Основные принципы немецкой классической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Немецкая классическая философия охватывает более чем столетний период. Она связана с именами великих философов И. Канта (1724-1804), И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинга (1775-1854), Г.В. Гегеля (1770-1831), Л. Фейербаха (1804-1872).

Несмотря на то, что каждый из этих мыслителей удивительно своеобразен, можно говорить о немецкой классической философии как о едином, целостном образовании, поскольку ее отличает приверженность к ряду общих принципов.

Содержание

Раздел 1. Основные принципы немецкой классической философии

Раздел 2. Философия И. Канта: активность субъекта познания, постулаты практического разума

Раздел 3. Система и метод философии Гегеля

Раздел 4. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.21 Кб (Скачать)

Раздел 4. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха  

Людвиг Фейербах - философ-материалист и атеист. В  противоположность Гегелю, который  выводил природу из абсолютной идеи, Фейербах провозгласил, что природа  существует вечно, она не имеет ни начала, ни конца, как во времени, так  и в пространстве. Природа, доказывал  Фейербах, человеку дана, ее не надо из чего-либо выводить. Напротив, все порождения человеческого сознания, в том  числе и идея Бога, представляют собой «перевод на человеческий язык закономерностей природы». Фейербах называл философию Гегеля - «рациональной  теологией», поскольку абсолютная идея Гегеля есть не что иное, как разум, оторванный от человека и превращенный в творящее мир начало. Абсолютная идея Гегеля - это новое название Бога.

Опровергая Гегеля, Фейербах утверждал, что мышление не может существовать независимо от человека, так как оно неразрывно связано  с человеческим мозгом. Отсюда он делал  вывод о первичности материи  и вторичности сознания.

В центре философии  Фейербаха стоял человек, которого он рассматривал как часть природы. Предметом его философии стали  природа и человек как биологическое  существо, поэтому материализм Фейербаха  называют антропологическим (от antropos - человек).

Антропологический принцип философии позволил Фейербаху  преодолеть дуализм души и тела, свойственный идеализму и религии. Нет самостоятельно существующего, а тем более первичного по отношению  к миру вещей мира идей. В человеке обнаруживается единство материального  и духовного, и изучая его, писал Фейербах, мы устанавливаем вторичность сознания по отношению к первичному материальному субстрату - мозгу.

Идеи возникают  из общения между людьми. Поэтому  отношение человека к природе  опосредуется отношением человека к  человеку. В ходе общения индивидуальная жизнь соединяется с родовой, человек превращает продукты культуры в свои сущностные силы и способности.

Фейербах был  глубоко уязвлен внечеловеческой сущностью философии Гегеля. Вместе с тем рассмотрение человека только как природной сущности неизбежно приводило Фейербаха к метафизической трактовке природы и общества, идеализму в объяснении социальных процессов. Человек Фейербаха - это биологический индивид, искусственно вырванный из социальной среды, исследуемый вне конкретно-исторических условий его бытия, его практической деятельности. Это абстрактный человек с неизменной биологической природой, с вечными, определенными биологическими свойствами, стремлениями и вытекающими из них поступками. В таком подходе к человеку ярко обнаруживается метафизический характер его философии. Поэтому очевидным является тот факт, что, отвергнув идеализм Гегеля, Фейербах отказался от рационального зерна его философии - диалектического метода. Абстрактный человек с неизменной биологической природой становится исходным в анализе Фейербахом общественных отношений.

Во всех отношениях между людьми Фейербах видел лишь этические отношения, основанные на врожденном стремлении к счастью. Представление  о наличии у человека стремления к счастью, вытекающего из неизменной биологической природы, привело  философа к конструированию общечеловеческой морали, скроенной для всех времен и народов, которая, по существу, сводилась  к призыву любить друг друга независимо от социальной принадлежности, пола и  звания. Фейербах предложил так перестроить  сознание людей, чтобы их представления  о счастье стали тождественными. При таком подходе определяющая роль в общественном развитии отводится  духовным факторам.

Со взглядами Фейербаха на мораль тесно связаны и его религиозные воззрения. Фейербах стремился найти земные корни религии. По его мнению, не Бог создал человека, а человек - Бога по своему образу и подобию. Но сами эти корни философ истолковывал как природные, увидел их в психологии биологических чувствований.

Отвергнув религиозные  постулаты о бессмертии души и  сотворении мира, Фейербах взамен существующей религии пытался создать новую  религию. Согласно ему, это должна быть «разумная» религия, основанная на обожествлении  человека человеком.  
 

Список  литературы  

1.  Мир философии. Ч.1,2. - М.: Политиздат, 1991.

2.  Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.

3.  Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1985.

4.  Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.

5.  Кант И. Соч.: т.2, т.6.

6.  Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В. Гулыги/ - М.: Наука, 1980. /Памятники философ. мысли/.

7.  Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х т. - М.: Мысль, 1971. 2. Человек: мыслители прошлого, настоящего и будущего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. / Сост. П.С. Гуревич - М.: Республика, 1995. С. 15-93. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные принципы немецкой классической философии