Основные проблемы философии
XVII в. Проблема материи и
субстанции в философии 17 века(Р.Декарт,
Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
Философия XVII века, являясь
естественным продолжением развития
основных идей философии Возрождения,
в тоже время сформировала
новые принципы философствования,
наложившие отпечаток на все
последующие этапы развития научного
знания как такового. Закономерно
создание научного метода познания
становится одной из важнейших
проблем в философии XVII века.
Р. Декарт осознавал,
что математика не позволяет
ответить на сугубо философские
вопросы бытия мира – причины
его бытия, единства бытия мира,
вечности бытия и т.д. Поэтому
он обращается прежде всего
к осмыслению сущности субстанциональных
основ бытия мира.Только в мышлении
мир предстает таким, каким он существует
на самом деле (или в самом себе). Отсюда,
естественно, возникает разделение, в
какой-то мере и противопоставление, субъекта
и объекта в познании. Поскольку ум есть
мыслящая субстанция, заданная в виде
познавательной способности Богом (в этом
смысле способность и талант человека
мы часто и называем даром Божьим).
Продолжением складывающихся
традиций рационалистической философии
после Декарта явилась система
философских воззрений нидерландского
(голландского) философа Бенедикта
Спинозы (1632 – 1677 гг.). Единство
Божественного и природного Б.
Спиноза выражает через понятие
субстанция, такой всеобъемлющей
формы Бытия, которая является
причиной самой себя и в
силу этого ни в чем дополнительном
для своего существования не
нуждается. Это единство Бога
и природы, которое и приобретает
форму субстанционального бытия,
постигаемого не в форме чувственного
опыта и познания , а в форме умозаключений
в виде интеллектуально-интуитивной деятельности
человека. Он сталкивается со сложной
диалектикой единичного (конкретные вещи)
и всеобщего (субстанции), определенным
образом решая эту проблему: чтобы конкретное,
единичное не ускользало из сферы всеобщего
бытия (субстанции), а субстанция приобретала
конкретно-предметные формы своей всеобщности.
Он вводит понятие
модусов, под которым он понимает
конкретные формы бытия субстанции.
Он выделяет два типа модусов:
Модусы, которые обладают
протяжением, пространственными
характеристиками и движением,
главным образом механическим.
Второй тип модусов
Б. Спиноза отождествляет с
мышлением как бестелесной духовной
деятельностью, пребывающей в
вечности и бесконечности. Этот
модус обладает особым атрибутом
(свойством) – разумом.
Исходя из рационалистической
методологии, Б. Спиноза решает
и проблему человека, воли и
свободы.
Идеи рационалистического
объяснения и понимания бытия
мира развил дальше, хотя и
на свой лад, Готфрид Лейбниц
(1646 – 1716 гг.), выдающийся немецкий
ученый и философ. Исходная
проблема, которую решает он –
как объяснить, как воспроизвести
в системе философского знания
все многообразие качественно
различных явлений в мире, которые,
по его мнению, сугубо индивидуальны
(он называет это принципом
всеобщих различий), и в тоже
время их единство, совпадение
в определенных отношениях (принцип
всеобщего тождества).Он, как и Декарт,
и Спиноза, обращается к категории субстанции.
Но в отличие от них он признает наличие
в объективном мире множества отдельных
субстанций, которые он называет монадами,
которым свойственно индивидуальность,
простота и неделимость. Все субстанции
объединяет то, что им изначально присуща
одна и также духовная сила и энергия,
и предстают как живые точки. Они вечны,
для них пространственные различия несущественны,
они и не протяженны (своеобразная разновидность
пантеизма). Не обходит Г. Лейбниц в своих
философских поисках и такой фундаментальной
проблемы как проблема свободы воли, имеющая
практически-прагматическое значение
в непосредственном бытие человека. В
решении ее он также исходит из теории
монадологии, предустановленной гармонии
и принципа тождества.
Сама свобода воли обнаруживает
себя как реальность через действие
случайности и необходимости. Исходя
из теории монадологии, предустановленной
гармонии и принципа тождества, Лейбниц
приходит к концепции так называемого
панлогизма. Суть которого заключается
в следующем. Раз в мире все необходимо,
а не случайно, то в самой реальности есть
своя логика, которая воспроизводится
в логике мышления.
В определенной мере
сама свобода воли является
необходимостью. Подводя итог, можно
сказать: философия Г. Лейбница
есть свидетельство попытки создать
универсальную философскую систему,
в которой мир предстал бы
как универсальная и гармоничная
система.
Эмпиризм как течение
в философии XVII в. и его
сущность. Учение Ф.Бэкона о
методе познания и истине.
