Тема: Основные виды духовной культуры: религия,
искусство, наука.
Религия.
Религия – форма мировоззрения, основанная на
вере, в божественные сверхъестественные
силы, одна из древнейших форм культуры.
Её особенности:
1.Религиозные верования многообразны
(политеизм, монотеизм)
2.Все религия отличается
динамизмом, их содержание постоянно
видоизменяется. Например, изменение
форм христианства:
1. Эпоха
раннего христианства – теизм
(вера в личного Бога)
2. Эпоха Возрождения
– пантеизм (вера в общего Бога,
Бог – субстанцию, растворенную
в природе)
- Эпоха Нового времени – деизм (Бог выведен за пределы природы)
- Современность – атеизм (отрицание Бога). Но атеизм – это не только разрушение религии. В результате атеистической критики современное христианство видит в Боге не столько всемогущего властелина, сколько существо гуманное, человеческое, любящее, жертвенное.
Причины устойчивости
религии, её популярности:
- на уровне подсознания заложена в человеке потребность в вере, тяга к поклонению высшей силе, родителям, друзьям, политическим лидерам, Богам.
- многим людям вера облегчает жизнь и религия отвечает на многие вопросы, не решаемые наукой и философией;
- потребность человека в утешении, в поддержке, любви;
- культурные и нравственные ценности, которые дает религия.
Будущее культуры – в
сосуществовании веры и разума, религии
и науки.
.
Искусство.
Искусство – художественное, образное отражение
действительности.
Функции искусства:
- познавательная
- оценочная
- коммуникативная
- созидательная
- эстетическая,
- нравственная
Основные виды искусства:
- Архитектура, зодчество – искусство строить здания.
- Скульптура – отражение действительности в объемных, художественных формах.
Различают:
- монументальную
скульптуру (памятники вождям, героям),
- Живопись – реальность отображается средствами цвета, света, тени.
Выделяют несколько
видов живописи:
- Монументальная (мозаика, фрески)
- Станковая (украшение квартир, музеев)
- Графика (книжные иллюстрации, газеты, плакаты)
Выделяют несколько
жанров живописи:
- Портрет
- Исторический жанр
- Бытовой
- Пейзаж
- Натюрморт
Исторические типы искусства:
- Готика (эпоха позднего Средневековья)
- Барокко (от итальянского слова странный, причудливый (16-18вв.))
- Классицизм (18в.) с идеями рационализма
- Романтизм (18-19вв.) (интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям.
- Реализм (19-20вв.) правдивое отражение действительности.
- Модерн (современность). Характеризуется отказом от привычных форм, поиском новых средств выразительности. Он опирается на философию жизни, философию психоанализа.
Стиль модерн.
Рассмотрим предысторию возникновения
стиля модерн.
В середине 19в. возникает термин «декаданс»
( от французского упадок). Термин употреблялся
для обозначения кризисных явлений
в духовной культуре 19-начала 20в, которые
связаны с безнадежностью, пессимизмом.
Возникает вопрос: Почему в условиях
развития науки и техники, в стабильный,
мирный период наступает эпоха декаданса?
И вправе ли мы говорить о кризисе
культуры рубежа 19 – 20 века?
В общественном сознании
произошли значительные перемены:
- произошла перестройка общественного сознания в духе позитивизма;
- возник повышенный спрос на идеи иррационализма.
Надо говорить не о
кризисе культуры в целом, а о
кризисе реалистических традиций, поиске
новых форм и средств выразительности, что проявилось
в:
- импрессионизме, цель которого – непосредственное наблюдение и изучение окружающей действительности в её разнообразных проявлениях, социальная апатия.(изображение мира пьяниц, бродяг, проституток, просто картинки с натуры.)
- постимпрессионизм – бегство от действительности в экзотические страны (Гоген), в собственный внутренний мир (Ван Гог.)
- символизм (музыка Скрябина, живопись Врубеля.)
Таким образом, модернизм - совокупность направлений, сложившихся
в искусстве 20 в.
Его особенности :
- кризисный характер;
- теоретичность, обращение к философским школам – «философии жизни», «фрейдизму»;
- поиск новых изобразительных форм, стремление постичь скрытое, неведомое.
- элитарный характер.
Основные направления
стиля модерн:
Все явления отражаются
с помощью геометрических фигур,
линий, инородных материалов ( песок, уголь, железо, стекло, опилки)
- Экспрессионизм (П. Пикассо, Кандинский)
Это – отражение острых противоречий и конфликтов, сознательное
искажение реальности, с целью вызвать
страх перед окружающим миром, средство
выражения протеста художника. («Герника»
П.Пикассо)
- Футуризм – попытка всеми средствами показать движение, развитие, темп жизни (ритмическое повторение отдельных фигур или их частей, увеличение количества рук и ног у бегущего человека). Надо « восстать против тирании слов, (стихи из одного слова или стих читается одинаково слева направо и наоборот) уничтожить театры, музеи, вымести из живописи все использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь».
- Абстракционизм. Характеризуется предельно простым рисунком и особым вниманием к цвету. (К. Малевич «Чёрный квадрат» - философская основа – учение Анри Берксона об интуиции: «Предметы исчезли как дым.
« Чёрный квадрат» – это
образ «Ничто». Белый фон - это
символ бесконечности.)
- Сюрреализм. Обращение к бессознательному, сверхъестественному. Отражение мира снов, галлюцинаций и фантазий (С.Дали писал: «Смысл моих работ настолько глубок, что я сам его не понимаю, он ускользает от логического анализа».
- Постмодерн. Характеризуется свободой во всем, игровым началом, отрицанием всякого рода традиций и отказом от авторитетов любого ранга, начиная от государства и кончая правилами поведения человека в обществе. Основные понятия: дадаизм, (от «дада» – детский лепет, лошадка) игра, случай, ирония, иррационализм, субъективизм.
Наука как форма
культуры. Роль науки в развитии
общества.
Наука – теоретическое отражение действительности.
Различают:
- Фундаментальные науки (изучение общих законов развития природы, общества, личности)
- Прикладные науки (применяют результат фундаментальных наук для решения социально-практических проблем)
Значение науки проявляется
в функциях:
- Познавательная
- Хранение и распространение информации
- Прогностическая
- Наука, как способ познания мира
- Нравственная
Различия в
понятиях:
Наука |
Искусство |
Это объективное восприятие мира |
Это субъективное восприятие мира |
Это мышление в понятиях |
Мышление в образах |
Связь с интеллектуальными
способностями человека. |
Опора на чувственно образную
сторону на творческие способности |
Основные этапы
развития науки:
- Классическая (17-19вв.)
Преобладает механика, образ
мироздания рассматривается как
часовой механизм.
- Неклассическая наука (1ая половина 20в.) её черты:
- теории относительности;
- квантовости;
- вероятности.
- Современная наука характеризуется глобальным эволюционизмом соединяет идеи эволюции с идеями системного подхода, устанавливает связи между живой, неживой и социальной материей.
Так, синергетика изучает
общие принципы процесса самоорганизации.
Уровни научного познания:
- Эмпирический (сбор фактов и их первоначальное обобщение)
- Теоретический (проявляется в формировании проблем, гипотез, законов)
Проблема – это
знание о незнании.
Гипотеза – это научное предположение,
требующее доказательств.
Закон – форма научного знания,
дающая целостное отображение существенных
связей.
Технократическая проблема:
Создание гармонии между развитием
науки и техники с одной
стороны и приспособлением человека
к результатам своей деятельности
другой.