Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 05:28, реферат
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо.
Древняя
индийская философия
Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае отрицательного сальдо - явного перевеса неправедных, греховных дел карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положительного сальдо - перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары - бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ от лжи, воровства, стяжательства.
Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим. Недаром в "Законах Ману" - древнеиндийском сборнике религиозных заповедей и предписаний сказано, что "тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (Веды.- П.Г.), должен быть изгнан как безбожник".
Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. "Веда" буквально означает "знание" (ср. "ведать" - "знать"). Вообще же Веды - откровение, священное знание (шрути), открытое богами для посвященных. Возникновение Вед относится к концу 2-го - 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. В течение многих веков Веды передавались изустно от поколения к поколению с помощью риши - старцев-мудрецов. Как тексты впервые были записаны на пальмовых листьях в V в. до н. э.
Веды - это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы (описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений), Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул). Каждая веда в свою очередь делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения), брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки (аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное лесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты, раскрывающие сущность мироздания). Составной часть Вед являются также веданги - тексты, посвященные фонетике, стихотворным размерам, грамматике, этимологии и церемониалу. Веданги - плод не сверхъестественного откровения, уже упоминавшегося нами шрути, а "запоминания" (смрити), т. е. человеческой мысли.
Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватере ведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно к неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.
Веданта - важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты - Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавад-гита ( IX - VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V - II вв. до н. э.), а также труды Шанкары и его учеников (IX - X вв. н. э.), получившие название адвайта-веданта, и работы Рамануджи и его последователей (XII - XVII вв. н. э.).
Центральная идея Веданты - идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются. "Поистине от чего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман", - сказано в Упанишадах. Нет ничего подобного ему и ничего отличного от него. Брахман определяется положительно - как единый, бесконечный, вечно существующий, и отрицательно: не это, не это, не это... Как трансцендентная (запредельная) Истина, он превосходит все наши слова, понятия, идеи. К нему ведут, его приоткрывают божественное откровение и мистическая интуиция. Брахман характеризуется единством бытия, сознания и ничем не возмутимого спокойствия, или блаженства. Материальный мир есть эмпирическое проявление Брахмана. Проявление неистинное, лишь по видимости реальное, так как оно не имеет в самом себе оснований для своего бытия. Это - иллюзия, майя. Вся и единственная реальность существования такого мира заключена в Брахмане. Лишь для обыденного сознания и вообще незнания чувственно воспринимаемый мир оказывается реально существующим. "Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т. е. Брахмана), весь видимый мир исчезает", - сказано в Брахме-сутре. Проявлением заложенной в Брахмане творческой энергии является периодическое возрождение и гибель мира. В определенное очередным циклом время мир исчезает в Брахмане, чтобы затем снова возродиться из него.
Отвлекаясь, заметим, что слово "брахман" в индийской культуре многозначно. Им (более точный английский эквивалент - brahmana) обозначают и жреца, постигающего Брахмана, и литургические тексты Вед, и магическую власть мантры, и (brahmin) представителя высшей касты. Учение о Брахмане как безликой Реальности дополняется в веданте учением об Атмане как индивидуально-психическом бытии, душе, человеческой самости. В силу своей сущностной тождественности Брахману Атман универсален, непреходящ, сверхчувственен. Он открывается во внутреннем опыте человека, независимом от внешних ощущений, через некое сокровенное, потаенное чувствоума. Как эмпирическое, или проявленное, бытие Брахмана Атман имманентен (внутренне присущ) каждому индивиду - как его жизненное дыхание.Постижение субстанциального единства Брахмана и Атмана освобождает человека от оков нескончаемого потока-круговорота жизни, делает его просветленным, подлинным, свободным.
В веданте развито представление о четырех основных сторонах жизни: каме, артхе, дхарме и мокше. Кама есть чувственные влечения и страсти, стремление к удовольствиям, желание наслаждения, в частности любви. Это гедонистический элемент человеческой натуры. Артха - материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию. Артха проявляет и реализует склонность к "стяжательству", заложенному в каждом индивиде. Это прагматические, рационально-экономические ценности жизни. Дхарма представляет собой закон, твердо установленный порядок или обычай, этический и религиозный долг, основу морального и социального порядка, обязанности, которые должен выполнять каждый в течение своей жизни. Дхарма охватывает собой такие добродетели, как самоконтроль, верность, любезность и т. д. Она "курирует" артху и каму как более низкие стороны человеческого бытия. Наконец, мокша - это высшее добро, конечная или предельная цель человеческой жизни, состояние освобождения (от повседневной суеты, мелочно-мирских страстей и привязанностей), духовной свободы, реализация того, что является вечным и божественным в человеке. Мокша должна доминироват в человеческой жизни и одухотворять собой все другие ее стороны: чувственно-гедонистическую каму, политико-экономическую артху и морально-нормативную дхарму.
