Основные проблемы философии Ф. Ницше как «философии жизни и нигилизма»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 16:47, реферат

Описание работы

Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца XIX века. По своему содержанию она носила, как теперь модно выражаться, «скандальный характер» Во-первых, она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенными И. Кантом и Гегелем. Во-вторых, она радикально меняет направленность развития философии, по крайней мере, европейской, ее устремленность к гуманистическим целям и нравственному совершенствованию человека.

Работа содержит 1 файл

Основные проблемы философии Ф. Ницше как «философии жизни и нигилизма».docx

— 23.45 Кб (Скачать)

Посредственности (третий слой) играют важную роль в укреплении устойчивости иерархически кастового общества. Они составляют ту «почву», на которой может «произрастать» элита общества. Более того, по его мнению, «посредственностью обусловлена культура в ее высоком развитии» [4, c. 84–85]. Ф. Ницше логично, в соответствии со своей теорией воли к власти, приходит к выводу, что в обществе должно существовать право сильного, способного властвовать и подчинять. Речь должна идти о неравенстве прав, так как неравенство – «первое условие для того, чтобы существовали права» В такой модели общественного устройства, по его убеждению, «нет ничего произвольного, ничего надуманного, искусственного», так как такая постройка более всего соответствует законам живой природы, законам самой жизни. Бросая взор на прошлое в человеческой истории, он находит пример подобной организации общественной жизни в лице Римской империи, Античной Греции. Опыт которых он рассматривает как предварительную работу, фундамент для последующих тысячелетий, который был разрушен, как он убежден, под воздействием христианства, христианской религии и христианской морали. «Вечное возвращение» как торжество инстинкта воли к власти, по его мнению, возможно. Но эту миссию может выполнить новый тип людей – «сверх-человеки», «сверх-личности». В этом аспекте он идеализирует ислам и буддизм, хотя сам по своему воспитанию и культуре был христианином.  

Как мы видим, он расходится в своих философских взглядах как с традициями Просвещения, так и с традициями немецкой классической философии, с классическими принципами гуманизма. Он старается беспристрастно научно, как он убежден, вскрыть глубинные механизмы самой жизни, бытия человека и общества, апеллируя к естественным законам природы, где действительно все целесообразно, гармонично, нет ничего лишнего, где господствует строгая иерархия сильного и слабого, где борьба за жизнь «всеми средствами инстинкта жизни» является универсальным принципом саморегуляции и самовоспроизводства. Вот почему он считает, что общественный прогресс не свидетельство мощи человека, а его деградации, его «омассоствления», дегероизации. По его мнению, на место героя приходит «мещанин».  

Философия Ф. Ницше  и привлекает, и «отталкивает»  одновременно. Поэтому часто и  сейчас – одни видят в ней философию  оправдания насилия как принципа жизни, другие – великого мыслителя, уловившего тайные механизмы бытия  мира как универсума. Но философию  Ф. Ницше можно понимать и как  выражение противоречивости бытия  самой жизни, и самого человека. Он не может примириться с тем, что  в истории есть не только достижения, но и утраты, потери. Человечество, по его мнению, часто пасовало перед  обстоятельствами жизни. В то время  как ему виделась необходимость  постоянного его торжества, когда  «сверх-человеку», по выражению Ф. Достоевского, дозволено все. Но философию Ф. Ницше можно рассматривать и как предостережение перед соблазном выйти за границы добра и зла, в ту сферу абсолютной свободы, которая не может быть понята рационально.

Список литературы 

1. Давыдов Ю. Этика  любви и метафизика своеволия.  – М.: Молодая гвардия, 1992.  

2. Мир философии:  Книга для чтения: В 2 ч. –  М.: ИПЛ, 1991.  

3. Ницше Ф. По  ту сторону добра и зла // Вопросы философии. – 1989. –  № 5.  

4. Ницше Ф. Антихристианин (опыт критики христианства) / Сумерки Богов. – М.: ИПЛ, 1989.  

5. Ницше Ф. Утренняя  заря. – Свердловск: Воля, 1991.

Информация о работе Основные проблемы философии Ф. Ницше как «философии жизни и нигилизма»