Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:17, реферат
Современный этап развития отечественной этики, одним из ярких представителей которого является профессор Ю.В.Согомонов, длится около пятидесяти лет. Речь идет не просто о большом по человеческим масштабам временном отрезке, вмещающем несколько поколений ученых хотя и это само по себе могло бы стать основанием для его выделения в особую качественно значимую историческую рубрику, а о внутренне едином пространстве этического дискурса.
8. Советская этика в том виде, в каком она начала складываться в начале 60-х годов в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины, не была простым комментированием и развертыванием ленинского понимания морали. Более того, ее нацеленность по сути дела была иной. Практическая заостренность всей работы, связанной с новой дисциплиной, состояли в том, чтобы обосновать независимость морали от политической идеологии, показать особую роль и самостоятельную значимость морали в системе общественных мотивов, оценок, регулятивных норм, акцентировать в ее содержании общечеловеческие моменты, создающие аксиологический язык для широкого общественного диалога поверх классовых антагонизмов и идеологических противостояний. Отнюдь не было случайностью, что стимулирование этики и апелляция к морали по времени совпали с десталинизацией во внутренней и установкой на мирное сосуществование во внешней политике: теперь уже речь шла не о разоблачении классово-враждебных элементов, а о «коммунистическом воспитании трудящихся» и не о воинственной враждебности по отношению к внешнему врагу, а о демонстрации «преимуществ социализма». Идеологическое обеспечение этих задач составляло то, что, пользуясь языком того времени, можно было бы назвать социальным заказом этике. Общая задача обоснования морали в ее самостоятельности, незаменимой роли в жизни человека и общества решалась различными теоретическими средствами. Прежде всего следует назвать попытки сформулировать специфичную для марксизма этическую нормативную программу. Наиболее цельными среди них были концепции А.Ф.Шишкина и Я.А.Мильнера-Иринина. А.Ф.Шишкин систематизировал этику на основе и в рамках общей схемы исторического материализма, особо акцентируя те суждения классиков марксизма (типа высказывания К.Маркса о простых законах нравственности и справедливости – соч. Т. 16, с. 11), которые позволяли истолковать мораль как позитивный и общечеловеческий феномен, обосновать официально прокламируемые моральные ценности (коллективизма, добросовестного труда и др.). Я.А.Мильнер-Иринин правильно уловил, что марксизм не формулирует особую нормативную теорию, а переводит выработанные в ходе истории общегуманистические идеалы на язык коммунистического действия; он фактически предложил этизированную версию марксизма и истолковал коммунизм как осуществление принципов истинной человечности. Основные теоретические поиски (а соответственно и теоретические различия) советской этики были связаны с освоением классических философских традиций. Внимательный анализ советской этической литературы найдет в ней влияние и идеи кантианства (О.Г.Дробницкий, Э.Ю.Соловьев), гегельянства (Ю.В.Согомонов, А.И.Титаренко), персонализма (Г.Д.Бандзеладзе, Т.В.Самсонова), аксиологии (Л.М.Архангельский, В.А.Василенко, В.Н.Шердаков), натурализма (В.Т.Ефимов), утилитаризма (В.И.Бакштановский) и др. Эти идейные традиции открыто не манифестировались, соединялись с марксистскими схемами и учениями, как минимум прикрывались марксистской терминологией, но тем не менее именно они задавали содержательные акценты этической теории. И, когда в 90-е годы марксистско-коммунистическая маркировка текстов в начале перестала быть обязательной, чуть позже стала нежелательной, а какое-то время и вовсе рассматривалась как предосудительная, то такой поворот событий явился, конечно, для советской этики вызовом, но не таким, на который ей нечем было ответить. Нельзя, разумеется, дело представлять таким образом, будто коммунистически-марксистская форма этики была чем-то вроде маскировочного костюма, призванного лишь внешне прикрыть ее реальное (внемарксистское) профессиональное содержание – это не так, если исходить из объективного анализа этических текстов и тем более не так, если иметь в виду субъективные позиции авторов. Я не хочу упрощать проблему. Я хочу лишь подчеркнуть одну мысль: советская этика имела богатое, разнообразное научное содержание, выходившее за рамки господствовавшей (и в обществе и в головах самих этиков) идеологической заданности и ставшей основой ее развития в новых условиях философско-мировоззренческого плюрализма. Вопрос о том, чем стала, в каких формах существует, как развивается постсоветская этика в России, выходит за рамки данной статьи; важно подчеркнуть только то, что переход от советской этики к постсоветской в этом случае, в общем и целом, оказался непрерывным.
* * *
Таким образом, на почве
марксизма выросли настолько
разные этические концепции, что
если попытаться суммировать их в
едином понятии марксистской этики,
то это понятие неизбежно будет
многозначным, неопределенным. Можно
указать, пожалуй, только на два признака,
которые являются общими для них
всех: субъективная приверженность Марксу
и антикапиталистическая
«Марксистская
этика в СССР»
(историко-теоретический обзор) Л.И. Бондаренко,
В.Ю. Перов.
«Марксистские традиции
в этике»
А.А. Гусейнов. Тюмень, 2000.
«Понятие
морали»
Историко-критический очерк. О.Г. Дробницкий.
Москва, 1974.
«Очерки
марксистско-ленинской этики»
В.Г. Иванов, Н.В. Рыбакова. Ленинград, 1963
Москва, 2010 г.