахманы (жрецы, священнослужители и монахи), кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (торговцы, земледельцы, ремесленники) и шудры (слуги).
Такое деление общества освещалось ведической религией древней Индии. Это название она получила от обширного комплекса религиозных текстов, под общим названием «Веды». Эти тексты состоят из религиозных гимнов, жертвенных формул, заклинаний и т.п.
Для анализа древнеиндийской философии особое значение имеют комментарии текстов «Вед», называемые «Упанишады» (т.е. стоящие рядом).
В условиях жесткой регламентации общественной жизни энергия человека могла быть направлена не на изменение внешнего мира, а на внутреннее самосовершенствование.
С точки зрения древних индусов, душа человека бессмертна и находится в состоянии бесконечных перерождений (сансара). Жизнь человека предопределена с самого начала и эта предопределенность обозначается понятием «карма». Задача философии – помочь человеку обрести спасение (мокша). Достичь мокши можно лишь прервав цепь перерождений и слившись с мировой душой (Атман). Достижение такого состояния обозначает понятие «нирвана».
В зависимости от отношения к текстам «Вед», древнеиндийская философия разделилась на два основных течения:
- ортодоксальные школы;
- неортодоксальные школы.
Ортодоксальные школы считали авторитет «Вед» непререкаемым, а задачу философов видели в комментировании священных текстов.
Основные ортодоксальные учения древнеиндийской. философии Веданта ("завершение вед").
Основные положения Веданты изложены Бадараяном в сочинении Веданта-сутры. В ведантах существует два направления - адвайта и вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в 8 в. Согласно адвайте в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности - Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является результатом неведения - кроме бога все является иллюзией. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека - постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество.
Согласно вишишта-адвайты, основоположником которого является Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель чедлвека - освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу.
1. Миманса
Цель Мимансы - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы.
В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.
2. Санкхья
Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального - пракрити (материя, природа) и духовного - пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало - это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа , в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт материального начала с духовным приводят к развитию индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: духовного начала, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства "Я". Тонкое тело является средоточением кармы и следует за духовным началом, пока последнее не достигнет полного освобождения от воплощения в какое-либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.
3. Ньяя
Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. Учение признает четыре способа познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.