Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:24, контрольная работа
В работе раскрываются характерные особенности современной западной философии. Критика классической философии
Тема: Основные
направления и идеи
современной западной
философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Характерные
особенности современной
В XX в. революционные
сдвиги в научном познании, технический
прогресс и ряд других социокультурных
изменений несколько ослабили жесткое
противостояние классов, каким оно было
в XIX в. В связи с развитием теоретического
естествознания в конце прошлого и начале
нынешнего века спекулятивные как материалистические
(Спиноза, Фейербах), так и идеалистические
системы (Шеллинг, Фихте, Гегель) обнаружили
свою недостаточность и даже непригодность
для объяснения изменений в области науки
и в развитии общества. В философских школах
XX в. противостояние идеализма и материализма
не занимает того места, как в эпоху Нового
времени, метафизический материализм
и идеалистическая диалектика не имели
большого влияния.
На новой научно-исторической основе сохранились
доктрины материализма (антропологический
материализм, научный материализм) и некоторые
системы спекулятивного идеализма (неотомизм,
неореализм и др.). В то же время просматривается
тенденция к диалогу и синтезу (но не к
слиянию) ряда современных направлений
в области философии. В развитии современной
философии стало обычным использование
достижений разнообразных школ. Так, например,
в работах известного философа Ю. Хабермаса,
одного из представителей Франкфуртской
школы, эта тенденция выразилась в использовании
многих положений психоанализа, герменевтики,
марксизма, современного позитивизма.
Современная лингвистическая философия
с успехом использует идеи феноменологии.
Таким образом, в XXв. четко проявилась
тенденция к открытости и взаимообогащению
разных философских школ.
В XX столетии философия представлена,
в частности, такими противоположными
направлениями, как сциентизм
и антисциентизм.Сциентизм (от лат.
Scientia — наука) ориентирован больше на
развитие естествознания и является продолжением
позитивизма XIX в. Образцом научности прежде
всего рассматривается современная физика.
Однако ее новейшие открытия, приведшие
к созданию теории относительности и квантовой
теории в ее новейшем варианте, обусловили
появление нового вида рациональности,
исходящей из учета противоречивой природы
физических объектов. В силу этого противоположность
сциентизма и антисциентизма, который
отнюдь не полагается на ясность научного
мышления, оказывается весьма относительной.
Стирается также резкое противоречие
между рационализмом и эмпиризмом, рационализмом
и иррационализмом. Иррационализм представлен
концепциями «Философии жизни» таких
мыслителей, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
А. Бергсон, В. Дильтей, С. Кьеркегор и др.
Он стремится показать особенности гуманитарного
знания и неисчерпаемость объектов исследования
человека и общества, его культуры.
Философию XX в. отличает также многопредметность.
Это выразилось в многообразии ее школ
и направлений и свидетельствует о многослойности
современной науки и культуры. Все новые
и новые сферы мира, ранее остававшиеся
неизвестными, включаются в орбиту их
научного и философского осмысления.
Вопрос о классификации направлений и
школ философии XX в. разработан пока не
очень подробно и глубоко. Можно предложить
следующее разграничение современной
философии на три, иногда пересекающиеся
группы школ:
• аналитически-позитивистские школы;
• экзистенциально-
• религиозно-философские.
Говоря о Гегеле, Шопенгауэр не скупится на эпитеты: прислужник власти, «шарлатан тупоумный, тошнотворный, неграмотный», его мистифицирующие «нонсенсы продажными наймитами были выданы за бессмертную мудрость», и до сих пор не утихает восторженный хор, слащавее которого еще не слыхивали, «неограниченную сферу интеллектуального влияния он использовал для интеллектуальной коррупции целого поколения». «Надутой пустотой» Шопенгауэр окрестил взгляды Фихте и Шеллинга, «чистым шарлатанством» — Гегеля.
Есть одна истина,
значимая для любого живого мыслящего
существа, писал Шопенгауэр в сочинении
«Мир как воля и представление». И
она в том, что «нет ни солнца, ни земли,
а есть лишь глаз, который видит, рука,
чувствующая тепло земли», окружающий
мир есть только в представлении, т. е.
всегда и только в связи, с другим бытием
— воспринимающим. «Все, что ни есть в познании,
и самый мир — объект в отношении к субъекту,
лишь для субъекта он и существует. Мир
есть мое представление». Мир есть представление.
А у представления есть две существенные,
необходимые и не отделимые друг от друга
цели — субъект и объект. Субъект представления
есть тот, кто все познает, сам не познанный
никем. «Субъект — опора мира, всеобщее
условие, любым феноменом, любым объектом
подразумеваемый: в самом деле, все существует
не иначе, как в функции субъекта». Объект
представления как познанное обусловлен
априорными формами пространства и времени,
в силу чего и есть множественность. Субъект,
напротив, вне времени и пространства,
он целостен и индивидуален в каждом существе,
способном иметь представления. Чтобы
сконструировать мир из миллиона представлений,
достаточно одного субъекта. Но с исчезновением
субъекта нет мира как представления.