Френсис Бэкон является
создателем индуктивного метода
познания. Обычно индуктивный метод
характеризуют как путь от
частного к общему. Рассматривая
философию как деятельность рассудка,
предметом которой являются: Бог,
природа и человек, он акцентирует
внимание на познании природы,
выявлении универсальных законов
ее бытия и получении истинного
знания о них. Считая мудрость
и мудрствование основой всякого
философствования, Бэкон замечает,
что естественная философия (т.е.
философия природы или натурфилософия)
должна опираться на факты,
даваемые экспериментом. И только
на основе обобщения научных
фактов, посредством особого, индуктивного
метода, можно получить достоверное
знание, не противоречащего рассудку.
Но для этого необходимо преодолеть
трудности, связанные с природой
человеческого разума, склонного
к заблуждению и догматизму. Причиной
заблуждения Бэкон считает «идолы»:
Идолы рода – склонность
доверять чувствам, а не разуму
(природное свойство человеческого
разума).
Идолы пещеры – заблуждения,
вызванные нашим воспитанием,
различными учениями, влиянием авторитетов
и т.д.
Идолы площади –
влияние толпы и массового
сознания, подавляющих индивидуальность.
Идолы театра – заблуждения,
созданные различными схоластическими
учениями, основанными на абсолютных
догмах.
Преодоление влияния этих
идолов Бэкон видит в индуктивном
методе, при условии, что он исходит
из фактов. Тогда можно получить
истинное знание о природе (т.е. такое
знание, которое не противоречит фактам),
которая существует сама по себе, хотя
и сотворена Богом.
Таким образом, Бэкон
является одним из основателей
эмпиризма – системы получения
научного знания: научного наблюдения
и эксперимента. Принцип эмпиризма
Ф. Бэкон распространяет и на
учение о человеке и морали.
Он отличает два компонента
души человека: одна - Боговдохновенная,
производная от духа Бога, недоступная
для познания. Вторая, чувственная,
подобная душе животных. Она является
основанием разума. На основании
своих убеждений Бэкон проводит
аналогию между человеком и
природой. В человеке, как и в
природе, есть проявление как
единичного, так и всеобщего. Следовательно,
в человеческом сообществе должны быть
общие основы – доминанты. И таким доминантом,
по мнению Бэкона, является благо, благо
для общества. Каждый индивид, живущий
в обществе, должен заботиться о благе
для общества. В обществе равновесие основано
на всеобщем благе.. Его знаменитый афоризм
"Знание есть сила", послужил знаменем
развития естественно научного знания
и в последующие эпохи.
Рационализм как течение
в философии XVII в. Учение Р.
Декарта о сущности дедуктивного
метода познания и истине. Критерии
истины.
Рене Декарт является
одним из основоположников рационалистической
философии 17 века. Он пытается
применить математические методы
в философии и идею о самодостаточности
человеческого разума, чтобы получить
неопровержимые истинные выводы.
Декарт обращался к осмыслению
сущности субстанциональных основ
бытия мира. Следуя принципу пантеизма
Р. Декарт понимает под субстанцией Божественную
силу, всетворящую и вездесущую, которая
проявляется в двух видах: 1.Мыслящая субстанция
– свойственная человеческой душе и разуму,
доступная только посредством интеллектуальной
интуиции 2.Материальная – доступная человеку
только посредством мышления. Только в
мышлении мир предстает таким, какой он
есть на самом деле. Само мышление – это
деятельность ума на основе врожденных
категорий, т.е. предельно обобщенных понятий.
Подлинное бытие человека
невозможно без мышления: «Мыслю
– значит, существую», «Как мыслю,
так и существую». Истинное знание
есть продукт мышления. Оно становится
таковым, когда становится очевидным
для разума. Истина есть соответствие
мыслей вещам. Истинное знание
мы можем получить только с
помощью рационального мышления
– мышления в научных понятиях.
А когда мы имеем знание
об общем, мы можем получить
знание о частном с помощью
дедуктивного метода.
Р. Декарт рассматривает
природу как сложный механизм
доступный для рационального
объяснения и понимания. Поскольку
человек является частью природы,
то и человека можно объяснить
рационально. Поскольку в природе
нет зла, то и человек по
природе добр, а зло – это
ошибка природы. Человек способен
преодолеть зло только с помощью
рационального понимания всеобщего
блага и вытекающего из него
долга.
Проблема человека и
его сущности в философии XVII
в. Идея разумного эгоизма. Свобода
и необходимость в бытие человека.