Названные
четыре ведантические принципа, по
мнению многих исследователей, нельзя
считать только наследием, напоминанием
о старом добром времени - они причастны,
притом самым непосредственным образом,
к реалиям современной Индии, определяя
во многом ее развитие по пути прогресса.
Веданта была и остается ведущей духовной
традицией Индии, так или иначе сказывающейся
на мировоззренческо-
В
древнеиндийской философии
Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские
трактаты, которые создавались пришедшими
в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии,
Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило включали в себя:
- "священное писание", религиозные
гимны ("самхиты");
- описание ритуалов ("брахманы"),
сочиненное брахманами (жрецами);
- книги лесных отшельников ("араньяки");
- философские комментарии к Ведам ("упанишады").
Завершает период древнеиндийской философии
эра сутр - кратких философских трактатов,
рассматривающих отдельные проблемы (например,
"нама-сутра" и др.).
Онтология
индийской философии (учение о бытии
и небытии) опирается на закон Риты - космической
эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности.
Бытие и небытие ассоциируется соответственно
с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца).
В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец)
живет 100 космических (8640000000 земных) лет,
после чего умирает и наступает абсолютное
небытие, которое длится также 100 космических
(8640000000 земных) до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история - это чередование
жизни Космоса-Брахмы и Абсолютного Небытия,
которые сменяют друг друга через каждые
100 космических лет. При каждом новом рождении
Космоса-Брахмы заново появляется жизнь,
но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан, любое событие (поступок
человека, явление природы) влияет на жизнь
Космоса. Цель эволюции, развития - достижение
все более совершенного духа через постоянную
смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской
гносеологии (учения о познании) является
не изучение внешних (видимых) признаков
предметов и явлений (что характерно для
европейского типа познания), а изучение
процессов, происходящих в сознании при
соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет
три вида сознания:
-"пракрити"-материальное-
- "пуруша" - чистое сознание (первичная
энергия, из которой возникли Вселенная
и люди),
-"майя"(сознание.сновидения,
Душа в индийской философии состоит из
двух начал: атмана и манаса.
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой
душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе
жизни. Манас постоянно эволюционирует,
достигает высоких ступеней либо ухудшается
в зависимости от поступков человека,
его личного опыта, хода судьбы.
Также для Индийской философии характерны
учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости
души, которая проходит цепочку страданий
в земной жизни.
Карма - предопределенность человеческой
жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека
через испытания для того, чтобы его душа
совершенствовалась и добилась высшего
нравственного развития - мокши (для достижения
этой цели душа может пройти через десятки,
сотни земных жизней.)
Мокша - высшее нравственное совершенство,
после достижения которого эволюция души
(карма) прекращается. Наступление мокши
(прекращение эволюционного развития
души) - высшая цель любой души, которая
может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются
от цепи бесконечных жизней и становятся
Махатмами-Великими-Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле
(следовательно, единение человека, животных
и всей окружающей природы). Важнейший
принцип ахимсы - непричинение вреда тому,
что окружает (людям, животным, живой природе),
неубиение.
Ортодоксальные (веданта, миманса, вайшешика, ньяя, йога, санкхья) и неортодоксальные (джайнизм и буддизм) школы. Общая характеристика. Основные идеи и проблемы.
В средние века господствующее положение
в индийской философии заняло учение Гаутамы
Будды -
Школы индийской философии
Согласно
традиционным принципам классификации,
принятым большинством ортодоксальных
индийских мыслителей, школы и системы
индийской философии разделяются на два
обширных лагеря — ортодоксальные (астика)
и неортодоксальные (настика)
.
В современных индийских
К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.
К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.
Чтобы это подразделение стало более понятным, следует уяснить, какое место занимают веды в истории развития индийской мысли. Веды представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, и на всем последующем развитии индийской мысли, особенно философии, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали авторитет вед, тогда как другие отрицали его. Системы мимансы и веданты можно, например, рассматривать как прямое продолжение традиции вед.