«Субъект и объект, следовательно, неотделимы:
каждая из двух половинок осмысленна только
посредством другой, то есть каждая существует
рядом с другой, с ней же вместе исчезает».
О большинстве философов можно сказать, что они уподобляются умнику, который, «соорудив помпезную крепость, сам удалился отдыхать в уютный амбар. Отчего ж они не хотят жить в построенных ими монолитах-системах? Этот вопрос есть одновременно обвинение». Обвинение прежде всего гегелевской системе с ее претензией на всеохват и всепонимание: ведь любое событие необходимо. Но когда экзистенцию и все человеческое пытаются запрятать в клетку системы, результат, по мнению Кьеркегора, получается комический. Комичной выглядит и фигура Гегеля. «Единичный», индивид — категория, с точки зрения которой следует рассмотреть время, историю, человечество. Альтернативу гегелевской системе Кьеркегор видит именно в личности. Единичный человек важнее рода (и гегелевского «человечества»), он оспаривает и ниспровергает систему. Он противостоит всем формам имманентизма и пантеизма, где универсальное поглощает индивидуальное. По мнению Кьеркегора, вера как «факт христианского бытия» образует центральный момент экзистенции. При этом очевидно, что философию и христианство нельзя примирить. Верующий, полагает Кьеркегор, не может философствовать, как если бы христианства не было.
С духовной стороны человека характеризует его свойство быть единственным в своем роде. В животном мире преобладает родовое начало, а потому царствует необходимость, законы которой изучает наука. В сфере становящегося, исторического, событийного экзистенция уже больше напоминает царство свободы. Человек выбирает свое бытие, а значит, его экзистенциальная реальность не столько необходимость, сколько возможность. Все одинаково возможно, реально достижимо все. Но здесь есть обратная сторона: ни на что нельзя претендовать в абсолютном смысле.
Главное возражение,
выдвигаемое Кьеркегором против
естественных наук (в действительности
против позитивистского сциентизма),
состоит в следующем: «Возможно ли, чтобы
человек, воспринимая себя как духовное
существо, мог увлечься мечтой о естественных
науках (эмпиричных по содержанию?»
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Сциентизм,
иррационализм, экзистенциализм, феноменология,
позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм,
технократия, «творческая эволюция», неотомизм,
историцизм.
Сциентеизм- концепция,
заключающаяся в абсолютизации роли науки
в системе культуры, в идейной жизни общества
Иррационализм- учение,
внутренне близкое агностицизму, – определяет
инстинкт, интуицию, чувство, любовь как
решающие источники познания, данные которых
разум лишь разрабатывает дальше.
Экзистенциализм- философия
существования. В целом философия этого
направления характеризуется отходом
от рационализма и теоретико-познавательных
проблем, поворотом к проблеме человека,
выраженной в сверхрациональной, эзотерической,
иррациональной форме.
Феноменология- учение
о явлениях (феноменах) сознания и формах
развития абсолютной идеи, а также познания
как процесса самопознания абсолютного
духа
Позитивизм- направление
немарксистской философии, объявляющее
единственным источником истинного, действительного
знания конкретные (эмпирические) науки
и отрицающее познавательную ценность
философского исследования.
Неопозитивизм- философское
течение, современная форма позитивизма.
Постпозитивизм- общее
название, используемое в философии науки
для обозначения совокупности философско-методологических
концепций, пришедших на смену тем, которые
были разработаны в рамках неопозитивизма.
Технократия- Социологическое
учение, основанное экономистами Г. Скоттом
и Т. Вебленом в 20-х гг. 20 в. Сторонники этого
учения пропагандируют необходимость
установления политической власти технических
специалистов, абсолютизируют роль техники
в социальной жизни и подчеркивают зависимость
индивидов от совр. технологии.
«Творческая эволюция»- работа
Бергсона. Книга состоит из Введения и
четырех глав. По мысли Бергсона, мысль
о длительности порождает идею эволюции,
мысль о рассудке – идею жизни.
Неотомизм- современная
версия (собственно новейший – третий
– период развития) томизма
Историцизм- направление
мысли, ставящее основной акцент на изучении
последовательности событий, избегающее
обращения к каким бы то ни было метафизическим,
вечным и неизменным началам.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Что такое
«Я», «сверх–Я», «Оно»? Какие направления
в философии используют эти понятия?
