Основные виды духовной культуры: религия, искусство, наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:12, лекция

Описание работы

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере, в божественные сверхъестественные силы, одна из древнейших форм культуры.
Её особенности:
1.Религиозные верования многообразны (политеизм, монотеизм)
2.Все религия отличается динамизмом, их содержание постоянно видоизменяется. Например, изменение форм христианства:
1. Эпоха раннего христианства – теизм (вера в личного Бога)

Работа содержит 1 файл

Лекция Основные виды духовной культуры.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Тема: Основные виды духовной культуры: религия,  искусство, наука.

 

                                                  Религия.

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере, в божественные сверхъестественные силы, одна из древнейших форм культуры.

Её особенности:

1.Религиозные верования многообразны (политеизм, монотеизм)

2.Все религия отличается  динамизмом, их содержание постоянно  видоизменяется. Например, изменение  форм христианства:

      1. Эпоха   раннего христианства – теизм  (вера в личного Бога)

2. Эпоха Возрождения  – пантеизм (вера в общего Бога, Бог – субстанцию, растворенную  в природе)

  1. Эпоха Нового  времени – деизм (Бог выведен за пределы природы)
  2. Современность – атеизм (отрицание Бога). Но атеизм – это не только разрушение религии. В результате атеистической критики современное христианство видит в Боге не столько всемогущего властелина, сколько существо гуманное, человеческое, любящее, жертвенное.

 Причины устойчивости  религии, её популярности:

  • на уровне подсознания заложена в человеке потребность в вере, тяга к поклонению высшей силе, родителям, друзьям, политическим лидерам, Богам.
  • многим людям вера облегчает жизнь и религия отвечает на многие вопросы, не решаемые наукой и философией;
  • потребность человека в утешении, в поддержке, любви;
  • культурные и нравственные ценности, которые дает религия.

Будущее культуры – в  сосуществовании веры и разума, религии  и науки.

 

                                                  .

                                                  Искусство.

Искусство – художественное, образное отражение действительности.

Функции искусства:

  • познавательная
  • оценочная
  • коммуникативная
  • созидательная
  • эстетическая,
  • нравственная

 

 

Основные виды искусства:

    1. Архитектура, зодчество – искусство строить здания.
    2. Скульптура – отражение действительности в объемных, художественных формах.

        Различают:

      - монументальную  скульптуру (памятники вождям, героям),                                                                            

  • станковую;
  • декоративную.
  1. Живопись – реальность отображается средствами цвета, света, тени.

 

Выделяют несколько  видов живописи:

      • Монументальная (мозаика, фрески)
      • Станковая (украшение квартир, музеев)
      • Графика (книжные  иллюстрации, газеты, плакаты)

 

Выделяют несколько  жанров живописи:

  • Портрет
  • Исторический жанр
  • Бытовой
  • Пейзаж
  • Натюрморт

 

Исторические типы искусства:

    1. Готика (эпоха позднего Средневековья)
    2. Барокко (от итальянского слова странный, причудливый (16-18вв.))
    3. Классицизм (18в.) с идеями  рационализма
    4. Романтизм (18-19вв.) (интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям.
    5. Реализм (19-20вв.) правдивое отражение  действительности.
    6. Модерн (современность). Характеризуется отказом от привычных форм, поиском  новых средств выразительности. Он опирается на философию жизни, философию психоанализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Стиль модерн.

Рассмотрим предысторию возникновения  стиля модерн.

В середине 19в. возникает термин «декаданс» ( от французского упадок). Термин употреблялся для  обозначения кризисных явлений  в духовной культуре 19-начала 20в, которые связаны с безнадежностью, пессимизмом.

Возникает вопрос: Почему в условиях развития науки и техники, в стабильный, мирный период наступает эпоха декаданса? И вправе ли мы говорить о кризисе  культуры рубежа 19 – 20 века?

    В общественном сознании произошли значительные перемены:

  • произошла перестройка общественного сознания в духе позитивизма;
  • возник повышенный спрос на идеи  иррационализма.

