Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 16:47, реферат
Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца XIX века. По своему содержанию она носила, как теперь модно выражаться, «скандальный характер» Во-первых, она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенными И. Кантом и Гегелем. Во-вторых, она радикально меняет направленность развития философии, по крайней мере, европейской, ее устремленность к гуманистическим целям и нравственному совершенствованию человека.
Посредственности (третий
слой) играют важную роль в укреплении
устойчивости иерархически кастового
общества. Они составляют ту «почву», на
которой может «произрастать» элита общества.
Более того, по его мнению, «посредственностью
обусловлена культура в ее высоком развитии»
[4, c. 84–85]. Ф. Ницше логично, в соответствии
со своей теорией воли к власти, приходит
к выводу, что в обществе должно существовать
право сильного, способного властвовать
и подчинять. Речь должна идти о неравенстве
прав, так как неравенство – «первое условие
для того, чтобы существовали права» В
такой модели общественного устройства,
по его убеждению, «нет ничего произвольного,
ничего надуманного, искусственного»,
так как такая постройка более всего соответствует
законам живой природы, законам самой
жизни. Бросая взор на прошлое в человеческой
истории, он находит пример подобной организации
общественной жизни в лице Римской империи,
Античной Греции. Опыт которых он рассматривает
как предварительную работу, фундамент
для последующих тысячелетий, который
был разрушен, как он убежден, под воздействием
христианства, христианской религии и
христианской морали. «Вечное возвращение»
как торжество инстинкта воли к власти,
по его мнению, возможно. Но эту миссию
может выполнить новый тип людей – «сверх-человеки»,
«сверх-личности». В этом аспекте он идеализирует
ислам и буддизм, хотя сам по своему воспитанию
и культуре был христианином.
Как мы видим, он расходится
в своих философских взглядах
как с традициями Просвещения, так и с
традициями немецкой классической философии,
с классическими принципами гуманизма.
Он старается беспристрастно научно, как
он убежден, вскрыть глубинные механизмы
самой жизни, бытия человека и общества,
апеллируя к естественным законам природы,
где действительно все целесообразно,
гармонично, нет ничего лишнего, где господствует
строгая иерархия сильного и слабого,
где борьба за жизнь «всеми средствами
инстинкта жизни» является универсальным
принципом саморегуляции и самовоспроизводства.
Вот почему он считает, что общественный
прогресс не свидетельство мощи человека,
а его деградации, его «омассоствления»,
дегероизации. По его мнению, на место
героя приходит «мещанин».
Философия Ф. Ницше и привлекает, и «отталкивает» одновременно. Поэтому часто и сейчас – одни видят в ней философию оправдания насилия как принципа жизни, другие – великого мыслителя, уловившего тайные механизмы бытия мира как универсума. Но философию Ф. Ницше можно понимать и как выражение противоречивости бытия самой жизни, и самого человека. Он не может примириться с тем, что в истории есть не только достижения, но и утраты, потери. Человечество, по его мнению, часто пасовало перед обстоятельствами жизни. В то время как ему виделась необходимость постоянного его торжества, когда «сверх-человеку», по выражению Ф. Достоевского, дозволено все. Но философию Ф. Ницше можно рассматривать и как предостережение перед соблазном выйти за границы добра и зла, в ту сферу абсолютной свободы, которая не может быть понята рационально.
Список литературы
1. Давыдов Ю. Этика
любви и метафизика своеволия.
– М.: Молодая гвардия, 1992.
2. Мир философии:
Книга для чтения: В 2 ч. –
М.: ИПЛ, 1991.
3. Ницше Ф. По
ту сторону добра и зла //
Вопросы философии. – 1989. –
№ 5.
4. Ницше Ф. Антихристианин
(опыт критики христианства) / Сумерки
Богов. – М.: ИПЛ, 1989.
5. Ницше Ф. Утренняя заря. – Свердловск: Воля, 1991.
Информация о работе Основные проблемы философии Ф. Ницше как «философии жизни и нигилизма»