Под Я (эго) 3. Фрейд
понимал как особую психическую
инстанцию, так и личность в целом. Если
рассматривать человеческую психику под
углом зрения функционирования в ней трех
инстанций (сфер, частей, элементов) - Оно,
Я и Сверх-Я, то Я - это такая психическая
инстанция, которая стремится осуществить
контроль над всеми процессами, протекающими
в человеческой психике. Его психологическая
функция состоит в приведении хода событий
в Оно на более высокий уровень, его конструктивная
функция заключается в регулировании
между запросом инстинкта и действием.
Рассматривая взаимоотношения между Оно
и Я, 3. Фрейд исходил из того, что Я является
измененной частью Оно. В функциональном
отношении Я - представитель внешнего
мира. Если в своей деятельности Оно руководствуется
принципом удовольствия, то Я старается
заменить его принципом реальности. Оно
- безрассудно. Я характеризуется осмотрительностью.
3. Фрейд сравнивал Я и Оно с тем положением,
которое занимает всадник по отношению
к коню. Всадник (Я) должен обуздать превосходящего
его по силе коня (Оно). Всадник определяет
цель, конь дает энергию для движения.
В идеале между ними наблюдаются согласованные
действия. Однако нередко всаднику не
остается ничего иного, как вести коня
туда, куда непослушный конь хочет направиться.
Я идет на поводу Оно, хотя и полагает,
что движение совершается им по собственной
воле.
В Я не только самое глубокое, но и самое
высокое может быть бессознательным. Речь
идет о выделении в Я как личности еще
одной ступени, инстанции, которую основатель
психоанализа назвал Сверх-Я. Я черпает
Сверх-Я из Оно. Это Сверх-Я царит над Я
как совесть, как бессознательное чувство
вины. Сверх-Я противостоит Я как представитель
внутреннего мира Оно. Стало быть, конфликты
между Я и Сверх-Я отражают противоположность
внешнего и внутреннего мира, телесного
и психического.
Между Оно, Я и Сверх-Я устанавливаются
сложные отношения. Я обороняется от многочисленных
требований Оно, направленных на удовлетворение
бессознательных желаний человека. Я обороняется
также и от укоров карающей совести, т.
е. от суровых требований Сверх-Я. Но т.
к. ему удается подавить только грубые
посягательства со стороны Оно и Сверх-Я,
то в Я наблюдаются бесконечные терзания
по поводу своего бессилия. Таким образом,
Я как бы «не является хозяином в своем
собственном доме». С точки зрения 3. Фрейда,
Я - это несчастное существо. Я страдает,
поскольку подвергается опасностям и
испытывает угрозы с трех сторон. Я подвергается
воздействию со стороны внешнего мира,
сексуальных влечений Оно и суровости
Сверх-Я. Это означает, что Я оказывается
«слугой трех господ».
Я реагирует на исходящие со всех сторон
опасности проявлением страха. Так, согласно
3. Фрейду, если Я признает свою слабость,
то в нем возникает страх - реальный страх
перед внешним миром, страх совести перед
Сверх-Я, невротический страх перед силой
страстей в Оно. Стало быть, Я представляет
собой очаг страха, способствующего его
расщеплению и возникновению психических
расстройств.
Терапевтические усилия психоанализа
направлены на укрепление силы Я. В процессе
психоаналитического лечения выявляются
скрытые влечения Оно и строгие требования
Сверх-Я. Выявленные с помощью психоаналитической
техники бессознательные влечения и требования
предстают перед сознанием человека. Тем
самым открываются возможности для их
осознания. Психоанализ нацелен на то,
чтобы сделать Я более независимым от
Оно и Сверх- Я. Поскольку Оно и Сверх-Я
являются сосредоточением бессознательного,
то их содержание необходимо перевести
в сознание. Иными словами, там, где было
Оно, должно стать Я. Такова, по словам
3. Фрейда, одна из основных задач психоанализа.
В конечном счете психоаналитическая
терапия направлена на обогащение Я человека
из его собственных глубин. Психоаналитик
стремится к тому, чтобы предоставить
Я пациента ранее недоступную ему энергию,
которая из-за вытеснения лежит связанной
в бессознательном, а также ту энергию,
которую его Я непродуктивно растрачивало
на поддержание вытеснений и других защитных
механизмов. Что касается исхода лечения,
то, как считал 3. Фрейд, многое зависит
от того, насколько прочно и глубоко укоренены
сопротивления изменению Я.
Сверх-Я - Основные понятия психоанализа.
Одна из трех
гипотетических систем трехкомпонентной
(структурной) модели психики З.Фрейда
- Сверх-Я - обеспечивает и поддерживает
сложный конгломерат идеалов, ценностей,
запретов и приказаний (совесть).
В понимании 3. Фрейда Сверх-Я погружено
в Оно (бессознательное). Я (сознание) черпает
Сверх-Я из Оно. Если Оно олицетворяет
собой влияние наследственности, а Я определяется
собственным опытом человека, т. е. случайными,
текущими событиями, то Сверх-Я отражает
«влияние того, что взято от других людей».
