Основные принципы немецкой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:45, реферат

Описание работы

Развитие немецкой классической философии было одним из важней¬ших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в герман¬ских государствах с середины VIII в. и имевшего другим своим прояв¬лением, главным по воздействию вширь на общественное сознание, классическую не¬мецкую литературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем был включен в общеевропейское движение об¬щественной мысли, по¬лучившее название Просвещения.

Работа содержит 1 файл

Раздел 1.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

До Гегеля было широко распространено мнение, что  все процессы мира протекают постепенно, без прерывов постепенности. Гегель отверг эту метафизическую концепцию  и обосновал положение, что на основе постепенных количественных изменений через прерыв постепенности (скачок) старое качество превращается в новое.

Характеризуя  форму самодвижения понятий, Гегель сформулировал положение о диалектическом отрицании, развитии через отрицание  отрицания. Каждое положение - тезис порождает свое отрицание -антитезис, результатом которого является синтез, удерживающий и сохраняющий в себе некоторые черты отрицаемого старого.

Отсюда Гегель сделал вывод о том, что движение идет от низших форм к высшим, т.е. поступательно, но в этом поступательном движении имеет место цикличность, как бы возврат к старому, но на новой высшей основе.

Однако Гегель непоследователен в проведении своих  диалектических принципов.

Диалектический  метод исходит из всеобщности  и необходимости развития во всех сферах, а его философская система требует оборвать развитие с достижением абсолютной идеей высшей стадии развития.

Диалектический  метод Гегеля основан на всеобщности  противоречий, а система же, обрывая  развитие, требует установления непротиворечивого абсолютно истинного состояния.

Диалектический  метод предполагает преобразование существующей действительности, а система, напротив, ее оправдывает. Из-за своей  противоречивости философия Гегеля давала простор для различных  политических выводов.

Раздел 4. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха

Людвиг Фейербах - философ-материалист и атеист. В  противоположность Гегелю, который  выводил природу из абсолютной идеи, Фейербах провозгласил, что природа  существует вечно, она не имеет ни начала, ни конца, как во времени, так и в пространстве. Природа, доказывал Фейербах, человеку дана, ее не надо из чего-либо выводить. Напротив, все порождения человеческого сознания, в том числе и идея Бога, представляют собой «перевод на человеческий язык закономерностей природы». Фейербах называл философию Гегеля - «рациональной теологией», поскольку абсолютная идея Гегеля есть не что иное, как разум, оторванный от человека и превращенный в творящее мир начало. Абсолютная идея Гегеля - это новое название Бога.

Опровергая Гегеля, Фейербах утверждал, что мышление не может существовать независимо от человека, так как оно неразрывно связано  с человеческим мозгом. Отсюда он делал  вывод о первичности материи  и вторичности сознания.

В центре философии  Фейербаха стоял человек, которого он рассматривал как часть природы. Предметом его философии стали природа и человек как биологическое существо, поэтому материализм Фейербаха называют антропологическим (от antropos - человек).

Антропологический принцип философии позволил Фейербаху преодолеть дуализм души и тела, свойственный идеализму и религии. Нет самостоятельно существующего, а тем более первичного по отношению к миру вещей мира идей. В человеке обнаруживается единство материального и духовного, и изучая его, писал Фейербах, мы устанавливаем вторичность сознания по отношению к первичному материальному субстрату - мозгу.

Идеи возникают  из общения между людьми. Поэтому  отношение человека к природе  опосредуется отношением человека к  человеку. В ходе общения индивидуальная жизнь соединяется с родовой, человек превращает продукты культуры в свои сущностные силы и способности.

Фейербах был  глубоко уязвлен внечеловеческой  сущностью философии Гегеля. Вместе с тем рассмотрение человека только как природной сущности неизбежно приводило Фейербаха к метафизической трактовке природы и общества, идеализму в объяснении социальных процессов. Человек Фейербаха - это биологический индивид, искусственно вырванный из социальной среды, исследуемый вне конкретно-исторических условий его бытия, его практической деятельности. Это абстрактный человек с неизменной биологической природой, с вечными, определенными биологическими свойствами, стремлениями и вытекающими из них поступками. В таком подходе к человеку ярко обнаруживается метафизический характер его философии. Поэтому очевидным является тот факт, что, отвергнув идеализм Гегеля, Фейербах отказался от рационального зерна его философии - диалектического метода. Абстрактный человек с неизменной биологической природой становится исходным в анализе Фейербахом общественных отношений.

Во всех отношениях между людьми Фейербах видел лишь этические отношения, основанные на врожденном стремлении к счастью. Представление  о наличии у человека стремления к счастью, вытекающего из неизменной биологической природы, привело философа к конструированию общечеловеческой морали, скроенной для всех времен и народов, которая, по существу, сводилась к призыву любить друг друга независимо от социальной принадлежности, пола и звания. Фейербах предложил так перестроить сознание людей, чтобы их представления о счастье стали тождественными. При таком подходе определяющая роль в общественном развитии отводится духовным факторам.

Со взглядами  Фейербаха на мораль тесно связаны  и его религиозные воззрения. Фейербах стремился найти земные корни религии. По его мнению, не Бог создал человека, а человек - Бога по своему образу и подобию. Но сами эти корни философ истолковывал как природные, увидел их в психологии биологических чувствований.

Отвергнув религиозные  постулаты о бессмертии души и сотворении мира, Фейербах взамен существующей религии пытался создать новую религию. Согласно ему, это должна быть «разумная» религия, основанная на обожествлении человека человеком.

Список  литературы

1. Мир философии.  Ч.1,2. - М.: Политиздат, 1991.

2. Введение в  философию: Учебник для вузов.  Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.

3. Энгельс Ф.  Людвиг Фейербах и конец классической  немецкой философии. С прил.: К.  Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1985.

4. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.

5. Кант И. Соч.: т.2, т.6.

6. Кант И. Трактаты  и письма /Вступит. ст. А.В. Гулыги/ - М.: Наука, 1980. /Памятники философ.  мысли/.

7. Гегель Г.В.Ф.  Кто мыслит абстрактно? // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х т. - М.: Мысль, 1971. 2. Человек: мыслители прошлого, настоящего и будущего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. / Сост. П.С. Гуревич - М.: Республика, 1995. С. 15-93.

Информация о работе Основные принципы немецкой философии