Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:18, контрольная работа
В содержании философия стремится к рациональному объяснению тотальной реальности. Её интересы далеки от поздних интересов науки, которая объясняет лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращённым к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей. В методах философия стремится к рациональному объяснению, полагая при этом всеобщее за предмет.
Введение
Термин «античность» происходит от латинского слова antiques- древний.
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не исключительны, чем общеизвестные достижения в области искусств. Именно греки изобрели математику, науку, философию. Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели.
В содержании философия
стремится к рациональному
Зарождение
древнегреческой
философии: условия
и предпосылки.
Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.
Скачок
в развитии производительных
сил вследствие перехода от
бронзы к железу, появление товарно-денежных
отношений, ослабление
В
античной Греции философия
Кризис
мифологического сознания был
вызван рядом причин. Главную
роль здесь сыграло
В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.
Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.
К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.
Протофилософское
значение гомеровского эпоса
можно выразить в следующих
позициях: Гомеровские поэмы
К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека.
Публичная
религия представлена поэмами
Гомера и Гесиода. Боги этой
религии – персонифицированные
явления природы. Тем самым,
публичная религия
Возникнув в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э.
Греческие
философы принадлежали в
Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).
Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных.
Философия
Древнего Рима возникла в
Характерная
особенность древнегреческой
Постепенно
в античной философии
V в.
до н.э. был временем
Периоды
античной философии.
Первый
период античной философии, называемый
эллинским, связан со становлением и
развитием греческого классического рабовладения
в VIIIVвв. до н. э. Это было время разложения
остатков родового строя и утверждения
раннего рабовладельческого общества.
Место родовой общины заняла гражданская
община полис, город государство, - уникальная
форма организации социальной и политической
жизни древних греков. Культура эллинства
это культура греческих полисов. Становление
и развитие философии в эллинский период
греческой философии связанно со становлением
расцвета и кризиса греческой полисной
системы. Эллинский период античной философии
включает: период становления греческой
философии (VIIV вв. до н. э.) и классический
период древнегреческой философии (IV в.
до н. э.). Наиболее характерными чертами
философской мысли эллинистического периода
были: космологизм, т.е. стремление понять
сущность природы, космоса, мира в целом;
онтологизм, выразившийся в том, что центральной
философской проблемой стала проблема
бытия; теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.
Второй, эллинистическо-римский, период
в истории античной философии занимает
промежуток времени с III в. до н. э. по V в.
н. э. Он включает в себя период раннего
эллинизма (III-I вв. до н. э.) и период позднего
эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего
эллинизма характеризовалась, прежде
всего, индивидуализмом обусловленным
освобождением человеческой личности
от политической, экономической и моральной
зависимости от полиса. Главным предметом
философского исследования становится
субъективный мир личности. В период позднего
эллинизма были доведены до логического
завершения основные тенденции развития
античной философской мысли. Произошел
как бы возврат к идеям классики, к ее философским
учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм),
но возврат, обогащенный знанием субъективного
мира личности. Взаимодействие с восточными
культурами в рамках единой Римской империи
привело философскую мысль к частному
отходу от рационализма и обращению к
мистицизму. Философия позднего эллинизма,
освобождаясь от свободомыслия раннего
эллинизма, пошла по пути сакрального,
т.е. религиозного постижения мира.
Особенности
античной философии.
1. Генезис философии:
переход от мифа к логосу
Переход от социально однородного родового
общества к социально дифференциальному
обществу привёл к смене способов мышления.
Мышление родового общества носило мифологический
характер. Миф был не просто универсальным
способом описания мира, а прежде всего
формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения
и жизнедеятельности людей, социальным
регулятором их поведения. В нём были слиты
воедино самые разнородные компоненты:
общемировоззренческие установки, конкретные
знания, религиозные представления, этические
нормы, эстетические идеалы. Впоследствии,
при распаде мифологического сознания,
из него выделились как самостоятельные
формы духовного освоения мира: религия,
философия, литература, искусство. При
переходе древних греков от родового патриархального
общества к цивилизации миф был представлен
уже не в своем первозданном виде, а в систематизированной
и рационализированной форме: героическом
эпосе Гомера, «Теогонии» Гесиода и др.
Теогонические мифы отвечали фундаментальной
потребности человека понять каким образом
произошел мир, как он устроен, какое место
в нем занимает человек. В пределах самой
мифологии появились мысли о рождении
всего существующего. Гесиод в своей «Теогонии»
описывает этот процесс как величественную
картину рождения мира из первоначального
хаоса. Космогонический процесс, т. е. процесс
рождения мира, космоса, описывался как
процесс последовательного рождения богов.
Образы богов символизировали, олицетворяли
природные и социальные силы. Сложные
природные и социальные явления становились
понятными и объяснимыми при сопоставлении
их с соответствующими богами античного
пантеона. Божественная генеалогия носила
системный и упорядоченный характер. На
примере теогонии наглядно видны особенности
мифологического мышления, а именно: объяснение
всех явлений на основе действия сверхъестественных
сил, их умысла и воли; отсутствие грани
между реальным и воображаемым; оценка
всех явлений с точки зрения их полезности
или вредности, дружественности или враждебности
по отношению к человеку; отсутствие теоретического
интереса к предметам, к тому, что они представляют
сами по себе.