Особенности античной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

В содержании философия стремится к рациональному объяснению тотальной реальности. Её интересы далеки от поздних интересов науки, которая объясняет лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращённым к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей. В методах философия стремится к рациональному объяснению, полагая при этом всеобщее за предмет.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Введение 

     Термин  «античность» происходит от латинского слова antiques- древний.

Им принято  называть особый период развития древней  Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под  их культурным влиянием.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не исключительны, чем общеизвестные достижения в области искусств. Именно греки изобрели математику, науку, философию. Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели.

В содержании философия  стремится к рациональному объяснению тотальной реальности. Её интересы далеки от поздних интересов науки, которая объясняет лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращённым к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей. В методах философия стремится к рациональному объяснению, полагая при этом всеобщее за предмет. В философии значим разум, логика, логос. Философия должна идти дальше фактов и опыта, опираясь на разум. Рациональность на уровне логоса – отличие философии от таких мировоззренческих форм как религия и искусство. Цель философии – чистое созерцание истины. При этом созерцание истины как таковой не выходит из пределов логоса, не обращается к помощи мифологических образов. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки. 
 

    Зарождение  древнегреческой  философии: условия  и предпосылки. 

    Античная  философия возникла и жила  в «силовом поле», полюсами  которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой  – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

    Скачок  в развитии производительных  сил вследствие перехода от  бронзы к железу, появление товарно-денежных  отношений, ослабление родоплеменных  структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативно-нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

    В  античной Греции философия формируется  в тот период, когда смысл человеческой  жизни, ее привычный строй и  порядок оказываются под угрозой,  когда прежние традиционно-мифологические  представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

    Кризис  мифологического сознания был  вызван рядом причин. Главную  роль здесь сыграло экономическое  развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков. Самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

    В  Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались. 

    Социально-экономические  изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос. 

    К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

    Протофилософское  значение гомеровского эпоса  можно выразить в следующих  позициях: Гомеровские поэмы структурированы  в соответствии с чувством  гармонии, пропорции, меры, которые  впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте.

    К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека.

    Публичная  религия представлена поэмами  Гомера и Гесиода. Боги этой  религии – персонифицированные  явления природы. Тем самым,  публичная религия натуралистична. Свой характер она передает  и философии. Ссылка на природу есть константа греческой мысли.

    Возникнув  в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э.

    Греческие  философы принадлежали в большинстве  к различным слоям «свободных»,  то есть по преимуществу рабовладельческого  класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

    Основоположником  древнегреческой  философии   считается Фалес (ок.625-547гг. до  н.э.),  а его продолжателями  были  Анаксимандр (ок.610-546гг. до  н.э.) и Анаксимен  (ок.585-525 гг. до  н.э.).

    Древнегреческая  философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных. 

    Философия  Древнего Рима возникла в конце  республиканского периода Рима (II–I  вв. до н. э.) и развивалась параллельно  с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V – начало VI в. н. э.).

    Характерная  особенность древнегреческой философии  состоит, прежде всего, в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.

    Постепенно  в античной философии возникает  два основных типа философского  мировоззрения – материализм  и идеализм. Их борьба составляет  основное содержание философского  развития во все последующее  время. Одновременно возникает  противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики.

    V в.  до н.э. был временем дальнейшего  развития греческой науки и  философии,  которые  по-прежнему  оставались  тесно  связанными. В этот период  дальнейшего   развития  античного   общества   и   государства, происходившего   в  условиях  ожесточенной  классовой  и  политической борьбы, возникают также политические теории и публицистика.

Периоды античной философии. 

     Первый  период античной философии, называемый эллинским, связан со становлением и  развитием греческого классического рабовладения в VIIIVвв. до н. э. Это было время разложения остатков родового строя и утверждения раннего рабовладельческого общества. Место родовой общины заняла гражданская община полис, город государство, - уникальная форма организации социальной и политической жизни древних греков. Культура эллинства это культура греческих полисов. Становление и развитие философии в эллинский период греческой философии связанно со становлением расцвета и кризиса греческой полисной системы. Эллинский период античной философии включает: период становления греческой философии (VIIV вв. до н. э.) и классический период древнегреческой философии (IV в. до н. э.). Наиболее характерными чертами философской мысли эллинистического периода были: космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; онтологизм, выразившийся в том, что центральной философской проблемой стала проблема бытия; теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.  
Второй, эллинистическо-римский, период в истории античной философии занимает промежуток времени с III в. до н. э. по V в. н. э. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н. э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего  эллинизма характеризовалась, прежде всего, индивидуализмом обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, т.е. религиозного постижения мира.

 
 
 
 

Особенности античной философии. 

1. Генезис философии:  переход от мифа к логосу  
Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления. Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. В нём были слиты воедино самые разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство. При переходе древних греков от родового патриархального общества к цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а в систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе Гомера, «Теогонии» Гесиода и др. Теогонические мифы отвечали фундаментальной потребности человека понять каким образом произошел мир, как он устроен, какое место в нем занимает человек. В пределах самой мифологии появились мысли о рождении всего существующего. Гесиод в своей «Теогонии» описывает этот процесс как величественную картину рождения мира из первоначального хаоса. Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер. На примере теогонии наглядно видны особенности мифологического мышления, а именно: объяснение всех явлений на основе действия сверхъестественных сил, их умысла и воли; отсутствие грани между реальным и воображаемым; оценка всех явлений с точки зрения их полезности или вредности, дружественности или враждебности по отношению к человеку; отсутствие теоретического интереса к предметам, к тому, что они представляют сами по себе.  

Информация о работе Особенности античной философии