Надо говорить не о  кризисе культуры в целом, а о  кризисе реалистических традиций, поиске новых форм и средств выразительности, что проявилось в:

  • импрессионизме,  цель которого – непосредственное наблюдение и изучение окружающей действительности в её разнообразных проявлениях, социальная апатия.(изображение мира пьяниц, бродяг, проституток, просто картинки  с натуры.)
  • постимпрессионизм – бегство от действительности в экзотические страны (Гоген), в собственный внутренний мир (Ван Гог.)
  • символизм (музыка Скрябина, живопись Врубеля.)

 

Таким образом, модернизм  - совокупность направлений, сложившихся в искусстве 20 в.

 

Его особенности :

  • кризисный характер;
  • теоретичность, обращение к философским школам – «философии жизни», «фрейдизму»;
  • поиск новых изобразительных форм, стремление постичь скрытое, неведомое.
  • элитарный характер.

 

Основные направления  стиля модерн:

      • Кубизм. (П.Пикассо)

 Все явления отражаются  с помощью геометрических фигур,  линий, инородных материалов ( песок, уголь, железо, стекло, опилки)

      • Экспрессионизм (П. Пикассо, Кандинский)

Это – отражение острых противоречий и конфликтов, сознательное искажение реальности, с целью вызвать страх перед окружающим миром, средство выражения протеста художника. («Герника» П.Пикассо)

      • Футуризм – попытка всеми средствами  показать движение, развитие, темп жизни (ритмическое повторение отдельных фигур или их частей, увеличение количества рук и ног у бегущего человека). Надо « восстать против тирании слов, (стихи из одного слова или стих читается одинаково слева направо и наоборот) уничтожить театры, музеи, вымести из живописи все использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь».
      • Абстракционизм. Характеризуется предельно простым рисунком и особым вниманием к цвету. (К. Малевич «Чёрный квадрат» - философская основа – учение Анри  Берксона об интуиции: «Предметы исчезли как дым.

« Чёрный квадрат» – это  образ «Ничто». Белый фон  - это  символ бесконечности.)

      • Сюрреализм. Обращение к бессознательному, сверхъестественному. Отражение мира снов, галлюцинаций и фантазий (С.Дали писал: «Смысл моих работ настолько глубок, что я сам его не понимаю, он ускользает от логического анализа».
      • Постмодерн. Характеризуется свободой во всем, игровым началом, отрицанием всякого рода традиций и отказом от авторитетов любого ранга, начиная от государства и кончая правилами поведения человека в обществе.  Основные понятия: дадаизм, (от «дада» – детский лепет, лошадка) игра, случай, ирония, иррационализм, субъективизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наука как форма  культуры. Роль науки в развитии общества.

 

Наука – теоретическое отражение действительности.

Различают:

    • Фундаментальные науки (изучение общих законов развития природы, общества, личности)
    • Прикладные науки (применяют результат фундаментальных наук для решения социально-практических проблем)

 

Значение науки проявляется  в функциях:

  • Познавательная
  • Хранение и распространение информации
  • Прогностическая
  • Наука, как способ познания мира
  • Нравственная

Различия в  понятиях:

Наука

Искусство

Это объективное восприятие мира

Это субъективное восприятие мира

Это мышление в понятиях

Мышление в образах

Связь с интеллектуальными  способностями человека.

Опора на чувственно образную сторону на творческие способности


 

 

Основные этапы  развития науки:

  1. Классическая (17-19вв.)

Преобладает механика, образ  мироздания рассматривается как  часовой механизм.

  1. Неклассическая наука (1ая половина 20в.) её черты:
    • теории относительности;
    • квантовости;
    • вероятности.
  2. Современная наука характеризуется глобальным эволюционизмом соединяет идеи эволюции с идеями системного подхода, устанавливает связи между живой, неживой и социальной материей.

Так, синергетика изучает  общие принципы процесса самоорганизации.

Уровни научного познания:

  • Эмпирический (сбор фактов и их первоначальное обобщение)
  • Теоретический (проявляется в формировании проблем, гипотез, законов)

Проблема – это  знание о незнании.

Гипотеза – это научное предположение, требующее доказательств.

Закон – форма научного знания, дающая целостное отображение существенных связей.

 

Технократическая проблема:

Создание гармонии между развитием  науки и техники с одной  стороны и приспособлением человека к результатам своей  деятельности другой.


Информация о работе Основные виды духовной культуры: религия, искусство, наука