Основные школы и направления древнекитайской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае. Будучи по духу восточными, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые соприкасались с ними. Эти различия позволяют говорить отдельно об индийском, китайском и греческом типах философии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии………..5
2. Основные школы и направления древнекитайской философии………..11
3. Объясните, в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 87.50 Кб (Скачать)

                                  Содержание.

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

1. Основные направления  и школы древнеиндийской философии………..5

 

2. Основные школы и  направления древнекитайской философии………..11

 

3. Объясните, в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия………………………………………….15

 

Заключение……………………………………………………………………18

 

Список литературы…………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Введение.

 

Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку  первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока  сформировались мировоззренческие  концепции, в которых своеобразно  были сплавлены религиозные и  философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.

Будучи по духу восточными, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые  оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые соприкасались с ними. Эти различия позволяют говорить отдельно об индийском, китайском и греческом типах философии. Традиционно в истории философии древнеиндийская и древнекитайская философия объединяются как философия Древнего Востока

Философия в собственном  смысле возникла в VI в. до н.э. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Мифологическое  сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой.

В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Хотя на первых порах она еще очень тесно связана с мифом, поскольку сама философия зарождается в лоне мифологии, и ее образы и язык во многом почерпнуты из мифологии. Мифология не вытесняется философией, она всегда соседствует с философией.

Переход от мифа к философии  подготовили следующие факторы  социального, экономического и духовного характера:

· переход от бронзы к  железу;

· развитие аграрного  и промышленного производства;

· разложение первобытнообщинного  строя и возникновение государственных  структур и правовых норм регулирования  общественной жизни;

· постепенное накопление элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

Эти, общие для всего  Древнего мира предпосылки, дали импульс  различным направлениям восточной  философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления и школы древнеиндийской философии.

 

Индийская культура является одной из самых древних в истории  человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшаяся большое влияние  на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности, в западной Европе. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.

В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило  формирование различных школ и направлений  древнеиндийской философии. В зависимости  от отношения к Ведам философские  школы подразделяются на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя, вайшешика), признающие авторитет Вед и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята-чарвака), отвергающие авторитет Вед.

Философия ведийского периода

Брахманизм - это учение брахманов (священников, жрецов), он основывался на Ведах, которые считаются священными книгами, божественным откровением наподобие Библии. Подлинными знатоками и толкователями Вед и считались брахманы.

Самую древнюю часть  Вед составляют четыре санхиты (сборника). Далее следуют:

· Брахманы (ритуальные тексты) - комментарии к текстам Вед;

· Араньяки - «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях.

Заключительная часть  Вед - упанишады От санскр. upa - рядом и sad - сидеть с учителем. - содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.

В упанишадах развивается  тематика Вед:

· идея единства всего  сущего,

· космологическая тематика,

· поиск причинно-следственных связей и т.д.

В упанишадах основное внимание уделяется внутренней стороне бытия  и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию.

В качестве первоосновы  бытия в упанишадах выступает Брахман - универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир. Брахман тождествен и вместе с тем противопоставляется Атману - индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».

С этим связано и учение о Сансаре (круговороте жизни) и Карме (законе воздаяния) в упанишадах. В учении о Сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. Будущее человека - результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. И только тот, кто вел благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей Варны (сословия).

Поэтому важнейшая задача человека (и главная категория  упанишад) - освобождение (Мокша) его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Это освобождение реализуется посредством познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой. Таким образом, в философии упанишад каждый человек - «кузнец» своего счастья, вся его судьба зависит от собственного поведения.

 

 

Философия эпического периода

В это время эпические  поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи Упанишад подвергаются большой критике. Интуиция уступает место исследованию, религия - философии.

Неортодоксальные  школы в Древней и Средневековой Индии

Чарвака - это материалистическое учение, которое отрицает концепцию Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы. Основа всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Материя может мыслить. Смерть - конец всему.

Онтологической сущности этого учения соответствует и  теория познания, основа которой - чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что воспринимается чувствами.

В основе этической концепции  чарваков лежит неограниченное наслаждение - гедонизм. Эта теория утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания, отрицая нравственные ценности.

В центре джайнизма находится бытие личности. С точки зрения джайнизма, сущность личности дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива), связующее звено между ними - Карма. Карма понимается здесь как тонкая материя, которая соединяет грубую материю с душой и тем самым создает личность.

Джайнизм признает два  вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения. Джайнизм признает относительность познания и возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета.

Характерной особенностью философско-этической концепции  джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения.

Правильная жизнь человека связывается с аскетическим поведением, которое ведет к освобождению души от Сансары.

Основатель буддизма Гаутама (Будда) после многих лет аскезы пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

Характерная особенность  этого учения - его этико-практическая направленность, а центральный вопрос - бытие личности. В основе буддизма - «четыре благородные истины»:

· существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;

· существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению; основывался на Ведах, которые считаются священными книгами, божественным откровением наподобие Библии.

· существует освобождение от страдания;

· существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.

Важнейшая концепция  буддизма - концепция терпимости (толерантности) и относительности, согласно которой дело заключается в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности. В буддизме устанавливается практика медитации - углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Ее цель - просветление, или состояние нирваны.

В системе буддизма определяющим является принцип абсолютной автономии  личности, ее независимости от среды. Все связи человека с реальным миром, в том числе и социальным, буддизм рассматривает как отрицательные и вредные для человека.

Таким образом, философия  буддизма, как и джайнизма, носит  эгоцентрический и интровертивный характер.

Ортодоксальные  школы в индийской философии

Философское учение «Бхагавадгиты» опирается на авторитет Вед. «Бхагавадгита» в переводе означает песнь бога Кришны, она составляет часть шестой книги «Махабхараты» и часто называется просто «Гита».

Согласно «Гите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью - пракрити. Первичное, вечное и неизменное бытие - это высший Брахман.

«Бхагавадгита» обращает внимание на нравственные проблемы и отличается эмоциональным характером. Для обретения внутренней нравственной свободы индивиду необходимо отрешиться от внешних, чувственных притязаний и соблазнов. В связи с этим в книге развивается учение о йоге - комплексе приемов, благодаря которым достигается особое состояние духа, психического равновесия.

«Гита» положила начало новому направлению  религиозной мысли - индуизму.

Философские системы индуизма

Веданта (завершение Вед) признает Брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Выход из сансары заключается в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, - это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является Брахман. Главный путь к достижению этого истинного знания - соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед. Знание освобождает душу.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) тесно связывается с дхармой - идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение, что ведет к прекращению перерождений.

Санкхья (число, перечисление) выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрити). Одна из ранних философских школ, имеющих прямое отношение к ведической традиции, является санкхья. Основателем ее был Капила (VI в. до н.э.). Самым древним из дошедших до нас трудов является работа Ишвара-Кришны «Санкхья - карика».

Здесь признается и существование абсолютной души (пуруши), благодаря которой и существуют вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные, так и духовные. В учении о познании кроме восприятия и логического вывода санкхья признает источником познания также учения древних священных книг - Вед. Предпосылку этики санкхьи составляет убеждение во всеобщей распространенности страдания. Поэтому главной задачей мудрости считается познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) направлена на практическое психологическое обучение. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей мир состоим из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом Кармы.

Информация о работе Основные школы и направления древнекитайской философии