Принцип рационализма
и очевидности Р. Декарт распространяет
и на понимание природы и
сущности человека. Как природно-телесное
существо человек есть особая
машина, механизм, деятельность которого
подпадает и определяется механическими
законами. Страсти и влечения
есть свойство и проявление
телесной сущности человека. Своеобразный
натурализм. Естественные чувства
человека являются основанием
альтруизма, укорененного в природе
человека. Человек по природе
своей склонен творить добро
и благо (естественное благо),
а зло есть всего лишь ошибка
природы.
В тоже время, человек
является духовным и мыслящим,
рациональным существом. Как духовное
существо человек наделен способностью
к состраданию и активной деятельности
на достижения блага, и, прежде
всего, общего блага. А как
мыслящее, рациональное существо
он способен к самопознанию
самосознанию, критическому отношению
к себе. Человек наделен, как
божественное существо, свободой
воли, которая шире разума, и потому
склоняет его к греху и заблуждению.
И только рациональное понимание всеобщего
блага и вытекающего из него долга, помноженные
на активно-сознательную деятельность
преодолевают противоречие между единичным
индивидуальным благом и всеобщим
благом как необходимостью целостного
бытия человека. Вне рационализма противоречие
между индивидуальным и всеобщим благом
неразрешимо. Рационализм как способ беспристрастного
отыскания истинного блага обязательно
сопровождается активной деятельности
души, самовоспитание и воспитание которой
опять таки должно основываться на рациональных
началах, а не предрассудках и слепых верованиях.
Прозрение души есть выражение принципа
очевидности, проистекающей из деятельности
ясно мыслящего рассудка.
Хотя как естественное
существо человек изначально
эгоистичен, эгоизм в данном аспекте
понимается как положительная
система жизнеутверждения. Он (эгоизм)
бытует в человеческом сообществе в форме
себялюбия, приобретает качество полярности.
Человек является эгоистом не потому,
что он порочен, а потому, что он исходит
из мотива полезности. Но любовь к себе
делает возможным и проявление любви к
другим. "Именно наша любовь к самим
себе помогает любви к другим, именно эта
любовь к себе, полученная каждым живым
существом в удел от природы, подсказывает
нам уважение к самолюбию других людей".
Но этот эгоизм, делающий человека индивидуалистом,
посредством разума, просвещения и воспитания
может стать совершенным и разумным - идея
разумного эгоизма.
Исходя из рационалистической
методологии, Б. Спиноза решает
и проблему человека, воли и
свободы. Мы помним, что природа
рассматривается им с точки
зрения механицизма и натурализма.
Человек не есть противоположность
природы, а органическая часть
природы, подчиняющаяся всеобщим
законам природы. Человек - особое
природное существо, обладающее
мышлением и духом. Правда душа
"есть вещь мыслящая", а содержанием
души являются идеи ей выдвигаемые.
Поскольку человек включен в
систему мировой детерминации (а
детерминацию он понимает как
цепь последовательных событий,
вытекающих с необходимостью
из механических законов) и
подчиняется в своем действии
ей, то он (человек), по мнению Б.
Спинозы, не имеет свободы воли.
Раз в природе она есть фикция,
то и у человека ее быть
не может. Свобода воли –
иллюзия. Но поскольку человек
разумное существо, способное действовать
последовательно, то "воля и
разум одно и тоже". А все аффекты,
влечения, удовольствия есть выражение
состояния души человека.
Поскольку субстанция
действует сама по себе свободно,
порождая объективную цепь событий
(необходимость), а человек действует
в границах необходимости, то
в своем бытие человек сталкивается
с решением проблемы достижения
единства с необходимостью, а
не противопоставления ей. Как
рационалист, он считает, что
свобода, как действие без принуждения,
достижима лишь на путях только
рационально-научного познания необходимости,
природных законов. Именно знание
необходимости является основанием
творческой деятельности. Сама свобода
состоит в достижении господства
над своими влечениями и чувствами,
а также в сознательном следовании
законам необходимости. Спинозовское
понимание свободы можно выразить кратко:
"Свобода есть познанная необходимость".
Но важно подчеркнуть, что познание необходимости
есть ключ к познанию и самого себя. Понятая
свобода сама становится необходимостью,
если мы желаем стремиться к безошибочным
поступкам и действиям. Т.о., Б. Спиноза
последовательно рационалистически, решает
фундаментальную проблему свободы и необходимости,
как все другие рассматриваемые им проблемы
бытия мира и человеческого сознания.
Можно в заключение сказать, что Б. Спиноза
развил и уточнил основные принципы рационалистической
философии той, далекой от нас эпохи, но
не потерявшей значения и в наши дни.