С точки зрения основателя психоанализа,
бессознательное Оно аморально, Я пытается
быть моральным, Сверх-Я может стать гиперморальным
и тогда оно терроризирует Я, выступает
против него с беспощадной яростью.
Согласно 3. Фрейду, Сверх-Я тесно связано
с эдиповым комплексом: оно окончательно
оформляется у ребенка после прохождения
стадии этого комплекса на основе эмоциональных
отношений между ребенком и его родителями,
т. е. тех отношений, которые характеризуются
амбивалентностью, включающей в себя чувства
любви и ненависти, привязанности и страха.
Наряду с совестью и самонаблюдением,
Сверх-Я наделено другими функциями - Сверх-Я
- носитель идеала-Я. Я соизмеряет себя
с этим идеалом, стремится к нему, пытается
достичь совершенства, а сам идеал является
отражением ранних представлений ребенка
о родителях, которыми он восхищался, также
Сверх-Я ребенка обладает той особенностью,
что строится не по примеру родителей,
а по родительскому Сверх-Я. Оно несет
в себе традиции расы и народа, включает
ценности поколений. В нем продолжает
жить прошлое.
Изучение и терапия неврозов привели 3.
Фрейда к выводу, что индивидуальное Сверх-Я
содержит такие суровые заповеди и строгие
запреты, которые делают Я несчастным.
Не выдерживая тирании Сверх-Я, несчастное
Я спасается «бегством в болезнь» и при
всех формах психических заболеваний
необходимо принимать во внимание «поведение
Сверх-Я».
Одна из целей психоаналитической терапии
состоит в том, чтобы понизить уровень
притязаний Сверх-Я по отношению к Я. Этому
способствует явление переноса, при котором
пациент может ставить психоаналитика
на место своего отца или матери и наделять
его той властью, которую его Сверх-Я имеет
над Я. У обновленного Сверх-Я появляется,
по выражению 3. Фрейда, «возможность для
некоторого рода последующего образования
невротика», поскольку оно может исправить
ошибки, ранее допущенные родителями при
обучении ребенка.
Сверх-Я - Основные понятия психоанализа.
Одна из трех
гипотетических систем трехкомпонентной
(структурной) модели психики З.Фрейда
- Сверх-Я - обеспечивает и поддерживает
сложный конгломерат идеалов, ценностей,
запретов и приказаний (совесть).
В понимании 3. Фрейда Сверх-Я погружено
в Оно (бессознательное). Я (сознание) черпает
Сверх-Я из Оно. Если Оно олицетворяет
собой влияние наследственности, а Я определяется
собственным опытом человека, т. е. случайными,
текущими событиями, то Сверх-Я отражает
«влияние того, что взято от других людей».
С точки зрения основателя психоанализа,
бессознательное Оно аморально, Я пытается
быть моральным, Сверх-Я может стать гиперморальным
и тогда оно терроризирует Я, выступает
против него с беспощадной яростью.
Согласно 3. Фрейду, Сверх-Я тесно связано
с эдиповым комплексом: оно окончательно
оформляется у ребенка после прохождения
стадии этого комплекса на основе эмоциональных
отношений между ребенком и его родителями,
т. е. тех отношений, которые характеризуются
амбивалентностью, включающей в себя чувства
любви и ненависти, привязанности и страха.
Наряду с совестью и самонаблюдением,
Сверх-Я наделено другими функциями - Сверх-Я
- носитель идеала-Я. Я соизмеряет себя
с этим идеалом, стремится к нему, пытается
достичь совершенства, а сам идеал является
отражением ранних представлений ребенка
о родителях, которыми он восхищался, также
Сверх-Я ребенка обладает той особенностью,
что строится не по примеру родителей,
а по родительскому Сверх-Я. Оно несет
в себе традиции расы и народа, включает
ценности поколений. В нем продолжает
жить прошлое.
Изучение и терапия неврозов привели 3.
Фрейда к выводу, что индивидуальное Сверх-Я
содержит такие суровые заповеди и строгие
запреты, которые делают Я несчастным.
Не выдерживая тирании Сверх-Я, несчастное
Я спасается «бегством в болезнь» и при
всех формах психических заболеваний
необходимо принимать во внимание «поведение
Сверх-Я».
Одна из целей психоаналитической терапии
состоит в том, чтобы понизить уровень
притязаний Сверх-Я по отношению к Я. Этому
способствует явление переноса, при котором
пациент может ставить психоаналитика
на место своего отца или матери и наделять
его той властью, которую его Сверх-Я имеет
над Я. У обновленного Сверх-Я появляется,
по выражению 3. Фрейда, «возможность для
некоторого рода последующего образования
невротика», поскольку оно может исправить
ошибки, ранее допущенные родителями при
обучении ребенка.
Информация о работе Основные направления и идеи современной западной философии